Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.
Примеры:
- Пожар в лесу уничтожил все растения и деревья. У слона не осталось пищи. Что делать?
- Перелетные птицы не смогли улететь на юг. Что делать?
- Деревья в лесу больные и голые, а у белки на дереве дупло. Что делать?
- У доктора Айболита закончились лекарства, чтобы лечить больных зверей. Что делать?
- Бабочка намочила крылья во время дождя. Теперь она не может летать. Что делать?
- Водоемы в городе пересохли из-за сильной засухи. Птицам не хватает воды. Что делать?
- Берлогу медведя завалило деревьями. Как пробраться медведю домой?
- Посевам на полях вредят зайцы. Что делать, чтобы сохранить урожай?
- Хищники нападают на гнезда птиц и воруют их кладку яиц. Птицам нужно улетать, чтобы найти еду, но они не могут покинуть гнезда. Что делать?
- Как лисе угоститься из кувшина, наполненного наполовину?
Читайте также |
---|
Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста
Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...