Викторина по экологии «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, потому что уже сейчас планируемое человеком производство материальных благ грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. Поэтому, очень важно экологическое воспитание детей начинать с дошкольного возраста.

Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни, когда педагог систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами природы, составляющими их предметное окружение. Накопленные представления необходимо упорядочить: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить. В этом случае решающую роль начинают играть различные виды образовательной деятельности.

Викторина разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

Цель: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру; воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, желания заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Задачи викторины:

  1. Закрепить знания детей о природе, продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
  2. Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях.
  3. Закрепить правила поведения в природе и воспитывать любовь к родному краю.
  4. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников, развивать память, быстроту реакции, чувство ответственности перед своей командой.

Оборудование: природоохранительные знаки, эмблемы для команд, песочные часы, волчок, аудиозапись, медали, конверт с заданиями, колокольчик, скрипичный ключ.

Предварительная работа: Беседа с детьми об интеллектуальной телевизионной игре, о ее правилах, заучивание девиза и физ. минутки.

 

Ход.

Под музыку команды входят в группу.

Ведущий.

Ребята!!! Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Где бы вы небыли в лесу, на лугу, на берегу море повсюду вас окружает. Но мы с вами очень любознательный народ, и нам открываются любые тайны. Мы с вами очень много рассматривали картин и иллюстрации о природе, узнали интересные сведения о жизни растений и животных из книг и энциклопедии. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира.

Сегодня мы собрались на игру «Что? Где? Когда?» В игре примут участия две команды. Это команда: «Чистый ручеек» и команда «Защитники леса». Правила поведения: выслушать задания до конца, не подсказывать, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. За каждый конкурс и правильный ответ жюри будет присуждать балы. После проведение викторины жюри подсчитает количество балов, и определиться победитель игры.

Итак, начинаем приветствия команд:

Капитан команды «Чистый ручеек» ваш девиз

«Давайте беречь нашу планету, другой такой на свете нет!»

Капитан команды «Защитники леса» ваш девиз

«Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!»

Ведущий: Ну, вот и познакомились, прекрасные приветствия, займите свой места.

Ведущий: Итак!! Начинаем игру « Что? Где? Когда?» Победит та команда, которая хорошо знает жизнь природы и умеет правильно себя вести в природе и оберегать её. Первой будет отвечать та команда, которая отгадает загадку:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках её не удержать

И на коне не удержать. (Вода.)

Ведущий: Крутим волчок

Первый раунд.

Конверт под №1 Конкурс «Назови быстро»

Ребята вы должны за тридцать секунд ответить на вопросы как можно быстрее. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал колокольчик.

Первый будет отвечать команда «Чистый ручеек»: слушайте

- Какие части тела есть у рыбы. (Голова, хвост.)

- Какие звери впали в спячку зимой. (Медведь, еж, барсук.)

- Что будет если растения не поливать. (Высохнут.)

- Где встречается вода. (В ручейке, реке, озере, океане, в море, в кране.)

- Время года, когда просыпается природа. (Весна.)

- Что приходиться наблюдать на небе после дождя. (Радуга.)

- Какое растение может нас обжечь. (Крапива.)

- Какие бывают камни. (Твердые не рассыпаются, разные.)

- Сколько ног у паука. (Восемь.)

- Лошадь в тельняшке. (Зебра.)

Вопросы для команды «Защитники леса»: слушайте

- Кто любит колоски. (Мыши.)

- Чем растения отличаются от животных. (Животные могут двигаться, растения нет; животные могут «говорить».)

- Чем питается сова. (Ловит мышей на обед.)

- Какой цветок без листьев цветет? (Мать – и – мачеха.)

- Что умеет делать ветер. (Шуметь, гудеть, качать деревья, поднимать пыль.)

- Как называется зверь, строящий на реках плотины. (Бобер.)

- У какого дерева белый ствол. (Береза.)

- Голуби, ласточка, воробей, скворец, ворона – кто это? (Птицы.)

- Кто носит свой дом на себе? (Улитка.)

- Делают запасы еды на зиму зайцы? (Нет.)

Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

Ведущий: Крутим волчок

Второй раунд.

Конверт под №2 «Черный ящик»

В черном ящике находится плод дерева. Весной дерево очень красиво цветет, его плоды созревают в колючей скорлупе. Когда скорлупа раскрывается, значит, плод созрел. Как вы думайте, что в черном ящике? (Каштан)

Правильный ответ очень важно, чтоб нас окружало много деревьев, деревья украшают наши улицы, дома, детский сад.

Ведущий: Крутим волчок

Третий раунд.

Конверт под №3 «Назови лишнее слово»

Ребята я назову ряд слов вы должны выделить лишнее слово, которое не подходит к остальным и объяснить почему.

Отвечает команда «Чистый ручеек»

- Собака, корова, лиса, коза.

- Комар, бабочка, акула, кузнечик.

- Клен, тополь, ель, береза.

Отвечает команда «Защитники леса»

- Хек, дельфин, снегирь, кит.

- Волк, медведь, заяц, кошка.

- Пион, калина, черемуха, сосна.

Ведущий: Какие вы все молодцы ребята справились с заданием, и мы продолжаем дальше играть.

Ведущий: Крутим волчок

Четвертый раунд.

Конверт под №4 « Угадай по тени»

Ведущий: У вас за столами будут выставляться тени животных, вы должны их показать и назвать. Кто быстрее справиться с заданием, та команда и победила.

Ведущий: Молодцы!!! Но наша викторина продолжается.

Ведущий: Крутим волчок

Пятый раунд.

Конверт под №5 « Музыкальная пауза» (разминка)

Ведущий: Немного с вами отдохнули, займите свои места.

Ведущий: Крутим волчок

Шестой раунд.

Конверт под №6 « На группы разделите животных»

Ведущий: Ребята задание очень тяжелое, будьте очень внимательны. У вас на столах в рассыпную будут лежать группы разных животных, вам необходимо объединить этих животных в одну группу.

Команда «Чистый ручеек»: собирает насекомых.

Команда «Защитники леса»: собирают земноводные.

Ведущий: Ребята хочу вас похвалить, вы так старались, я даже стала переживать, но вы правильно разделили группы животных, даже ни разу не ошиблись.

Ведущий: Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И вы, конечно, знаете, что иногда люди причиняют вред природе своим неумением вести себя. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их. (Работают обе команды.)

Итак, что нельзя делать в лесу?

  • Не лови красивых насекомых.
  • Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
  • Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
  • Не жги костры, может случиться пожар.
  • Не рви цветы, пусть красивые растения остаются в природе.
  • Не руби деревья, они вырабатывают много кислорода.
  • Не ломай ветки, это руки деревьев.
  • Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Ведущий: Молодцы ребята, наша викторина подошла к концу, вспомнили кто, где и как живет. Как правильно вести себя в природе, отвечали на все вопросы. А сейчас наступил самый торжественный момент в нашем Клубе Веселых и Находчивых знатоков природы.

Предоставляется слово жюри, победила дружба, награждение медалями.

Выводы: только бережное отношение к тому, что живет и растет вокруг нас, может сделать нашу жизнь полноценной, радостной и прекрасной. Ничего не заменить нам свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озера с зелеными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее бесценным богатствам, но и побуждать к этому других людей, которые относятся к ней потребительски, оскверняют своим бескультурьем.

 

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми». Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002 г.
  2. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников». Минск, «Асар», 2001 г.
  3. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду». Москва, «Мозаика-синтез», 2003 г.
  4. Сборник «Общество и природная среда». – М.: Знание, 1980 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»