Логические блоки Дьёныша – универсальный дидактический материал для детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы [1].

Рассмотрим, как можно использовать блоки Дьенеша в каждой возрастной группе.

1 младшая группа – блоки используют в середине и в конце учебного года как материал для игр – дети знакомятся, трогают, рассматривают, к концу года педагог работает с блоками и карточками к ним, развивая у малышей умение оперировать одним свойством.

А также применять эти умения не только с блоками, но и со сказочными героями, например выполнить задание: «Кто должен прийти в гости к медведю и зайцу?» (обращать внимание на размер пеньков).

2 младшая группа – у детей развивают умение работать с 2 свойствами предметов и карточки используются с опорой на 2 свойства.

Например, выполнить задание: «К какому сказочному герою придет девочка, если будет шагать:

а) только по большим камням;

б) по большим квадратным камням;

в) и по большим и по маленьким камням.

Средняя группа - уже к концу года учат детей оперировать 3 свойствами. Воспитатель вводит в объяснительную речь детей частичку «не». Например, решить задание: «Кто и в каком домике живет?». Или используя мелкие игрушки, можно давать детям задание, построить дорожку, по которой будет ходить или бегать данная игрушка. В этом случае каждому ребенку дается карточка с символами, кодирующая 2 – 3 свойства предмета, дети должны из общей массы (блоки Дьенеша, кубики) выбрать для постройки ему необходимые.

Старший дошкольный возраст – весь год используют карточки, позволяющие развивать умение оперировать 3 свойствами, и концу года 4 свойствами. С помощью блоков Дьенеша, дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. Выполнить задание по типу «Лото». Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3 – 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится ведущим [3].

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:
найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине); назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине) и т.д.

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям. Игры и упражнения с логическими блоками можно играть как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если их дополнить развивающими играми и игровыми заданиями, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможем детям преодолевать интеллектуальные трудности [1].

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку[2].

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Использование блоков Дьенеша работе с дошкольниками способствует:

• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

• Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развитию познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

• Развитию творческих способностей.

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом, что важно при подготовке к школе.

 

Литература:

1. Носова Е.А., Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников., С-пб,1996, С.25-41.

2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс",2002.

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду.М.,1981, С.18,97,101,136-146.



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Овощи – фрукты»   Области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая. Цель: приобретение навыков лексико-грамматического...

Тематическое планирование игровой деятельности

Тематическое планирование игровой деятельности (Старшего дошкольного возраста)   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка:...

Сценарий праздника 8 марта «Сюрприз для бабушек и мам» для…

Сценарий праздника 8 марта «Сюрприз для бабушек и мам» для детей 5-6 лет В зал под музыку входит Ведущая. Ведущая: Милые женщины...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство