Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: Формирование уважительного отношения к государственным символам России.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать первоначальные представления о символике России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.
  • Познакомить детей с историей флага и герба, их значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.
  • Дать представление о неофициальном символе России – березе.

Развивающие:

  • Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.
  • Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.
  • Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданско-патриотическому воспитанию, проведение познавательных бесед по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России. Просмотр познавательного видео ролика: «Кругосветное путешествие с Хрюшей и Степашкой». Д/игры: «Лото – символы России», Кубик Блума «Символы России», карточки перевертыши «Символы России».

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материал: Карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Разбери монеты», «Найди флаг», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ, изображение березы без листьев, мяч, диктофон, портативная колонка.

Ход НОД:

Организационный момент. (Звенит колокольчик.)

Педагог: Ребята, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Замечательно! Какие вы у меня молодцы!

Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Можно отправляться в страну «Знаний»!

Мотивация:

Педагог: Ребята, к нам за помощью обратилась Марина Ивановна, воспитатель из другого детского сада. Она рассказала о том, что в их детском саду открылся музей государственной символики. В их музее собраны игры, коллекции флагов разных стран, значков с изображением гербов, альбомы помогающие детям лучше узнать о государственной символике. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России.

Марина Ивановна не случайно обратилась именно к вам за помощью. Она знает, что вы уже много знаете по этой теме, и наверняка, сможете ей

помочь.

Как можно помочь Марине Ивановне? (Предположения детей.)

Педагог: Молодцы, ребята, все правильно предложили. Но чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о государственных символах. А Ольга Фёдоровна запишет все ваши ответы на диктофон, и мы сможем потом отправить рассказы Марине Ивановне. Согласны?

- Давайте повторим, а с чем - то познакомимся впервые. А чтобы наше путешествие было не скучным, к нам в гости заглянула….

- Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами, отгадав загадку:

Стоит Алёна, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке, свесив сережки. (Береза.)

- Умнички! Правильно отгадали!

- Дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.

- Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания.

Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.

Педагог читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

- Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!».
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик и ты…- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Россия)
- А какие страны вы знаете? (Ответы детей.)
- Давайте вспомним жителей разных стран.Д\и «Кто в какой стране живёт». - Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани.
Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь
Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (Мир и чистоту совести.)
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду.)
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу.)
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?)
Д/упр. «Какой, какая, какие».
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей.)
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?Д/и «Узнай, найди и назови флаг». - Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня.
-Что это за песня? (Гимн.)
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный.
- Его нужно слушать стоя и молча. Предлагаю вам встать и послушать слова гимна.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей.)
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей.)
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
Физкультминутка.
В нашей стране горы высокие
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
Мы ребята вот такие!
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
- Где можно увидеть герб? (Ответы детей.)
Педагог: Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?Д\и «Разбери монеты».
Педагог: Обратите внимание, на мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет? (Копье.)
- Все верно, изображение Георгия Победоносца с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло название «копейка».
- Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Ваши рассказы, записанные с помощью диктофона, я отправлю воспитателю Марине Ивановне. Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей.)
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей.)
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп д/с? (Предложения детей.)
Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.
Дать домашнее задание: придумать эмблему группы и нарисовать эскиз.
- Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.
- И я тоже рада как вы сегодня работали на занятии, отвечали полными предложениями, не выкрикивали, работали дружно.
Вручить медали с изображением герба.  

 

Приложение.

Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт».

Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задёт вопрос, дети отвечают. Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

Дидактическая игра «Узнай наш флаг».

Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

Дидактическая игра «Разбери монеты»

Цель: Закрепить знания детей о гербе РФ, научить узнавать герб среди гербов других стран.

Ход игры:

На столах выкладываются печатные монеты и купюры разных стран. Детям предлагается выбрать только Российские монеты и рубли, объяснить как они определили.

Физкультминутка.

В нашей стране горы высокие

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

Мы ребята вот такие!

 

Используемая литература

  1. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  2. Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog50937/konspekt-zanjatija-dlja-detei-6-7-let-tema-gosudarstvenye-simvoly-rosi.html
  4. Л.В Коломийченко, Г.И. Чугаева «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме…

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир Хохломы» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего…

Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста (Из опыта работы)

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения…

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения И.Козеевой «Лучик солнца» Задачи: закрепить знания детей о приметах весны, учить...