Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: Формирование уважительного отношения к государственным символам России.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать первоначальные представления о символике России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.
  • Познакомить детей с историей флага и герба, их значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.
  • Дать представление о неофициальном символе России – березе.

Развивающие:

  • Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.
  • Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.
  • Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданско-патриотическому воспитанию, проведение познавательных бесед по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России. Просмотр познавательного видео ролика: «Кругосветное путешествие с Хрюшей и Степашкой». Д/игры: «Лото – символы России», Кубик Блума «Символы России», карточки перевертыши «Символы России».

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материал: Карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Разбери монеты», «Найди флаг», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ, изображение березы без листьев, мяч, диктофон, портативная колонка.

Ход НОД:

Организационный момент. (Звенит колокольчик.)

Педагог: Ребята, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Замечательно! Какие вы у меня молодцы!

Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Можно отправляться в страну «Знаний»!

Мотивация:

Педагог: Ребята, к нам за помощью обратилась Марина Ивановна, воспитатель из другого детского сада. Она рассказала о том, что в их детском саду открылся музей государственной символики. В их музее собраны игры, коллекции флагов разных стран, значков с изображением гербов, альбомы помогающие детям лучше узнать о государственной символике. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России.

Марина Ивановна не случайно обратилась именно к вам за помощью. Она знает, что вы уже много знаете по этой теме, и наверняка, сможете ей

помочь.

Как можно помочь Марине Ивановне? (Предположения детей.)

Педагог: Молодцы, ребята, все правильно предложили. Но чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о государственных символах. А Ольга Фёдоровна запишет все ваши ответы на диктофон, и мы сможем потом отправить рассказы Марине Ивановне. Согласны?

- Давайте повторим, а с чем - то познакомимся впервые. А чтобы наше путешествие было не скучным, к нам в гости заглянула….

- Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами, отгадав загадку:

Стоит Алёна, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке, свесив сережки. (Береза.)

- Умнички! Правильно отгадали!

- Дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.

- Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания.

Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.

Педагог читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

- Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!».
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик и ты…- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Россия)
- А какие страны вы знаете? (Ответы детей.)
- Давайте вспомним жителей разных стран.Д\и «Кто в какой стране живёт». - Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани.
Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь
Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (Мир и чистоту совести.)
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду.)
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу.)
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?)
Д/упр. «Какой, какая, какие».
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей.)
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?Д/и «Узнай, найди и назови флаг». - Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня.
-Что это за песня? (Гимн.)
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный.
- Его нужно слушать стоя и молча. Предлагаю вам встать и послушать слова гимна.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей.)
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей.)
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
Физкультминутка.
В нашей стране горы высокие
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
Мы ребята вот такие!
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
- Где можно увидеть герб? (Ответы детей.)
Педагог: Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?Д\и «Разбери монеты».
Педагог: Обратите внимание, на мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет? (Копье.)
- Все верно, изображение Георгия Победоносца с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло название «копейка».
- Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Ваши рассказы, записанные с помощью диктофона, я отправлю воспитателю Марине Ивановне. Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей.)
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей.)
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп д/с? (Предложения детей.)
Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.
Дать домашнее задание: придумать эмблему группы и нарисовать эскиз.
- Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.
- И я тоже рада как вы сегодня работали на занятии, отвечали полными предложениями, не выкрикивали, работали дружно.
Вручить медали с изображением герба.  

 

Приложение.

Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт».

Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задёт вопрос, дети отвечают. Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

Дидактическая игра «Узнай наш флаг».

Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

Дидактическая игра «Разбери монеты»

Цель: Закрепить знания детей о гербе РФ, научить узнавать герб среди гербов других стран.

Ход игры:

На столах выкладываются печатные монеты и купюры разных стран. Детям предлагается выбрать только Российские монеты и рубли, объяснить как они определили.

Физкультминутка.

В нашей стране горы высокие

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

Мы ребята вот такие!

 

Используемая литература

  1. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  2. Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog50937/konspekt-zanjatija-dlja-detei-6-7-let-tema-gosudarstvenye-simvoly-rosi.html
  4. Л.В Коломийченко, Г.И. Чугаева «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Читайте также

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса…

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса изучала правила дорожного движения» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации осознанного...

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической…

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической недели «Зимние игры и забавы») Цель: Формирование у дошкольников 4-го года...

Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном…

Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном возрасте (Из опыта работы) Не секрет, что искусство как специфическая форма познания...