Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе: «Гжельские чашки»

Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.

Задачи:

1. Учить детей выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи:

- гжельскую розу в технике «мазка с тенью»,

- «капельки» концом кисти, травинки, завитков, волнистых линий.

2. Совершенствовать технические навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом.

3. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Технические задачи: Познакомить с новой техникой рисования «гжельской розы.

Образовательные области: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Методы:

  1. Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций).
  2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово).
  3. Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности).

Виды детской деятельности:

«Художественно эстетическая деятельность», «Продуктивная деятельность», «Познавательная деятельность», «Речевое развитие».

 

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель:

Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: детям подготовительной группы. Посмотрите, какая она необычная (на посылке наклеены предметы гжельских промыслов).

- Интересно узнать что в этой посылке находится?

Воспитатель:

«Откроем посылку?»

Воспитатель и дети открывают посылку.

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов».

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их.

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

«Это посуда: вазы, тарелки, самовар».

Воспитатель:

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и самовары».

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочту и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду».

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку» - (Веселые мастера и умельцы).

Воспитатель:

«Ребята, а вы хотите отправится в сине-голубую сказку? а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

Организационная часть

Воспитатель:

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей: «Да!»

Воспитатель рассказывает сказку.

Практическая часть

Воспитатель:

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им своё мастерство показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своем царстве глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек- синей краской».

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Обратите внимание, какие красивая посуда получалась у творцов и делали они её своими руками!»

Воспитатель:

«У каждого творца- художника есть свой узор любимый. Это трава шелковая, цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Предполагаемый ответ детей: «Да».

А закончить хочу сказку такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Беседа по сказке.

- О каком промысле идёт речь в этой сказке? (гжель)

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)

- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Какие узоры изображают гжельские мастера на своих изделиях?

Дружно станем детвора, отдохнуть пришла пора!

Физкультминутка:

- Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

- Очень важный как начальник (рука как носик на чайнике)

- Вот фарфоровые чашки (присесть одна рука на поясе)

- Очень хрупкие бедняжки!

- Вот фарфоровые блюдца (кружиться вокруг себя)

- Только стукни разобьются

- Вот серебряные ложки (потянуться Вверх и сомкнуть руки над головой)

- Вот фарфоровый поднос, он посуду нам принёс (круг с детьми).

Воспитатель: Давайте вспомним, что нам прислали мастера в посылке?

(Посуду.)

- Прислали нам и необычный самовар. Посмотрите на него, прислали только самовар? А для чего нужен нам самовар? (Ответы.) А во что наливают чай? (Ответы.)

- Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить чашки гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.

Воспитатель: Ребята обратите внимание что, узор расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в гжельском узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок.

- «Из каких элементов состоит цветок?»

- Предполагаемый ответ детей: «Серединка и лепестки».

Воспитатель: «На что похожи лепестки цветка?»

- Предполагаемый ответ детей: «На капельку».

Капелька – один из любимых элементов Гжели.

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель: «Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия».

Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель:

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей: «Да».

Воспитатель: «А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей: «Из белой глины».

Воспитатель: «Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей: «Животных, птиц и посуду».

Воспитатель: «А кто из вас запомнил, каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей: «Сине голубым цветом».

Воспитатель: «Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки».

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...

Читайте также

Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных…

Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада...

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория»

Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория» Возрастная группа: 8-11 лет. Цель: Расширить представления о свойствах звука в ходе экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Обучающие задачи: расширить знания...