Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи по теме «Посуда»

(Подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о различных видах посуды, её назначении.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана, уточнить и активизировать словарь по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен существительных и местоимений, употребление предложно-падежных конструкций);
  • развитие навыков словообразования и словоизменения; навыков фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, память, мелкую моторику, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык сотрудничества, бережное отношение к посуде, прививать гигиенические навыки.

Оборудование: сюжетные картинки из книги «Федорино горе», предметные картинки по теме «Посуда», картинки для игры «Чего нет», кукольная посуда, звуковые фишки, разрезанные на слоги слова, су-джок массажеры, мяч, компьютер.

Предварительная работа: ознакомление с произведением Чуковского «Федорино горе».

 

Ход занятия.

Логопед: здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие – посмотрите на слайд, что вы видите. (На слайде изображена картинка из книги «Федорино горе», где грязная и разбитая посуда убегает от Федоры.)

Ответы детей: посуда убегает от старухи.

Логопед: вы знаете, кто это?

Дети: Это Федора.

- Она не мыла посуду, била её.

- Посуда обиделась и убежала.

Логопед: правильно, ребята, такая печальная история случилась с Федорой. И мы сегодня с вами поговорим о посуде. Какая она бывает, как с ней обращаться, чтобы такого не случилось с вами. И поможем Федоре вернуть её.

Логопед: скажите, ребята, какой была посуда, когда убежала?

Дети: грязной

Логопед: а какой потом стала?

Дети: чистой.

Логопед: давайте поиграем с вами в игру «Наоборот»

Игра с мячом «Наоборот»

Цель: расширение словаря, пополнение словаря антонимов

Убежать – прибежать Легкая -тяжелая
Разбитая – целая Высокий-низкий
Радоваться- плакать Прочный-хрупкий
Большая - маленькая Мелкая-крупная

Артикуляционная гимнастика

Логопед: «Скачет сито по полям, а корыто-по лугам…» Так убегали вещи от грязнули Федоры. Давайте покажем, как это было.

Скачем как лошадка- упражнение «Лошадка»

Логопед: а теперь покажем чашечку. Упражнение «Чашечка» (счет до 5 – три раза)

Логопед демонстрирует картинку, на которой изображена разбитая посуда.

Логопед: вот такая беда случилась с посудой. Расскажите, что вы видите.

Игра «Чего нет?»

Цель: правильное употребление род. падежа имен сущ.

Ответы детей: чайник без носика, кастрюля без донышка, чашка без ручки, сковородка без ручки, чайник без крышки.

Логопед: а я знаю, что вы тоже помогаете мыть посуду дома. Расскажите и покажите мне, как же это вы делаете.

Пальчиковая игра с су-джок массажорами.

Раз, два, три, четыре,                   (катаем массажер между ладошками)
Мы посуду перемыли (катаем мячик по кругу между ладошками.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку
(берем мячик в правую руку и «шагаем» надавливая от запястья к кончику каждого пальчика левой руки)
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(берем мячик в левую руку и «шагаем» надавливая от запястья к кончику каждого пальчика правой руки)
Так мы маме помогали Зажимаем мячик сначала в одной ладошке, потом в другой.

Логопед: ох, и хороши помощники, но ничего, будете чаще маме помогать, научитесь.

- Посмотрите, сколько разной посуды на нашем столе. Чья она?

Игра «Жадина»

Цель: правильное согласование словосочетаний – прилагательное+ существительное+ местоимение.

Образец: Это моя красная чашка.

Дети подходят к столику, берут предмет и отвечают.

Ответы детей: мой синий чайник, моя большая ложка, мой красный ножик, моя зеленая кастрюля.

Логопед: вот у вас у каждого есть посуда, а из чего же она сделана?

Игра «Из чего сделана?» 

Цель: формировать умения образовывать прилагательные.

Логопед: А из чего же сделана наша посуда?

Чайник сделан из железа. – Чайник, какой? (спросить по очереди всех детей)

Блюдце сделано из фарфора. – Оно какое?

Ложки из серебра? – Они какие?

Нож из металла. – Он какой?

Кувшин из хрусталя. – Он какой?

Поднос из пластмассы. – Он какой?

Ложка из дерева. – Она какая?

Стакан из стекла. – Какой он?

Логопед: вы рассказали, какая бывает посуда, а теперь, давайте покажем это.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,     (руки- упираются в  бока, надуваемся)

Очень важный как начальник.         (повороты туловища вправо-влево)

Вот фарфоровые чашки    (ладошки в форме чашки, движения вверх-вниз)

Очень хрупкие, бедняжки (вращение вокруг себя)

Вот фарфоровые блюдца (приседания)

Только стукни – разобьются. (прыжок из положения сидя вверх)

Вот серебряные ложки.  (шатаем на месте)

Вот пластмассовый поднос (прыжки на месте)

Он посуду нам принес. (руки на пояс).

Логопед: молодцы, ребята. Посмотрите, на экран, найдите слова, в которых есть звук С. И укажите, где он находится.

Игра «Найди картинку и укажи место звука в слове»

Цель: развитие фонематических представлений.

Дети находят картинки, дают полный ответ.

Образец: я нашел стакан. В слове стакан звук [С] стоит вначале.

Слова: кастрюля, сковорода, сахарница, миска.

Логопед: ребята, мы столько рассказали о посуде, а не сказали главного, для чего же она нам нужна.

Игра «Что для чего нужно»

Цель: пополнение словарного запаса, закрепление умений употреблять предложно-падежные конструкции.

Дети дают полные ответы.

Образец: в сахарницу мы положим сахар, в супницу – нальем суп, в сухарницу положим сухари, ложкой мы будем есть суп, а вилкой- котлету, из стакана будем пить, в а в солонку насыпаем соль и т.д.

Логопед: молодцы, ребята, всё рассказали, а вспомните, почему посуда убежала от Федоры.

Ответы детей: она её била, не мыла, обижала).

Логопед: беспорядок у неё везде был. Посмотрите, вот такой приблизительно.

Игра «Составь слово»

Цель: развитие навыков фонематического синтеза.

На полу разбросаны листы бумаги, на которых перемешаны слоги слов.

Логопед: давайте поможем убрать и наведём порядок не только на полу, но и в словах. Составьте из слогов слова.

Дети собирают листочки со слогами, составляют из них слова, прикрепляют на доске.

Логопед: ну вот, порядок навели теперь вернулась к Федоре что?

Дети: ПОСУДА.

Логопед: давайте, выложим звуковую схему этого слова.

Игра «Звуковой анализ слов»

Цель: развитие навыков фонематического анализа.

Дети по очереди называют звук, выкладывают соответствующую фишку.

Логопед: молодцы, ребята, всё правильно сделали и Федоре помогли.

Расскажите, чем же мы сегодня занимались?

Рефлексия. Дети отвечают.

Логопед: а вам от Федоры подарок (достает конфеты), - скажите, ребята, а в какой посуде у нас лежат конфеты?

Дети: в конфетнице.

Логопед: правильно, вот теперь вы точно заработали подарок от Федоры.

 

Список использованных источников:

Слова физминутки и пальчиковой гимнастики взяты на сайте https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-posuda.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки»

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки» Герои: Ведущая, Елочка, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: фонарики для мальчиков, трон и посох, сани и...

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать...

Читайте также

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые...

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...