Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи по теме «Посуда»
(Подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о различных видах посуды, её назначении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана, уточнить и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен существительных и местоимений, употребление предложно-падежных конструкций);
- развитие навыков словообразования и словоизменения; навыков фонематического анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, память, мелкую моторику, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, бережное отношение к посуде, прививать гигиенические навыки.
Оборудование: сюжетные картинки из книги «Федорино горе», предметные картинки по теме «Посуда», картинки для игры «Чего нет», кукольная посуда, звуковые фишки, разрезанные на слоги слова, су-джок массажеры, мяч, компьютер.
Предварительная работа: ознакомление с произведением Чуковского «Федорино горе».
Ход занятия.
Логопед: здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие – посмотрите на слайд, что вы видите. (На слайде изображена картинка из книги «Федорино горе», где грязная и разбитая посуда убегает от Федоры.)
Ответы детей: посуда убегает от старухи.
Логопед: вы знаете, кто это?
Дети: Это Федора.
- Она не мыла посуду, била её.
- Посуда обиделась и убежала.
Логопед: правильно, ребята, такая печальная история случилась с Федорой. И мы сегодня с вами поговорим о посуде. Какая она бывает, как с ней обращаться, чтобы такого не случилось с вами. И поможем Федоре вернуть её.
Логопед: скажите, ребята, какой была посуда, когда убежала?
Дети: грязной
Логопед: а какой потом стала?
Дети: чистой.
Логопед: давайте поиграем с вами в игру «Наоборот»
Игра с мячом «Наоборот»
Цель: расширение словаря, пополнение словаря антонимов
Убежать – прибежать | Легкая -тяжелая |
Разбитая – целая | Высокий-низкий |
Радоваться- плакать | Прочный-хрупкий |
Большая - маленькая | Мелкая-крупная |
Артикуляционная гимнастика
Логопед: «Скачет сито по полям, а корыто-по лугам…» Так убегали вещи от грязнули Федоры. Давайте покажем, как это было.
Скачем как лошадка- упражнение «Лошадка»
Логопед: а теперь покажем чашечку. Упражнение «Чашечка» (счет до 5 – три раза)
Логопед демонстрирует картинку, на которой изображена разбитая посуда.
Логопед: вот такая беда случилась с посудой. Расскажите, что вы видите.
Игра «Чего нет?»
Цель: правильное употребление род. падежа имен сущ.
Ответы детей: чайник без носика, кастрюля без донышка, чашка без ручки, сковородка без ручки, чайник без крышки.
Логопед: а я знаю, что вы тоже помогаете мыть посуду дома. Расскажите и покажите мне, как же это вы делаете.
Пальчиковая игра с су-джок массажорами.
Раз, два, три, четыре, | (катаем массажер между ладошками) |
Мы посуду перемыли | (катаем мячик по кругу между ладошками.) |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку |
(берем мячик в правую руку и «шагаем» надавливая от запястья к кончику каждого пальчика левой руки) |
Мы посуду перемыли Только чашку мы разбили Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. |
(берем мячик в левую руку и «шагаем» надавливая от запястья к кончику каждого пальчика правой руки) |
Так мы маме помогали | Зажимаем мячик сначала в одной ладошке, потом в другой. |
Логопед: ох, и хороши помощники, но ничего, будете чаще маме помогать, научитесь.
- Посмотрите, сколько разной посуды на нашем столе. Чья она?
Игра «Жадина»
Цель: правильное согласование словосочетаний – прилагательное+ существительное+ местоимение.
Образец: Это моя красная чашка.
Дети подходят к столику, берут предмет и отвечают.
Ответы детей: мой синий чайник, моя большая ложка, мой красный ножик, моя зеленая кастрюля.
Логопед: вот у вас у каждого есть посуда, а из чего же она сделана?
Игра «Из чего сделана?»
Цель: формировать умения образовывать прилагательные.
Логопед: А из чего же сделана наша посуда?
Чайник сделан из железа. – Чайник, какой? (спросить по очереди всех детей)
Блюдце сделано из фарфора. – Оно какое?
Ложки из серебра? – Они какие?
Нож из металла. – Он какой?
Кувшин из хрусталя. – Он какой?
Поднос из пластмассы. – Он какой?
Ложка из дерева. – Она какая?
Стакан из стекла. – Какой он?
Логопед: вы рассказали, какая бывает посуда, а теперь, давайте покажем это.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник, (руки- упираются в бока, надуваемся)
Очень важный как начальник. (повороты туловища вправо-влево)
Вот фарфоровые чашки (ладошки в форме чашки, движения вверх-вниз)
Очень хрупкие, бедняжки (вращение вокруг себя)
Вот фарфоровые блюдца (приседания)
Только стукни – разобьются. (прыжок из положения сидя вверх)
Вот серебряные ложки. (шатаем на месте)
Вот пластмассовый поднос (прыжки на месте)
Он посуду нам принес. (руки на пояс).
Логопед: молодцы, ребята. Посмотрите, на экран, найдите слова, в которых есть звук С. И укажите, где он находится.
Игра «Найди картинку и укажи место звука в слове»
Цель: развитие фонематических представлений.
Дети находят картинки, дают полный ответ.
Образец: я нашел стакан. В слове стакан звук [С] стоит вначале.
Слова: кастрюля, сковорода, сахарница, миска.
Логопед: ребята, мы столько рассказали о посуде, а не сказали главного, для чего же она нам нужна.
Игра «Что для чего нужно»
Цель: пополнение словарного запаса, закрепление умений употреблять предложно-падежные конструкции.
Дети дают полные ответы.
Образец: в сахарницу мы положим сахар, в супницу – нальем суп, в сухарницу положим сухари, ложкой мы будем есть суп, а вилкой- котлету, из стакана будем пить, в а в солонку насыпаем соль и т.д.
Логопед: молодцы, ребята, всё рассказали, а вспомните, почему посуда убежала от Федоры.
Ответы детей: она её била, не мыла, обижала).
Логопед: беспорядок у неё везде был. Посмотрите, вот такой приблизительно.
Игра «Составь слово»
Цель: развитие навыков фонематического синтеза.
На полу разбросаны листы бумаги, на которых перемешаны слоги слов.
Логопед: давайте поможем убрать и наведём порядок не только на полу, но и в словах. Составьте из слогов слова.
Дети собирают листочки со слогами, составляют из них слова, прикрепляют на доске.
Логопед: ну вот, порядок навели теперь вернулась к Федоре что?
Дети: ПОСУДА.
Логопед: давайте, выложим звуковую схему этого слова.
Игра «Звуковой анализ слов»
Цель: развитие навыков фонематического анализа.
Дети по очереди называют звук, выкладывают соответствующую фишку.
Логопед: молодцы, ребята, всё правильно сделали и Федоре помогли.
Расскажите, чем же мы сегодня занимались?
Рефлексия. Дети отвечают.
Логопед: а вам от Федоры подарок (достает конфеты), - скажите, ребята, а в какой посуде у нас лежат конфеты?
Дети: в конфетнице.
Логопед: правильно, вот теперь вы точно заработали подарок от Федоры.
Список использованных источников:
Слова физминутки и пальчиковой гимнастики взяты на сайте https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-posuda.html
Читайте также |
---|
Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки»
Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки» Герои: Ведущая, Елочка, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: фонарики для мальчиков, трон и посох, сани и...
Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе
Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...
Речевое развитие средствами театрализованной деятельности
Речевое развитие средствами театрализованной деятельности Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать...