Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме

 

Ежегодно в Республике Коми в рамках проекта подготовки общественных кадров по туризму проводится конкурс «Экскурсовод», в рамках которого в 2015г. была объявлена особая номинация для образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.

 

конференция

 

На конференции в рамках конкурса воспитатели МАДОУ «Детский сад №83» г. Сыктывкара затронули новую тему в туризме - организация детского туризма в ДОО.

На конференции возникали вопросы: как можно осуществить детский туризм в дошкольных учреждениях? Какие проблемы могут возникнуть в работе по туризму в дошкольном возрасте?

К туристической деятельности, как к одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм- это дело средней общеобразовательной школы? Однако, мы считаем, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Этот вопрос широко обсуждался и явился очередным шагом в методологическом понимании всего процесса образования, развития, становления и стимулирования туризма в нашей республике. В ноябре 2015 года был запущен пилотный проект «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме!» в детском саду, направленный на развитие внутреннего туризма.

Существует несколько видов туризма в детском саду. Среди них можно выделить следующие:

экскурсия, прогулка и туристический поход.

Экскурсия- важный вид деятельности и современный подход в развитии детей, который даёт возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений.

Чтобы экскурсии проходили более продуктивно, наполнено и познавательно, выстраивая образовательный маршрут, мы постарались составить материал таким образом, чтобы были отражены речевая и познавательная, исследовательская деятельность детей. Материал хорошо проиллюстрирован, дополнен историческими сведениями, интересными рекомендациями и заданиями. Данная интерактивная экскурсия позволит педагогам и родителям организовать для детей незабываемые образовательные прогулки, которые помогут расширить кругозор и сформировать правильные представления дошкольников о родном городе.

Мы поинтересовались у детей, где и как они любят проводить свой семейный досуг? Выяснилось, что большинство в выходные дни проводят дома у телевизора, компьютера, выходят на прогулку возле своего дома или ходят в торговые развлекательные центры.

Поэтому мы решили привлечь родителей принять участие в нашем долгосрочном проекте, для того, чтобы у подрастающего поколения прививались нравственно- патриотические качества. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут, где они родились, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать желание участвовать в делах на благо горожан, родной природы. Мы хотим, чтобы детям, Эжвинский район, стал родным и любимым.

Родители- самые главные помощники в воспитании детей. Без родителей и их разрешения не проводится какое-либо интересное мероприятие. Для того, чтобы узнать, насколько интересна родителям тема туризма, их заинтересованность, готовность принимать активное участие в туризме на базе ДОУ, мы провели сначала родительское собрание.

На родительском собрании мы познакомили родителей с конкурсной работой «Экскурсовод - 2015» и предложили принять участие в туристическом проекте «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме».

Цель проекта: Содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка через туризм.

Задачи: 1. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры, туризма и краеведения;

2. Совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт (ориентироваться в пространстве);

3.Укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, взаимопомощь.

4. Формировать межличностные дружеские взаимоотношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности.

На собрании у родителей возникали вопросы, на основе которых нами была составлена анкета для родителей и проведено анкетирование, где задавались следующие вопросы:

1. Ваше отношение к участию в туристических походах ваших детей на базе ДОУ? (были предложены варианты ответов.).

2. Как часто вы совершаете путешествия с целью отдыха совместно с детьми? (варианты ответов),

3. Какой вид отдыха совместно со своими детьми вы предпочитаете, желаете своему ребенку? (варианты ответов).

4. Какие основные цели путешествия для детей вам наиболее интересны? (варианты ответов),

5. Привлекателен ли, по вашему мнению, наш город, его окрестности или другие районы республики как зона туризма и отдыха для ваших детей. (если нет, то почему)?

После проведения анкетирования мы подвели результат и поняли, что родители хотят принимать участие в нашем проекте, хотят, чтобы дети познавали мир природы, знали значение зданий и достопримечательностей. Родители считают, что экскурсия, во-первых, оказывается маленьким исследованием окружающего мира, проведя которое, дети будут ещё больше готовы к будущей взрослой жизни. Во-вторых, экскурсии развивают. Дети приобретают бесценный опыт. Они учатся организованно посещать объекты культуры, достопримечательности и памятники.

 

конференция

 

После проведенного собрания и анкетирования мы составили план и этапы нашей работы, ознакомили с родителями.

Нашу работу мы провели по этапам:

Первым подготовительным этапом было то, что родители откликнулись и помогли нам в подготовке к различным мероприятиям, связанным с экскурсиями и туризмом: подготовили иллюстрации, фотографии с изображениями достопримечательностей и красотой природы, составили презентацию с участием детей на тему: «Отдых на природе», «Красота Эжвинского района», «Красота природы в разное время года». Написали сочинения и нарисовали рисунок к сочинению «Лето 2016 года в Республике Коми»

Родители совместно с детьми выполняли игровые задания, они так увлекли самих детей, что палатка стала для них местом не только встреч, но и своеобразной школой, где они постигают основы пусть элементарного туризма, но стимулирующего их к познанию окружающего мира и в частности Республики Коми.

С большим азартом и увлечением родители вместе с детьми шьют для кукол рюкзаки, спальники, палатки и другое необходимое для путешествия снаряжение. Раскрашивают картинки с картой Республики Коми, рюкзаки, палатки. Создают альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями «Что возьмем в поход?», играют в разные игры, совершают прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников города (Эжвинского района), исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы.

Вторым основным этапом была проделана следующая работа:

Мы совместно с детьми и поддерживая детскую инициативу на вопрос «Что с собой возьмем в поход?» начали с аппликации. Дети с большим увлечением, удовольствием рассматривали в журналах картинки с изображением продуктов питания, выбирали, вырезали и наклеивали, делились своими мнениями, впечатлениями, желаниями, беседами о том, что необходимо взять с собой в поход? (какие продукты лучше не брать, так как могут испортиться.).

Затем, мы решили собрать рюкзак и думали, какое же может быть содержимое рюкзака? Детям был предложен следующий материал: муляжи и натуральные продукты питания, овощи и фрукты, посуда, кегли, мячи, игрушки. Игрушки дети с собой не брали, мотивировали тем, что поиграться мы можем в детском саду и дома, а в поход возьмем все необходимое, без чего человек не может прожить: еды и воды. Успешно собрали рюкзаки и «отправились в поход».

 

отправились в поход

 

Эмоции были на высоте! Здесь мы учились устанавливать палатку, поиграли в подвижные игры и эстафеты, такие как: «Мы идем в поход», «Первыми через мостик», «Нам нужно пройти лес», «Перешагивание через кусты», «Пройди по кочкам», «Дорожка препятствий».

Так же выполняли дыхательные упражнения: «Раздуй костер», «Приятные запахи», «Мыльные пузыри». Дети загадывали друг другу загадки и отгадывали их, затем сами придумывали загадки и загадывали друг другу, было интересно и весело!

Зимой мы совместно с мальчиками и девочками нашей группы, а также родителями построили иглу – зимнее жилище эскимосов.

 

зимнее жилище эскимосов

 

Кто такие эскимосы? Почему иглу делают из снега? Совместное строительство жилища порождало множество вопросов. Оказалось, что иглу делают из снежных плит в виде купола-полушария. А эскимосы - это народ, обитающий на северных территориях Земли. Почему иглу именно из снега? Да потому, что это самый доступный материал в местности проживания эскимосов. Дети рассматривали внешний вид снежного дома, узнали о процессе его строительства. Любопытная деталь подобных жилищ - отсутствие дверей, внутрь иглу можно попасть лишь ползком - через вырытый в снегу туннель. Так же некоторые эскимосы использовали подкопы, они соединяли разные иглу туннелями. Благодаря этому, семьи эскимосов имели возможность посещать друг друга, не выходя на улицу. Мы узнали, что в настоящее время хижины иглу применяются так же в лыжном туризме как аварийное жилище на случай возникновения проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. При подготовке к лыжным походам иногда проводятся занятия по строительству хижин иглу.

Также мы решили принять участие в конкурсе эскизов географического знака «Самая северная точка Республики Коми», который проходил с 10 марта 2016 года по 16 мая 2016 года. Дети и родители были активными участниками этого конкурса (18 детей с родителями). За участие в этом конкурсе дети и родители от организаторов получили сладкие призы и грамоты. Все остались довольны!

Своим проектом мы заинтересовали сотрудников детской библиотеки «Шондi войт», и с января каждый месяц собирались в библиотеке, узнавали историю и культуру Слободы в рамках краеведческо-туристического проекта «Тропинка в историю». Сотрудник библиотеки Михайлова Надежда Ильинична рассказала об истории села, о правилах строительства коми избы - керки.

Так же на первой встрече мы путешествовали из космоса в Слободу. Сначала посмотрели в иллюминаторы из космического корабля на Землю. Нашли континент Евразия. Потом «пересели» на самолет ТУ 134 и «пролетели» над Россией. Помахали рукой, «пролетая» над Республикой Коми. На борту самолета АН -2 мы «покружились» над Эжвой. И, наконец, приземлились в библиотеке. Затем дети совместно с родителями совместили карту современной Эжвы с картой Слободы. На карте отметили места, на которых размещались деревни Слободы и современные постройки Эжвы. Получилось интересно! В конце поиграли в коми народные игры.

После знакомства с селом Слобода, родной Эжвой, мы провели туристический ликбез на тему "Отправляемся в поход", беседовали на тему, что мы с собой возьмем в поход? К походу нужно подготовиться. Что взять? Что не брать? Как себя вести в природе? На все эти вопросы ответил Косолапов Андрей Александрович, турист с опытом. Так вот! Что обязательно надо взять в однодневный поход? Оказывается, с собой необходимо взять небольшой рюкзак (около 15-35 литров); коврик; палатку; КЛМН (кружка+ложка+миска+нож); фонарик; спички/зажигалка/огниво; продукты; фотоаппарат; запасную одежду. Андрей Александрович показал, как правильно упаковывать рюкзак, как ставить палатку, как укладываться в спальник. Мастер-класс пролетел быстро. Мы узнали много интересного из жизни туриста.

Все вместе - дети, родители, мы (воспитатели) и библиотекари отправились в поход! Отправной точкой стала библиотека «Шондi войт». Шли мы вдоль улицы Мира. Первой остановкой стал памятный камень, установленный в честь Слободы, затем мы дошли до памятника Балину Н. Н., привал мы устроили в сквере около библиотеки им. Куратова, далее путь лежал в литературно-театральный музей им. Н. Дьяконова. В музее для нас была проведена экскурсия «Наша Слобода». Конечной станцией была площадь около здания администрации Эжвинского района. Здесь родителям были вручены благодарности и грамоты участникам проекта.

Заключительный этап:

Запланировали осенью отправиться с детьми в поход на берег реки Вычегды. Прежде чем пойти с детьми в поход мы провели предварительную работу:

1.Вместе с детьми продумали и изучили маршрут движения.

2. Мы (воспитатели) сначала предварительно осмотрели местность поляны.

3. Перед тем как пойти, проверили одежду и обувь детей, все ли в порядке?

4.Приготовили воду для питья и мытья рук, продукты питания, рюкзаки, взяли с собой аптечку, спортивное оборудование.

5. Провели беседу «Как вести себя на природе», повторили правила поведения и безопасности на природе (в походе).

6. С хорошим, прекрасным настроением пошли в поход с детьми на природу.

 

пошли в поход

 

Поставили палатку. Поиграли в любимые подвижные и спокойные игры, зашли в палатку, побеседовали о красоте природы, о ее явлениях, загадывали загадки, перекусили, отдохнули, за собой убрали мусор. И с новыми силами отправились в детский сад.

В течении года мы с детьми ходили на экскурсии по Эжве в разных направлениях: по улице Мира, Бумажников, Космонавтов, Слободской. Знакомили детей с достопримечательностями Эжвы, с Арт-объектами.

Вот так мы провели первый год нашего туристического проекта «Экскурсия в мир прекрасных путешествий и открытий в туризме!» Мы - туристы, а значит мы - это дети и взрослые, занимающиеся туризмом, любящие и познающие свой Коми край. Детский туризм - это прекрасное времяпровождение детей, путешествие в целях отдыха, исследования, изучения местности, а также в развлекательных целях. Можно сказать, что туризм - это долгосрочная программа в будущее. Будущее наших детей и внуков. Будущее нашей Республики.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Читайте также

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа