Лэпбук - как один из успешных инновационных методов работы с дошкольниками

 

Лэпбук Лэпбук

 

Актуальность.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль.

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводят к этим нарушениям элементарное незнание Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. С каждым годом увеличивается поток транспорта на наших улицах. Пешеходы не всегда чувствуют себя в безопасности. В числе пешеходов и дети.

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть

возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД   и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно: как говорят или как делают?   

С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой что и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие. Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день.

Учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы.

Одной из таких новых форм работы является использование ЛЭПБУКов.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Мы начали изучать и использовать в своей работе новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book – книга).

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание  лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, контейнеры, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей младшего дошкольного возраста,  содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель данного дидактического пособия:

  • формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения через организацию работы с лэпбуком.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить и закрепить знания детей о сигналах светофора, довести до детей важность этих сигналов.
  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов.
  • Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
  • Научить детей по возможности  предвидеть опасное событие, уметь его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
  • Воспитывать чувство ответственности.

Речевые:

  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
  • Развивать связную речь.

В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

В него входит 10 развивающих заданий:

1. Кармашек д/и «Веселый светофор».

2. Кармашек «Дорожная азбука».

3. Кармашек «Правила дорожного движения».

4. Кармашек «Знаки дорожного движения».

5. Кармашек «Дорожные заплатки».

7. Кармашек «Загадки».

8. Кармашек «Транспорт».

9. Кармашек «Составь из геометрических фигур».

10. Кармашек «Раскраски».

1. Кармашек д/игра «Веселый светофор».

Цель: Формировать у детей представления об элементарных правилах дорожного движения.

Задачи :

Познакомить детей со светофором и сформировать представление о его назначении и сигналах, закреплять знания детей о цвете: красный свет – «Стой» -  запрещает движение, зеленый свет – «Иди»  - разрешает движение, желтый свет – «Жди». Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине) и развивать умение правильно располагать круги на макете светофора.

Развивать внимание и речь детей за счет умения слушать, понимать содержание и повторять отдельные слова и словесный текст. Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: сигнал, дорога, пешеход светофор, пешеходный переход; вверху, внизу, посередине или между.

Воспитывать у детей навыки культуры поведения пешехода, вызывая эмоциональный отклик от процесса игры.

Веселый светофор Веселый светофор

                                   

2. Кармашек «Дорожная азбука».

Кармашек «Дорожная азбука»

 

Данный раздел представляет собой кармашек с карточками – советами от светофора.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге.

3. Кармашек «Правила дорожного движения».

Кармашек «Правила дорожного движения»

 

В данном разделе представлены правила дорожного движения и правила поведения в различных дорожных ситуациях, подкрепленные соответствующими картинками.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге.

4. Кармашек «Знаки дорожного движения».

Кармашек «Знаки дорожного движения».

 

Кармашек ««Дорожные знаки» заполнен картинками с часто встречающимися знаками дорожного движения.

Цель: формировать умение детей различать дорожные знаки, прививать  навыки безопасного поведения на дорогах.

5.  Кармашек «Дорожные заплатки».

Цель: формировать умение последовательно анализировать и описывать изображение, учить находить расположение части изображения на рисунке.

Развивать умение анализировать положение предметов в пространстве и умение составлять целое из частей. Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность.

Кармашек «Дорожные заплатки» Кармашек «Дорожные заплатки»

 

6. Дидактическая игра «Домино».

Цель: закрепить знания детей о разных видах транспорта, правильно их называть и подбирать парные изображения. Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки. Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка.

Дидактическая игра «Домино»

 

7. Кармашек «Загадки».

Кармашек «Загадки»

 

В кармашке «Загадки» подобраны загадки по теме дорожного движения.

Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания видов транспорта, дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

8. Кармашек «Какой бывает транспорт».

Кармашек «Какой бывает транспорт»

 

 Цель: формировать элементарные     представления о видах транспорта.

Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека.

9. Кармашек «Составь из геометрических фигур».

Цель: развивать зрительное восприятие плоскостных фигур, формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры, сравнивать их по величине; закреплять знания цветов. Формировать умение находить расположение фигур на рисунке, создавать образ предмета из геометрических форм, последовательно анализировать изображение. Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мелкую моторику, активизировать словарь.

Кармашек «Составь из геометрических фигур» Кармашек «Составь из геометрических фигур»

 

10. Кармашек «Раскраски».

Кармашек «Раскраски»

 

В этом кармашке детям предлагаются раскраски различных видов машин, светофоры, и другие иллюстрации, изображающие разные ситуации на дороге. Раскраски подбираются по возрасту, материал обновляется по мере использования.

 

Рекомендации по использованию:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила Дорожного Движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в работе с детьми,  а также родителям  для интересной организации работы по изучению с детьми правил дорожного движения.

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД. Работа с лэпбуком позволит разнообразить занятия и повысить познавательный интерес у детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения»

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения» (Средняя группа) Цель: уточнить представления детей о безопасности.   Ход занятия. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в страну...

Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

 Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...

Читайте также

Конспект НОД в области ФЭМП с использованием игр В.В. Воскобовича…

Конспект НОД в области ФЭМП с использованием игр В.В. Воскобовича во второй группе раннего возраста «Путешествие в лес» Цель: развитие познавательных навыков с...

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом»

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» Пояснительная записка. Все дети дошкольного возраста знают и любят произведения советской литературы Самуила Яковлевича...

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...