Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Леонид Абрамович Венгер.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС – «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в дошкольном возрасте.

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своих детей читать, писать, решать сложные задачи, в место того, чтобы просто почитать детскую книгу и поиграть с ребенком. Или в место совместных развивающих игр покупают компьютер. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не тренировал свою фантазию и воображение в процессе «сотворение игры». Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача развития творческих способностей у детей.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, эта деятельность глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.

У каждого ребенка в душе таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит свои любимые литературные сюжеты. А ведь именно, это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, фантазию и развивает воображение, совершенствует речь.

Для развития выразительной речи просто необходимо создания условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в которой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии- через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Таким образом, театральная деятельность служит средством мотивации к обучению и воспитанию у детей дошкольного возраста.

Нам, как педагогам важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Выбирая материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Непосредственно – организованная образовательная деятельность:

- театральное занятие;

- театральная игра на других занятиях.

2. Образовательная деятельность в процессе режимных моментах:

- театрализованная игра;

- игра – драматизация.

3. Самостоятельная Театрально – Художественная деятельность:

- театральная игра в повседневной жизни.

В работе над данной темой реализуются следующие задачи:

  • Развивать воображение, внимание, фантазию, самостоятельность мышления;
  • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Совершенствовать творческую самостоятельность и игровые навыки через театральные игры, развивающие творческие способности;
  • Обогащать и активировать словарь;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь;
  • Воспитывать гуманные чувства у детей;
  • Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.

Театральная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия; как в совместной деятельности детей и взрослых, так и в свободной, что делает жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

Для успешной работы в группе создана предметно-пространственная среда и оборудован театральный уголок, для самостоятельной деятельности детей. Имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные:

- пальчиковый театр;

- театр игрушек би-ба-бо;

- театр на фланелеграфе;

- театр матрешек;

- баночный театр;

- театр масок;

- деревянный настольный театр;

- театр живой руки.

Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театральных постановках, мини спектаклях. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад или придумывают свой конец сказки.

Рассматривая пример преемственности детского сада и школы, можно сказать, что качества, раскрытые в ребенке благодаря театрализованным играм, а именно: самостоятельность, инициативность, креативность, внимание - помогут ребенку в учебной деятельности. Развитое внимание поможет легче усвоить учебный материал. Самостоятельность – в выполнении домашних заданий. Инициативность – вызовет заинтересованность процессом обучения. Так же происходит активизация разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствование звуковой стороны речи.

Таким образом, театрализованная деятельность создает зону ближайшего развития дошкольника, так как в ней зарождаются новые виды деятельности, формирование умения действовать в коллективе, творчески, произвольно управлять своим поведением. Театрализованная деятельность должна обязательно присутствовать в жизни ребенка дошкольного возраста для обеспечения гармоничного развития его личности.

 

Литература:

1. Бережковская Е., Кравцова Е. Ребенок как целостность. // Школьный психолог. -2005. -№5. -С. 17-32.

2. Болотина Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. - М.: Айрис-пресс, 2005. -144с.

3. Гербова В. В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 344с.

4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2006 -128 с. 7. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте: Пособия для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2002. - 128 с.

5. Замулина Л. В. Готовимся к школе. Упражнения и тесты. - М.: АСТ; Спб.: Сова, 2005. -183 с.

6. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных. Учреждений / т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»

Читайте также

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста (Опыт работы) ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело...