Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Леонид Абрамович Венгер.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС – «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в дошкольном возрасте.

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своих детей читать, писать, решать сложные задачи, в место того, чтобы просто почитать детскую книгу и поиграть с ребенком. Или в место совместных развивающих игр покупают компьютер. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не тренировал свою фантазию и воображение в процессе «сотворение игры». Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача развития творческих способностей у детей.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, эта деятельность глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.

У каждого ребенка в душе таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит свои любимые литературные сюжеты. А ведь именно, это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, фантазию и развивает воображение, совершенствует речь.

Для развития выразительной речи просто необходимо создания условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в которой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии- через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Таким образом, театральная деятельность служит средством мотивации к обучению и воспитанию у детей дошкольного возраста.

Нам, как педагогам важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Выбирая материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Непосредственно – организованная образовательная деятельность:

- театральное занятие;

- театральная игра на других занятиях.

2. Образовательная деятельность в процессе режимных моментах:

- театрализованная игра;

- игра – драматизация.

3. Самостоятельная Театрально – Художественная деятельность:

- театральная игра в повседневной жизни.

В работе над данной темой реализуются следующие задачи:

  • Развивать воображение, внимание, фантазию, самостоятельность мышления;
  • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Совершенствовать творческую самостоятельность и игровые навыки через театральные игры, развивающие творческие способности;
  • Обогащать и активировать словарь;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь;
  • Воспитывать гуманные чувства у детей;
  • Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.

Театральная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия; как в совместной деятельности детей и взрослых, так и в свободной, что делает жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

Для успешной работы в группе создана предметно-пространственная среда и оборудован театральный уголок, для самостоятельной деятельности детей. Имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные:

- пальчиковый театр;

- театр игрушек би-ба-бо;

- театр на фланелеграфе;

- театр матрешек;

- баночный театр;

- театр масок;

- деревянный настольный театр;

- театр живой руки.

Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театральных постановках, мини спектаклях. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад или придумывают свой конец сказки.

Рассматривая пример преемственности детского сада и школы, можно сказать, что качества, раскрытые в ребенке благодаря театрализованным играм, а именно: самостоятельность, инициативность, креативность, внимание - помогут ребенку в учебной деятельности. Развитое внимание поможет легче усвоить учебный материал. Самостоятельность – в выполнении домашних заданий. Инициативность – вызовет заинтересованность процессом обучения. Так же происходит активизация разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствование звуковой стороны речи.

Таким образом, театрализованная деятельность создает зону ближайшего развития дошкольника, так как в ней зарождаются новые виды деятельности, формирование умения действовать в коллективе, творчески, произвольно управлять своим поведением. Театрализованная деятельность должна обязательно присутствовать в жизни ребенка дошкольного возраста для обеспечения гармоничного развития его личности.

 

Литература:

1. Бережковская Е., Кравцова Е. Ребенок как целостность. // Школьный психолог. -2005. -№5. -С. 17-32.

2. Болотина Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. - М.: Айрис-пресс, 2005. -144с.

3. Гербова В. В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 344с.

4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2006 -128 с. 7. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте: Пособия для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2002. - 128 с.

5. Замулина Л. В. Готовимся к школе. Упражнения и тесты. - М.: АСТ; Спб.: Сова, 2005. -183 с.

6. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных. Учреждений / т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка…

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка рябины в вазе» Цель: Развитие творческих способностей детей. Изготовление аппликации «Ветка рябины...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической культуре на тему: «Путешествие в сказку» Образовательная область: «Физическое развитие». Тема: Путешествие в сказку. Тип...

Читайте также

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа