Организованная образовательная деятельность по окружающему миру
«Я б в геологи пошел - пусть меня научат»
Задачи.
- Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни с помощью разных органов чувств, называть свойства и особенности, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать внимание, мышление.
- Дать детям представление о том, что камни есть в земле, на берегах морей и рек, их применении.
- Расширять представления о профессиях, пополнять лексический словарь. Воспитывать бережное отношение к природе и тому, что нас окружает.
Ход занятия.
Стук в дверь. (Дети стоят.)
- Вам письмо. Пожалуйста, возьмите.
- Ребята, посмотрите, действительно письмо, а как понять нам ли оно?
Дети: по адресу.
- Кто знает адрес детского сада? Как называется детский сад? (Ответы детей.)
- Значит, в чем мы убедились? (Письмо нам.)
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы, братья-гномы, живем в небольшой горной деревушке и посылаем вам посылку. Она прямоугольной формы, красного цвета, с фиолетовым бантом. Посылка уже находится у вас в группе, но вам ее надо найти».
- Ребята, вы запомнили, какая она? Ну, тогда пойдем искать. (Подходят к столу.)
- Дети, здесь под ленточкой записка, давайте прочитаем ее:
«Открыть коробку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать,
Тяжелым, большим одному не поднять,
Кто, дети, загадку мою отгадал
Кто этот предмет по приметам узнал?» (Камень.)
- Правильно. В науке их называют горными породами, а люди просто камнями. Полюбуйтесь, какие они. (Красивые, разные по цвету, форме, размеру.)
- А как вы думаете, где можно найти камни? (В разных местах: на берегу моря, рек, в горах, в оврагах, на дороге.)
А знаете ли вы, кто занимается поиском и изучением горных пород? (Геологи.)
- Да, есть такая профессия. Ребята присядьте на стульчики.
Показ слайд-шоу с текстовым сопровождением воспитателя: «Геологи проходят десятки километров, карабкаются на высокие горы, спускаются в глубокие пещеры, переплывают бурные реки, чтобы собрать разные камни. Увидит геолог необычный камень, отметит на карте место, где его обнаружил и положит свою находку в рюкзак».
- Как вы думаете, для чего геологи собирают камни-минералы? (Предположения детей.)
- А каким должен быть геолог? (умный, смелый, сильный, выносливый, здоровый).
- А еще обязательно дружными «Один за всех и все за одного». Ребята, сейчас мы с вами станем геологами-исследователями, но прежде чем попасть в лабораторию надо преодолеть препятствия.
Физкультминутка.
Качает травку ветерок (Дети покачиваются из стороны в сторону.)
Дрожат, дрожат травинки (Быстро машут поднятыми над головой кистями рук.)
От тонких рук до гибких ног
Прогнулись наши спинки (2 раза в ритм словам прогибают спину.)
Нас крутит ветер заводной (Кружатся на месте.)
Болтает влево – вправо (Покачиваются влево – вправо.)
Но вот он стих порой ночной,
И мы сидим устало. (Приседают.)
А утром солнышко взошло,
Все радостно проснулись. (Встают, потягиваясь и улыбаясь.)
Ведь новый день улыбку шлёт,
Мы к солнцу потянулись!
- И вот мы в лаборатории. (Дети стоят вокруг столов.)
- Посмотрите на камни. Что о них можно сказать? (Разные по цвету, форме, размеру.)
- Ребята найдите на подносах морские камни. Давайте расскажем о них опираясь на схему. (Форма, цвет, поверхность.)
- Как вы думаете, почему они такие? (Такими гладкими их сделала морская вода.)
- Недаром пословица гласит: «Вода камень точит».
- Теперь возьмите другие камешки. Как вы считаете, где их нашли? (У реки.) Значит они какие? (Речные.) Положите их рядом с морскими камешками. Что вы можете о них сказать? (Неправильной формы, разных цветов, шероховатые.) Перед вами «Дерево знаний». Подумайте, где можно разместить гладкие и где шероховатые камни (Море, река.)
- Возьмите камень и сожмите его в руке крепко-крепко. Изменил ли он форму? (Нет.) Почему? (Он твердый.)
- А сейчас давайте посмотрим, как камень и дерево будут вести себя в воде. Опустите дерево в стакан с водой. Что с ним происходит? (Дерево плавает.) Теперь опустите осторожно камень в стакан. Что с ним произошло? (Он утонул.) Почему? (Он тяжелее воды.) Почему же дерево плавает? (Оно легче воды.)
- Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его и сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Мокрый – сухой.) А еще чем? (Мокрый камень темнее, сухой светлее.) Вот мы с вами и поговорили о морских и речных камнях. Но у вас на тарелках остался еще один камень. Может, кто из вас помнит, как он называется? (Пемза.) Это необычный камень. Посмотрите на экран – это вулкан, а пемза – продукт извержения вулкана, это тоже горная порода, камень. Давайте сравним его с обычными камнями. Опустим обычный камень в воду, а затем пемзу. Что мы увидели? (Обычный камень утонул, а пемза нет.) Почему? Возьмите в руки пемзу и рассмотрите ее (в пемзе много дырочек, по-другому - пор), а как вы считаете, благодаря чему пемза не тонет (В дырочках находится воздух, и он выталкивает ее из воды.) Благодаря какому свойству она используется в быту.
- А сейчас модель с пемзой разместите на дереве знаний.
Динамическая пауза.
- Ребята, я хочу вас познакомить с другими интересными камнями. Называются они мрамор и гранит. Это горные породы, камни. О них нам сейчас расскажут наши маленькие лекторы, которые подробно изучили этот вопрос со своими родителями. (Доклады детей.)
- Ребята, что мы узнали об этих камнях из докладов детей. (Ответы детей.)
- Основное назначение этих камней - это использование их в строительстве. Это главные отделочные материалы. Посмотрите на экран. Презентация. (Могила неизвестного солдата, Мемориал на Партизанской поляне. Кому посвящен этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая Родину. И эти памятники украшает гранит. Красная Площадь. Что это? (Главная площадь страны.) В ее убранстве тоже использовали гранит. Метро – это настоящее царство мрамора. Какой мрамор вы видели? (Цветной, белый) им украшены многие станции.)
- А где еще можно использовать камни? (В строительстве зданий, мостов, дорог и т.д.)
- Но для того, чтобы человек мог использовать камни, нужен труд многих людей. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай профессию». Становитесь в круг, я буду вам бросать мяч, а вы называть профессию.
- Кто ищет и изучает горные породы? (Геолог.)
- Кто добывает горные породы? (Горняки, шахтеры.)
- Кто обтесывает камни? (Камнетесы.)
- Кто строит из камней? (Строители.)
- Кто делает памятники и скульптуры? (Скульптор.)
- Кто делает украшения из камня для улиц и домов? (Дизайнер.)
- Хорошо. Ребята, но еще в недрах земли есть особые камни – драгоценные. Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Иллюстрации.)
- Люди издавна находили применение этим камням в изготовлении украшений, ими украшали одежду, головные уборы, из них делали бусы, кольца. А кто занимается изготовлением украшений? (Ювелиры.)
- Сейчас я предлагаю вам побыть дизайнерами. Внимательно посмотрите на свой камень и попытайтесь открыть его секрет через рисование, украсить его. Удачи вам! Приступайте к работе! (Обсуждение работ.)
- Вот и закончилось наше путешествие по чудесной каменной сказке. Ребята, а важно ли то, о чем вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось, что понравилось делать?
Читайте также |
---|
Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»
Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»
Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития…
Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности На современном этапе в системе воспитания и обучения...
Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема…
Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем -...