Игра–путешествие «Исследование необитаемого острова»

 

Цель: развитие познавательных способностей, расширение знаний детей о море, о свойствах морской воды, о морских обитателях.

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к окружающей природе, к представителям морской фауны.
  • Формировать навыки составления связных высказываний на основе использования схематического моделирования.
  • Формировать умение проводить опыты, делать выводы из увиденного, составлять план-схему их проведения.
  • Закреплять навыки использования в речи согласования падежных форм существительных с количественными числительными.
  • Развивать познавательные и речевые умения, творческое воображение и фантазию.

Материалы: модель Земли (глобус), схематические изображения этапов развития планеты Земля, карточки с изображением обитателей моря (на каждого), наборы геометрических фигур, схемы, отражающие алгоритм опыта по выращиванию кристаллов, емкости с пресной и соленой водой, яйца, чайные ложки), репродукции картин Айвазовского, оборудование для просмотра видеороликов.

 

Ход:

Дети заходят в зал и приветствуют гостей.

Проводится психологический тренинг «Улыбка»:

Воспитатель предлагает детям стать в круг и говорит: «Я подарю свою улыбку тому, кто находится от меня справа, а он передаст улыбку другому. А теперь, когда у нас хорошее настроение, можно начать игру».

Воспитатель показывает глобус. Дети определяют по цветовым пятнам, природные зоны, изображенные на глобусе: леса, горы, пустыни. Отмечают, что голубым цветом обозначена водная стихия: моря, океаны, реки, озера.

Воспитатель: А знаете ли вы, как образовались моря и океаны?

Воспитатель выкладывает схематические изображения этапов развития планеты Земля, дети догадываются о происходящих событиях по изображениям. Затем дети составляют рассказ о появлении на Земле океана.

Примерный рассказ:

Давным-давно Земля выглядела по-другому. Не было ни растений, ни животных, ни человека. Повсюду сверкали молнии, грохотал гром. Из Земли вырывался огонь, лава. Потом начался дождь, который шел долго-долго, много лет. Земля остыла, появился океан, в нем зародилась жизнь.

Воспитатель предлагает детям попутешествовать. Когда они соглашаются, предлагает определить вид транспорта.

Словесно-логическая игра: «Определи по описанию»:

Представьте трапецию, поставленную широким основанием вверх, на этом основании стоит треугольник вершиной вверх, к этой вершине прикреплен маленький прямоугольник. Так на чем мы будем путешествовать?

Дети: на лодке.

Воспитатель: Цель нашего путешествия – остров. Чтобы узнать, как он называется, поиграем в игру. Я буду называть слово, вы будете выделять его первый звук. А затем из этих звуков составите слово. Это слово и будет названием острова.

Слова: колодец, рысь, аист, будильник. Дети определяют, что название острова - «Краб», выдвигают предположения о том, почему он так называется.

Предполагаемые ответы детей: по форме похож на краба, там вокруг много крабов, там живут люди, которые ловят крабов.

Воспитатель спрашивает, что обозначает это слово.

Дети определяют, что это название морского животного. Отвечают на вопрос, каких животных называют морскими. Называют обитателей моря (рыбы, осьминог, морская звезда, акула, медуза, дельфин, морской котик, …).

Дети объясняют происхождение названий морских обитателей: рыба – пила, рыба – меч, летучая рыба.

Воспитатель предлагает детям комплекс вопросов о повадках и строении морских обитателей:

Почему китов называю млекопитающими?

Почему кальмаров называют головоногими?

Зачем рыбам жабры?

Почему моржи и тюлени не мерзнут в ледяной воде?

Дети получают карточки с изображением морских обитателей и выполняют на их основе упражнения по ориентировке на листе бумаги и в пространстве, например, кто находится справа от морского конька.

Далее проводится упражнение на замещение морских жителей геометрическими фигурами.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображенных на картинках обитателей моря, обозначить их геометрической фигурой, которая наиболее соответствует изображению.

Пример: какой фигурой ты обозначил акулу?

Предполагаемый ответ ребенка: она такая же черная, у нее треугольный плавник, острые зубы по форме похожие на треугольники.

Воспитатель предлагает взглянуть на глубинных жителей, опустившись на дно в батискафе.

Ф/м: «Батискаф»:

В батискаф мы забирались и на дно все опускались.

Рыбки мимо нас плывут, крабы по песку ползут.

Раз, два, три, четыре, пять –

Батискаф пора поднять.

Воспитатель просит детей дать характеристику морской воды.

Предполагаемые ответы детей: соленая, чистая, прозрачная.

Воспитатель. Как определить, где морская вода, а где водопроводная.

Предполагаемый ответ детей: попробовать.

Воспитатель предлагает еще один способ определения: проведение опыта.

Опыт: приготовлены две емкости: одна с соленой, другая с пресной водой; объясняется, что в пресной воде яйцо опускается на дно, а в соленой – плавает. Дети опускают яйца в емкости и определяют, где какая вода находится.

Воспитатель: Не так давно мы проводили опыт по получению солевых кристаллов из морской воды. Вспомните, как мы их получали, составьте последовательность выполнения опыта с помощью схем. Вспомните, с чего мы начали. Раскладывайте схемы по порядку, следите за уровнем воды.

После выполнения детьми задания, воспитатель просит детей, вспомнив опыты, сказать, чего много в морской воде.

Предполагаемый ответ детей: в морской воде много соли.

Воспитатель объясняет, что соленый вкус морской воде придают минеральные вещества, которые приносят впадающие в моря реки.

Воспитатель рассказывает детям, что море очень переменчиво. Оно может быть спокойным, а может быть бушующим.

Детям предлагается рассмотреть репродукции картин Айвазовского, определить «настроение моря», поставить соответствующую пиктограмму для определения эмоционального состояния, объяснить причину своего выбора.

Предполагаемые ответы детей: на моей картине на море шторм, поэтому я взяла картинку с сердитым выражением лица.

Релаксационное упражнение под музыку «Отдых на пляже».

Воспитатель показывает разные предметы, а дети отбирают из них те, которые можно оставлять на берегу. Дети выбирают предметы, не наносящие вреда экологии, а остальные складывают в пакет для мусора.

Воспитатель подчеркивает, что также надо поступать, когда дети отдыхают на морском побережье.

Воспитатель благодарит детей от имени моря и вручает им по ракушке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Зачем нужно закаливание?

Зачем нужно закаливание? Все это время люди из разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию, и с каждым переходом...

Читайте также

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...