Мастер-класс: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Современное понимание проблемы музыкального воспитания дошкольников предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. Танец, как и песня, украшает любой детский праздник, является выражением эмоций, настроения в движениях. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной и танцевальной деятельности.
Цель: Содействовать творческому развитию личности дошкольников средствами хореографии и танцевально – игровой деятельности.
Задачи: 1. Развитие творческих способностей:
- развивать мышление, воображение, находчивость, познавательную активность, расширять кругозор;
- формировать навык самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти;
- формировать навык выразительности, пластичности.
3. Укрепление здоровья.
- формировать правильную осанку, способствовать развитию опорно-двигательного аппарата.
Из истории танца.
Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем.
Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. Такие обрядовые танцы можно увидеть и по сей день. Шло время. Человечество открывало тайны мироздания, и танцы постепенно утрачивали свое первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актеры в интермедиях драматических и оперных представлений. И, наконец, более четырех веков назад родился балет.
В творческую жизнь людей прочно вошли, и украшают любой праздник, или концерт такие танцы, как: «Вальс», «Галоп», «Кадриль», «Краковяк», «Полька», «Рок-н-ролл», «Степ», «Танго». Такие танцы успешно применяются и в работе в дошкольном учреждении на занятиях по ритмике и хореографии. Но искусство танца не стоит на месте, а активно развивается. В современном танцевальном искусстве в настоящее время преобладают такие танцевальные направления как: «Хип-Хоп», «Модерн», «Брэйк-данс», «Айрэн-би» и другие.
Методические приемы организации занятий по ритмике и хореографии:
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснении. Словесные объяснения должны быть краткими, точны, образны и конкретны.
Музыкальное сопровождение. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным воздействием музыки. Не рекомендуется подсказывать детям движения и отмечать более успевающих.
Метод иллюстрированной наглядности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без знакомства с репродукциями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.
Концентрический метод. Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
План схема занятий по ритмике и хореографии.
Вводная часть:
Приглашение детей в зал;
Расстановка детей;
Приветствие;
Краткая беседа о танце.
Подготовительная часть:
Работа над правильной стойкой;
Поклон,
Маршировка, перестроения.
Основная часть:
Музыкально-ритмические упражнения;
Элементы танцев, танцевальные игры, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы.
Заключительная часть:
Упражнения на дыхание, на расслабление;
Поклон, уход из зала.
Виды музыкально-ритмических занятий.
1. тематическое занятие.
2. Сюжетное занятие.
3. Игровое занятие.
4. Импровизация.
Примеры эмоционально-пластических этюдов на занятиях по ритмике.
«Кошечка». Пластически выразить повадки кошки, ее настроение. Свернувшись клубочком, кошечка спит, переворачиваясь с боку на бок. Пробуждается, потягивается, умывается. Ищет хозяйку. Появляется хозяйка, кошечка радостно прыгает, мурлычет, ласкается.
«Медвежонок». Медвежонок крепко спит, вяло переворачиваясь с боку на бок. Забежавший в берлогу ручеек заставляет его проснуться. Он отряхивается, и окончательно просыпается. Голодный, ищет мед. Находит бочонок, и лапой начинает есть мед. Объелся – и снова спать.
«Рыбка». В голубой прохладной воде, среди медленно раскачивающихся водорослей, спит Рыбка. Ее чешуйки искрятся на солнце, изливая яркие радужные лучи. Вокруг беззвучно снуют мелкие рыбешки. Сонное царство…Только брошенный в воду камешек нарушает тишину, вода всколыхнулась. Пугливо метнувшись, сорвалась с места и Рыбка. Ушла в глубину.
И.п.: лежа на животе. Ноги, корпус ровные. Руки вытянуты вверх-вперед.
Поднять руки и ноги вверх, зафиксировать положение дуги («рыбка плывет»). Вернутся в и.п. («рыбка затаилась в водорослях»).
«Паучок». Паучок занят работой: ему срочно нужно сплести тончайшую паутинку. Юрко передвигаясь, он ткет замысловатый узор. День клонится к вечеру, устал и наш паучок. Чтобы отдохнуть, он присел на длинных тонких лапках. Но работу нужно закончить до заката, и Паучок выпрямляет ножки, чтобы подняться и продолжить дело.
И.п.: опора на ноги в невыворотной, широкой второй позиции, руки кистями внутрь, находятся у головы.
Опираясь на руки и ноги (локти и колени при этом при возможности разгибаются), прогнуться вверх в положении «мостика» («паучок выпрямляет ножки»).
Вернуться в и.п. («паучок присел отдохнуть»).
Игры – превращения:
Игры - превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.
«Деревянные и тряпичные куклы»
При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными - шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова покачивается. Ноги тоже поворачиваются, хотя ступни остаются на месте.
«Воробьи и журавушки»:
Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу руководителя поджимают ножку, придерживая ее руками (либо одной рукой) сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше?
«Мельница»:
Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
«Кошка выпускает когти»
Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большей амплитудой. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя.
Авторская разработка.
Современные танцы для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развитие чувства ритма, выразительности и координации движений, творческого воображения, артистичности.
Рекомендуется включать в программы праздничных утренников, в театрализованные постановки, тематические занятия.
Эстрадный танец с помпонами «Веселое настроение»
Для девочек 5 – 6 лет
Музыкальное сопровождение: любая современная, очень подвижная музыкальная композиция на усмотрение педагога.
В танце участвуют 6 – 8 девочек, в руках помпоны.
Исходное положение: Девочки стоят, построившись друг за другом в одну колонну, руки с помпонами опущены вдоль туловища.
Фигура 1.
Дети за ведущим движутся «змейкой», высоко поднимая колени и размахивая руками. Выстраиваются перед зрителями в шахматном порядке, в условленных местах.
Фигура 2.
Выполняют в правую сторону по два приставных шага, при этом выполняя круговые движения руками в правую сторону.
Поворот вокруг себя, высоко поднимая колени и размахивая руками. Затем тоже - самое повторить в левую сторону.
Фигура 3.
Поднимая попеременно согнутые колени, ударяют по ним помпонами
Затем чередуют два элемента: поднимают руки над головой, выполняют махи, после чего «вертушка», согнутыми руками перед грудью. При этом ноги ритмично пружинят.
Фигура 4.
Ложатся на живот, боком к зрителям. Руки, сложены полочкой на полу, голова, повернута к зрителям, выполняют согнутыми ногами попеременные движения.
Переворачиваются на спину. Руками с помпонами выполняют «вертушку», а ногами «велосипед».
Фигура 5.
Делятся на две колонны и за ведущими движутся на встречу друг другу против ходом, высоко поднимая колени и выполняя махи руками. Выстраиваются в 2 колонны вдоль боковых стен, поворачиваются лицом друг к другу.
Фигура 6.
Садятся на пол боком, ритмично под музыку трясут руками с помпонами. В это время в центр попеременно выбегают девочки и выполняют акробатические упражнения: «мостик», «коробочка», «колесо» и т д в зависимости от умений детей.
Фигура 7.
Перестраиваются в 1 колонну и за ведущим «змейкой» двигаются по залу, высоко поднимая колени и выполняя махи руками. Выходят на полукруг. Останавливаются, ритмично тряся помпонами и пружиня ногами. 2- 3 девочки выбегают вперед и опускаются на «шпагат». Все резко вскидывают руки с помпонами вверх и замирают.
Сюжетный танец с автоматами «Солдаты»
Для мальчиков 6 – 7 лет
Музыкальное сопровождение: песня Л.Агутина «Граница».
В танце участвуют четное количество мальчиков.
Исходное положение: Мальчики без музыкального сопровождения выбегают и ложатся в условленных местах на спину, руки под головой, автомат справа от себя. «Спят».
Фигура 1.
На слова «Рота подъем» - соскакивают, и высоко поднимая колени, бегают по залу в разных направлениях. Автомат держат перед грудью. Останавливаются в 2 колонны вдоль боковых стен, лицом к зрителям.
Фигура 2. 1 куплет.
Выполняют бег на месте, высоко поднимая колени, автомат перед собой. С правой ноги, поворачиваясь на пятке вправо, выполняют «квадрат» с приставлением левой ноги.
На слова «Ты прости, мама» согнутой ногой, выполняют выпад вправо, руки с автоматом выкидываются вправо. Вернуться в исходное положение (приставить ногу, руки перед грудью), затем все повторить влево.
На слова «Так же - как все» - поднимают автомат вверх и «стреляют».
Фигура 3. Припев.
Колонны поворачиваются лицом друг к другу. Выполняют бег на месте. Затем выпад правой ногой вперед, руки с автоматом – вперед. Вернуться в исходное положение и повторить еще раз.
На слова «Так, что аты – баты» - все поворачиваются лицом к зрителям. Поднимают правое, согнутое колено, при этом, согнутые руки с автоматом опускают к колену. Вернуться в исходное положение. Затем все повторить с левой ноги.
Фигура 4. 2 куплет.
Двигаются легким бегом против ходом к центральной стене, и образуя полукруг, встают в пары лицом к друг другу.
На слова «Ты, прости, мама» - слегка сгибают ноги в коленях, автоматы поднимают на уровень лица и несколько раз в парах скрещивают их друг с другом. Все одновременно кладут автоматы на пол.
На слова «Как все» - все принимают упор лежа.
На слова «Паровоз умчится» - выполняют 3 отжима от пола, затем, согнув колени и прижав их к груди, перекатываются вправо, затем все повторяют с перекатом влево.
3 куплет:
Одновременно поднимают автоматы, берут их двумя руками перед грудью. Двигаются боковым галопом по кругу, спиной в круг.
Выстраиваются в 3 линии лицом к зрителям, в условленных местах. С правой ноги, поворачиваясь на пятке, выполняют «квадрат» с приставлением левой ноги. Поднимают автоматы вверх и стреляют.
Фигура 5. Припев:
Все одновременно кладут автоматы на пол, перед собой. Выполняют широкий шаг в правую сторону с резким наклоном туловища вперед, сжатые в кулак руки – упираются в бедра. Высоко подпрыгивают на месте, сжатыми руками в кулак – «бок суют». Прыжком все одновременно, через правое плечо разворачиваются спиной к зрителям.
Фигура 6.
Повторяют все тоже - самое, стоя спиной к зрителям. Прыжком, через правое плечо, все одновременно разворачиваются лицом к зрителям.
Опускаются на правое колено, держат автомат перед собой, такт музыке кричат слова: «Мы теперь солдаты!» - 2 раза.
Поднимаются с колен. Ноги расставлены на ширине плеч. Резко поднимают автоматы над головой. Выкрикивают «Ха!».
Сюжетный танец «Лягушата».
Рекомендуется использовать для детей средней, старшей групп детского сада.
Музыкальное сопровождение: песня «Лягушата» группа «Великаны».
Исходное положение: Дети садятся на корточки, разведя ступни ног в стороны. Ладошками рук упираются в пол между ступнями. Голова поднята.
Фигура 1: На проигрыш качают головой из стороны в сторону.
На слова: «На болоте суета» - встают на ноги, разведя в стороны. Согнутые в локтях руки с раскрытыми пальцами на уровне лица. Выполняют наклоны туловища и рук и выпрямляются.
На слова: «Старый жаба» - выполняют движение руками (дирижируют)
На слова: «Тут легато» - Согнутые руки в локтях, попеременно вбрасывают верх и в исходное положение.
Фигура 2: На слова «Ква - ква» - высоко прыгают на двух ногах, руки перед собой.
На слова «Поет дождю наперекор» - Выполняют ритмичные хлопки возле правого уха, при этом, ударяя носком правой ноги о пол.
Фигура 3: На слова: «На болоте жизнь кипит» - шагают на месте, высоко поднимая колени и качая согнутыми руками перед собой из стороны в сторону.
На слова: «Приплывали караси» - соединенными ладошками между собой, выполняют движение перед собой.
На слова: «Даже ворон удивлен» - руки на пояс, пожимают плечами, выполняя пружинку.
Фигура 4: Повторяют движения 2 фигуры.
Фигура 5: На проигрыш выполняют круговые движения вокруг себя, качая руками из стороны в сторону. Дети старшего возраста двигаются по кругу, или хаотично по всему залу.
Фигура 6: На слова «Ходят слухи по лесам» - Выполняют наклон к правой ноге, поднося правую руку к уху. Нога на пятку. Выпрямляются, руки перед собой. Все повторяют в другую сторону.
На слова: «Все сбежались посмотреть» - Руки в локтях согнуты и прижаты к себе, пальцы рук сжаты в кулак. Выполняют легкий бег на месте.
На слова: «Эта песня просто класс» - Вытянутыми руками с поднятыми вверх большими пальцами, выполняют движения перед собой вверх, вниз.
Фигура 7: Садятся на корточки в исходное положение и выполняют движения фигуры 1.
Фигура 8: Затем встают на ноги и до конца песни повторяют движения 2 фигуры. На окончание вскидывают поднятые руки вверх.
Читайте также |
---|
«Зимние забавы»
«Зимние забавы» Зима прекрасное время для проведения зимних забав, и в нашем саду прошёл спортивный праздник «Зимние забавы».Спортивное развлечение у далось...
Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении
Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые...
Конспект по конструированию из бумаги в технике оригами. Тема: «Кошка»
Конспект по конструированию из бумаги в технике оригами. Тема: «Кошка» Подготовительная группа Цель: формирование навыков работы с бумагой в технике оригами. Задачи: закреплять...