Конспект индивидуального фонетического логопедического занятия по теме «Звук [с]» для старшей логопедической группы

 

Этап: автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: автоматизация звука [с] в фразовой речи, повтор в слогах и словах.

Задачи:

  1. Обучать детей правильному произношению звука [с], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико – грамматический строй языка, автоматизировать правильное произношение свистящего звука [с], совершенствовать навык звукового анализа слов, развивать мелкую моторику.
  2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивости и аккуратности.

Дидактический материал: 2 изображения снеговика на листе формата А4, предметные картинки со звуком [с] и без него (сумка, автобус, посуда, солнце, коза, пуговица, жук), картинка самолета (для раскрашивания), лес, каменистая дорога, дом с забором, крыша с сосулькой, волк, карта сделанные из цветного картона или нарисованные на картоне формата А4, «снежинка».

Оборудование: зеркало, стол, 2 стула.

План занятия

  1. Организационный момент. Приход гостя и сообщение темы занятия    1 мин.
  2. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание                                 1 мин.  
  3. Артикуляционная гимнастика                                                        1 мин.
  4. Артикуляция звука [с]
  5. Изолированное произнесение                                                        1 мин.
  6. Проговаривание слогов и слоговых рядов                                       1 мин.
  7. Упражнение на развитие фонематического слуха «Хлопни когда услышишь [с]»    1 мин.
  8. Физкульт. минутка                                                                       2 мин.    
  9. Проговаривание чистоговорок                                                       2 мин.
  10. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ слов.                      2 мин.
  11. Составление предложения с одной из картинок.                            1 мин.
  12. Прощание с гостем. Домашнее задание                                        1 мин.
  13. Подведение итогов                                                                     1 мин.

                                                                                                    15 мин.  

Ход занятия

1. Логопед встречает ребенка в дверях кабинета. Организует приветствие с ним. Приглашает сесть за столик.

Логопед: Сегодня к нам в гости пришел Снеговик.  Но почему-то он расстроен. Посмотри на его лицо. Как ты думаешь, почему?

Ребенок: У него нет носа.

Логопед: Верно! Он потерял свой нос-морковку. Сейчас зима, и морковку в лесу нигде не найдешь, а без носа Снеговик не может. Чем же можно ее заменить? Отгадай загадку:

Дети сели на карниз

И растут все время вниз.

Ребенок: Сосулька.

Логопед: Правильно! Его нос можно заменить сосулькой. А какой звук стоит на первом месте в словах сосулька и снеговик?

Ребенок: Звук [с].

Логопед: Да! Это любимый звук Снеговика! Сегодня мы будем продолжать изучать звук [с]. Наш ответ на загадку помог Снеговику, но один он сосульку не найдет. Он просит нас о помощи. Давай поможем Снеговику.

 Ребенок: Давайте!

2. Логопед: Для начала давай потренируемся вместе с Снеговиком сдувать снежинки.

Ребенок берет снежинку, держит за ниточку и дует на нее так, чтобы она «летала», следя за тем, чтобы щеки не надувались.

Логопед: Молодец!

3. Логопед: Чтобы помогать Снеговику тебе нужно буде поработать языком, поэтому мы сейчас его разомнем.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

«Лопаточка» - рот открыт. Язык спокойно лежит на нижней губе.

«Улыбка» - растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Удерживать в течении 4-5 секунд.

«Заборчик» - растянуть губы в улыбке так, чтобы зубы были видны. Удерживать.

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком тонкого языка тянуться под счет 1-4 попеременно к уголкам губ.

«Почистим зубы» - рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Трубочка» - рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

4. Логопед: Теперь давай вспомним какой звук [с]. Он согласный, глухой, твердый, зубы не смыкаются, губы улыбаются.  

5. Логопед: Молодец! Ну что ж, теперь давай подумаем, где нам можно найти сосульки? С чего они свисают?

Ребенок: С крыши домов.

Логопед: Да! Давай посмотрим на карту (логопед достает карту, по которой Снеговик должен будет пройти до домика лесника).  Тебе нужно провести пальцем по линии от начала пути до дома лесника, проговаривая звук [с].

Далее логопед просит произнести изолированно звук [с].

Ребенок: С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.

Логопед: Молодец! Теперь мы знаем, где мы найдем сосульку. Нам нужно отправляться!    

6. Логопед: Для того, что бы нам пройти к лесничему домику, нам нужно пройти через лес. Для этого нужно правильно произнести все слоги, которые я тебе скажу.

Са

Со

Су

Сы

Са-су-сы

Со-са-су  

7. Логопед: Молодец! Снеговик проходит через этот густой лес. Но вдруг он увидел позади себя волка, который погнался за ним. Давай поможем убежать Снеговику. Для этого тебе нужно будет хлопнуть в ладоши, когда ты услышишь звук [с]. Понятно?

Ребенок: понятно!

Логопед: Слушай внимательно

П, С, Ш, Ж, З, С, Р, Л, Ш, С, Х, Ф, С.

Логопед называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда звучит звук [с].

Логопед: Молодец! Снеговику удалось убежать от злого волка!

8. Снеговик запыхался и устал, да и ты, наверное, тоже. Пойдем немного отдохнем.

Ребенок и логопед встают и выходят в коридор, делают физкульт. минутку.

Раз-согнуться, разогнуться,                 (наклон вперед, выпрямится)

Два-высоко потянуться,                      (подняться на носках)

Три-в ладоши три хлопка.                    (3 хлопка в ладоши)

Головой три кивка.                             (3 наклона головой вперед)

На четыре-руки шире,                         (руки в стороны)

Пять, шесть-тихо сесть.                      (присесть на корточки)

Логопед произносит и показывает ребенку движения. Затем это повторяется еще раз.

Логопед: Ну что, отдохнул немного?

Ребенок: Да!

Логопед: Теперь пойдем дальше помогать Снеговику.

Ребенок вместе с логопедом входит в кабинет.

9. Логопед: Снеговик вышел из леса и попал на каменистую дорогу. По ней очень тяжело передвигаться. Что бы Снеговику было легче, тебе нужно будет повторить за мной чистоговорки. Понятно?

Ребенок: Да

Далее логопед произносит чистоговорки, а ребенок повторяет.

Са-са-са-вот сидит лиса.

Со-со-со-покатилось колесо.

Сы-сы-сы-подлетели две осы.

Су-су-су-злой волк живет в лесу.

10. Логопед: Посмотри, Снеговик прошел каменистую дорогу и перед ним наконец-то появился дом лесника. Но дом огражден забором. Что бы Снеговик попал к дому, тебе нужно будет правильно выбрать из этих картинок только те, в которых есть звук [с], и сказать, где он находится-в начале или в середине слова (логопед кладет перед ребенком картинки сумка, автобус, посуда, солнце, коза, пуговица, жук).

Ребенок произносит все названия картинок и отбирает картинки сумка, автобус, посуда, солнце и называет место, на котором стоит звук [с].

Логопед: Молодец! Снеговик прошел через забор.

11. Логопед: Подошел к дому и увидел, что с крыши свисает сосулька. Но она так высоко. Давай поможем подпрыгнуть Снеговику. Для этого тебе нужно составить предложение с этой картинкой (логопед дает ребенку картинку с изображением автобуса).

Ребенок: По дороге едет автобус.

Логопед: Умница! Посмотри, Снеговик достал сосульку и вставил ее на то место, где раньше была морковь. Теперь у него есть нос!

12. Логопед: Снеговик благодарит тебя за помощь и дарит тебе детскую сосульку, которую можно есть (логопед дает ребенку леденец). Снеговик хочет пойти и побыстрее показать своим друзьям свой новый нос. Давай попрощаемся со Снеговиком.

Ребенок: До свидания.

Логопед: Твое домашнее задание будет таким-раскрасить что? (ребенку дается картинка для раскрашивания с изображением самолета)

Ребенок: Самолет!

Логопед: Правильно.

13. Логопед: Так чем же мы сегодня с тобой занимались?

Ребенок: изучали звук [с], помогали Снеговику.

Логопед: Что тебе больше всего понравилось?

Ребенок отвечает, делится своими впечатлениями.

Логопед: Верно! Мы сегодня продолжали изучать звук [с]. Учились проговаривать его в словах и предложениях. Ты справились со всеми заданиями и помог Снеговику.

Логопед: На сегодня наше занятие окончено, можешь идти в группу.

 

Список использованных источников:

  1. http://ddu82.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=22241
  2. http://elena-chumakova-logo.narod.ru/index/0-5


Новые публикации

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Читайте также

Цикл занятий по звуковой культуре речи для старшего дошкольного возраста…

Цикл занятий по звуковой культуре речи для старшего дошкольного возраста на звуки «Р» и «Л» Конспект №1 Логопедическая тема: Автоматизация звука Р в словах. Цель: подготовить...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Где же этот воздух»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Где же этот воздух»   Интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Труд», «Здоровье». Возрастная группа: 5 -6 лет. Цель: познакомить детей с...

Психологическая подготовка детей к школе

Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как...


Комментарии

  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» Тема: Викторина «Моя любимая ягодка»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской, игровой деятельности. Задание 1. 1. Назовите птиц, которые осенью улетают в тёплые края? (Ласточки, журавли, скворцы) 2. Из каких частей состоят грибы? (Из ножки, шляпки, грибницы) 3. Какую ягоду любит, есть медведь?...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (опытно-экспериментальная деятельность). Тема: «Ягодка малинка»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Ход ООД С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) В группу заносятся...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Речевое развитие» (познание). Тема: «Ягодное лукошко»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности.   Ход ООД -Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Вы узнали его? (Да, это Мишутка) -Давайте с ним поздороваемся: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо, голубое! Здравствуй , вольный...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по математике «Весёлый Ёжик»

Sample Image

Я работаю со старшими дошкольниками третий год. С этого возраста ребята начинают изучать состав числа из нескольких единиц и двух меньших чисел. Материал для детей сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. В этой ситуации воспитателя...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство