Конспект занятия по развитию связной речи детей старшей группы с ОНР
«Путешествие в царство птиц»
Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах, совершенствование речевых способностей детей с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц;
- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;
- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;
- развитие связной грамматически правильной монологической речи с помощью мнемотехники.
Коррекционно-развивающие:
- развитие координации речи с движением;
- развитие внимания; развитие мышления через сравнение птиц;
- развитие памяти (заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц);
- развитие мелкой моторики рук («Пальчиковая гимнастика»).
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание заботливого отношения к птицам;
- воспитание чувства любви к родной природе;
- обогащение духовного мира детей;
- приобщение детей к русской национальной культуре;
- поощрение активности и самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки птиц; мнемотаблицы для составления рассказов-описаний синицы, снегиря, дятла; карточки для сравнительного описания птиц; мнемотаблицы к стихотворению «Декабрьское», М. Пляцковского «Снегирь»; аудиозапись голосов птиц; зонт для имитации кормушки; разноцветные шапочки для пальчиковой гимнастики на каждого ребенка; шапочка синицы; шапочки снегирей на каждого ребенка; призы-фотографии птиц; карточки с буквами для запоминания плана ответов.
Интеграция задач образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Познавательное развитие:
1. Формирование представлений о богатстве и разнообразии птичьего мира.
2. Развитие любознательности детей.
Речевое развитие:
1. Обогащение и активизация словарного запаса по теме: «Зимующие птицы».
Развитие образной речи:
- поговорка «Мудрая, как сова»;
- образные сравнения: «грудка алая, как румяное яблоко», «красное оперение, напоминающее берет», «в розовой жилетке», «в шапочке атласной», «синичка акробатка».
2. Развитие грамматического строя:
- предложно-падежные конструкции;
- согласование существительных с прилагательными;
- формирование умения составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
3. Развитие связной диалогической и монологической речи.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения М.Пляцковского, А.Яшина, З.Александровой.
2. Привлечение внимания детей к красоте мира птиц.
Физическое развитие:
1. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья с помощью проведения пальчиковой гимнастики, динамической разминки под музыку.
Методы и приемы:
- Наглядные (рассматривание картин птиц в детских книгах, энциклопедиях).
- Словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти).
- Наглядное моделирование.
- Здоровьесберегающие (совершенствование артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук, общую моторику, интонационную выразительность, чувство ритма.
- Развивающий (коррекция речи детей с ОНР).
Ход:
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в одно царство. Отгадайте загадку и узнаете чье это царство.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Нас зимою покормите
Дети кто мы? Назовите.
(Птицы.)
Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?
Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.
Логопед: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, синица, воробей, и др.
II. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Логопед: Какая птица лишняя и почему? Ласточку можно увидеть зимой?
Дети: Нет, потому что она относится к перелетным птицам.
Логопед: Правильно, ребята, мы с вами отправляемся в царство птиц. Нас ждут большие приключения и встречи. Много интересного можно там узнать:
- как птицы живут-поживают, (Выставляется карточка с буквой «Ж».);
- как птиц зовут-величают, (Выставляется карточка с буквой «З».);
- чем они отличаются друг от друга (Выставляется карточка с буквой «Ч».);
- все ли птицы песни петь умеют (Карточка со скрипичным ключом.);
- кто у птиц наряднее одет – папы или мамы, (Картинки птиц.);
- как помочь птицам надо (карточка с буквой «К».).
Вместе с нами полетят свиристели-птицы с красивыми хохолками. Посмотрите, кто летит к нам. Белый голубь – символ мира передал нам грустное известие. Оказывается, царство птиц заколдовал злой волшебник. Расколдовать его может тот, кто все знает о птицах. Поможем расколдовать, ребята?
Дети: Да, поможем.
III. Дидактическая игра «Угадай, чей голос»
Звучит аудиозапись пения снегиря.
Логопед: А вы умеете различать голоса птиц? Послушайте, кто это поет?
Дети: Снегирь.
Логопед: На что похожа песня снегиря?
Дети: Песня снегирей похожа на тихий звон колокольчиков.
Демонстрируется схема описания снегиря.
Логопед: Что это, ребята?
Дети: Это схема.
Логопед: Для чего она нужна?
Дети: Схема нужна, чтобы все рассказать по порядку, ничего не забыть.
Дети рассказывают о снегире.
Рассказ – описание «Снегирь» по мнемотаблице
Слово снегирь начинается с буквы «С». У него ярко алая грудка, как румяное яблоко. Снегирь – зимующая птица, прилетает с первым снегом. Эту птицу хорошо видно на фоне белого снега. Питается он ягодами рябины. Любит арбузные семечки. Он очень доверчив, быстро привыкает к человеку. Его называют рыцарем. Как бы ни был голоден, снегирь всегда уступит корм подружке.
Логопед: Ребята, кто наряднее в птичьем царстве папы или мамы?
Дети: Наряднее папы.
Логопед: Какое оперение у Снегиря-папы и Снегиря-мамы?
Дети: У Снегиря папы брюшко и грудка ярко-красные, а у Снегиря-мамы серовато-розовые.
Логопед: Отгадайте, кто живет в этом царстве.
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым,
Кле-кле-кле поет со свистом?
(Клест.)
Логопед: Зачем клесту нужен такой клюв?
Дети: Своим клювом клест достает семена из шишек.
Логопед: Когда клест выводит птенцов?
Дети: Клест выводит птенцов зимой.
Открывается картинка в царстве птиц.
Логопед: Послушаем голос еще одной птицы.
Звучит стук дятла. Выставляется схема описания дятла. Дети рассказывают о дятле.
Рассказ-описание «Дятел» по мнемотаблице
У дятла длинный и крепкий клюв. На голове у него красное оперение, напоминающее берет. Хвост мощный. Когда дятел сидит на дереве, он упирается хвостом о дерево и сидит, как на стуле. Дятла называют лесным доктором, потому что он лечит деревья. Он относится к зимующим птицам. Питается он семенами шишек и насекомыми.
Логопед: Послушайте голос еще одной пернатой.
Дети отгадывают голос синицы.
Логопед: Раз, два, три, в синичку превратись.
Девочка надевает на голову шапочку синицы.
Рассказ-описание «Синица» по мнемотаблице
Я синичка, веселая птичка, живу в лесу, но в сильные морозы прилетаю поближе к дому. Грудка у меня желтая, спинка зеленая, черненькая шапочка и полоска галстучка. Люблю клевать зерно, несоленое сало, семена дыни, крошки хлеба, только не черного. К весне из 10 птичек выживает только 2.
IV. Пальчиковая гимнастика
Логопед. Как нужно помогать птицам? Что нужно мастерить?
Дети: Кормушки.
Дети садятся на ковер. Педагог открывает большой зонт, имитирующий кормушку.
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели (Желтые шапочки надевают на пальчики.)
А во вторник - снегири, ярче утренней зари. (Красные шапочки.)
Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. (Черные шапочки.)
А в четверг со всех краев - стая жадных воробьев. (Коричневые шапочки.)
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей. (Белые шапочки.)
А в субботу на пирог налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний-
Путешественник – скворец, вот и песенке конец.
(З.Александрова.)
V. Физкультминутка
Звучит музыка. Дети надевают на голову шапочки снегирей.
Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам)
В красных майках снегири (4 наклона головы)
Распушили перышки, (частое потряхивание руками)
Греются на солнышке (хлопок по бокам)
Головой вертят, (по 2 поворота головы)
Улететь хотят.
- Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)
За метелью, за метелью!
VI. Сравнительное описание птиц
Логопед: А вы знаете, ребята, кто в Царстве птиц заслуживает корону по смекалке, по уму, значит?
Дети: Ворона.
Логопед: Орнитологи – ученые, которые изучают птиц, разгадали язык этой птицы. Когда ворона произносит «Кар» один, 2 или 3 раза, это значит, что у нее все в порядке. А если она скажет «Кар» четыре или пять раз, это знак того, что она встревожена. А уж если прокаркает 6 раз подряд – это сигнал тревоги, бедствия, крик о помощи!
Вороны очень умные птицы, много думают, сравнивают, но злой волшебник заколдовал ворону с воронятами. Давайте им поможем. Что общего и чем отличаются?
На столах у детей карточки с парами картинок.
ВОРОБЕЙ и ВОРОНА; СНЕГИРЬ и СИНИЦА;
СВИРИСТЕЛЬ и ЗЯБЛИК; ВОРОБЕЙ и ГОЛУБЬ.
Дети сравнивают птиц, опираясь на пиктограммы.
Ворона и сорока
Ворона и сорока обе зимующие птицы, крупные. Голова, перья, хвост черные у вороны и у сороки. Отличаются пением. Ворона каркает, а сорока трещит. У сороки белая грудка, а у вороны серая. Обе хищные птицы. Могут украсть чужие яйца, схватить зайчонка, мышь, птенчика.
Дети различают голоса вороны и сороки.
Зяблик и свиристель
Зяблик – перелетная птица, а свиристель – зимующая. У зяблика яркое оперение, а у свиристели скромное.
Синица и снегирь
Снегирь малоподвижный, а синичка – акробатка, настоящая спортсменка! У снегиря алая грудка, а у синички – желтая. Снегирь любит ягоды рябины, а синичка – сало, семечки.
Воробей и голубь
Воробей и голубь – зимующие птицы. Воробей маленький, а голубь – крупная птица. Воробей чирикает, а голубь воркует. Отличаются оперением. У воробья коричневая спинка, а голубь сизокрылый.
VII. Пальчиковая игра «Покормите птиц» (А.Яшин)
Покормите птиц зимой, (Изображают как сыплют крошки.)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны.)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльями.)
Стайки на крыльцо (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома.)
Сколько гибнет их, не счесть, видеть тяжело (Держатся за голову и качают ей.)
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руку к сердцу.)
И для них тепло (Обнимают и гладят себя.)
Приучите их в мороз к своему окну (Соединяют руки кольцом над головой.)
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. (Пальцы щепоткой открывают и закрывают клювики.)
VIII. Чтение стихов по мнемотаблицам
Логопед: Ребята, в птичьем царстве осталась заколдованной последняя птица. Кого из пернатых называют самой мудрой? Даже есть такая поговорка: «Мудрая, как…»
Дети: Мудрая, как сова.
Логопед: В сказках, в мультфильмах сова всегда все знает. Почему она все знает?
Дети: Потому что она много читает.
Логопед: Правильно, совушка-сова много читает и поэтому знает много рассказов и стихов. Если мы прочитаем стихотворение М.Пляцковского «Птичьи наряды», то спасем совушку-сову.
1 ребенок рассказывает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.
Снегирь сидит на ветке в розовой жилетке
А дятел в ярко-красной шапочке атласной
Вдали мелькают сойки, синие ковбойки
И даже мухоловки имеют обновки
Лишь соловей, ребята, одет небогато,
Но кто его осудит, тому он петь не будет.
Логопед: И еще одно стихотворение «Декабрьское» тоже расскажем по схеме.
2 ребенок рассказывает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.
В декабре метели пели, прилетели свиристели
На рябине ночевали, всю ее переклевали
А за ними снегири 33 и 33
Дверь тихонько отвори, вон их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре птицы снова на дворе.
Прилетайте поскорей, с вами зимы веселей!
IX. Итог занятия
Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии?
Педагог показывает карточки с заглавными буквами, а дети отвечают.
«Ж» – как живут, поживают птицы.
«З» – как зовут – величают.
«Ч» - чем питаются.
Пиктограмма «Ноты» - все ли птицы песни петь умеют.
Пиктограмма «Птица-папа и птица-мама» - одинаково ли одеты папы и мамы.
«К» - как помогать птицам.
Логопед: Что вам больше всего понравилось?
В благодарность за то, что вы спасли птичье царство от злого волшебника, птицы прислали вам свои фотографии. У вас в группе будет фотоальбом.
Список литературы:
1. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. -СПб.: Светлячок», 2000.-112с.
2. Несмеянова М.А. Здравствуйте, птицы. - М.: Наука, 2003.-64с.
Читайте также |
---|
Открытка для папы
Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...
Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…
Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...
Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…
Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...