Методика работы по мнемотаблицам на занятиях по развитию связной речи

Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям:

  1. обучению составлению рассказа,
  2. разучиванию стихотворений,
  3. отгадыванию загадок,
  4. составлению описательного рассказа.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.
Далее для обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица, по которому дети составляют свои рассказы.
На занятиях необходимо учить не только рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
• цвет - дети рисуют цветовые пятна;
• форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части;
• величина - дети рисуют два предмета контрастной величины;
• человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится;
• контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета;
• рука - какие действия совершают с этим предметом;
• знак вопроса - название предмета или объекта;
• восклицательный знак - эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет и т.д.

1. На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
2. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
3. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
4. При составлении рассказа-описания используется сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов-описаний, и схема рассказа упрощается.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и логопеда, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Система занятий предназначена для детей подготовительной группы

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю,

• 4 занятия в месяц,

• 34 занятия в год.

Форма занятий – подгрупповая.

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.



Новые публикации

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Как животные…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миромТема: «Как животные леса готовятся к зиме»   Возрастная группа детей: вторая младшая группа. Цель: - Формирование у...

Конспект НОД «Наши друзья»

Конспект НОД «Наши друзья» Цель: 1. Продолжить знакомство детей с зимующими птицами (сорока, снегирь, синица, воробей) и их трудностями зимой. 2. Развивать умение внимательно...

Конспект открытого просмотра в рамках кружковой работы «Марья-Искусница» с девочками…

Конспект открытого просмотра в рамках кружковой работы «Марья-Искусница» с девочками старшего дошкольного возраста«Как стать красивой?» Гендерное воспитание девочек   Задачи: Продолжать знакомить девочек...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

развитие речи у детей как средство социальной адаптации

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется...

МАМИН ДЕНЬ

Sample Image

2 марта 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка превратились в весёлых ребят – сорочат. И вместе с Мамой – Сорокой отправились в сказку и весело отпраздновали Мамин день. МАМИН ДЕНЬ Цель: Создание положительного...

Пособия своими руками

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка - значимые органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. В момент прикосновения ребенка к какой -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство