Трудный звук - ты наш друг

 

Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности одна из основных задач работы учителя-логопеда.

Различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые слышит ребенок помогает фонематический слух.

Слова и формы слов, похожие по звучанию, различать еще сложнее, а ведь главное правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха ведет за собой улучшения звукопроизношения, формирование связной речи формирования навыков грамотного письма и чтения.

Предлагаю для развития фонематического слуха и обучения детей определять место звука в слове использовать «звуковые коробочки».

Новые требования стандарта призывают нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, а вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно.

Цель: Развивать фонематический слух и слуховое внимание; учить различать звуки в слове на слух; уметь находить заданный звук в слове.

В группе упражнения для развития фонематического слуха можно презентовать детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Способность слышать различать разные звуки дает огромный толчок в развитии речи, а так же может послужить отличным стартом в становлении навыков чтения и письма.

Материал: Поднос белого цвета, коробочка с правильно подобранными предметами (картинками), названия которых начинается на один и тот же звук. Все предметы обдуманны, в названиях не встречается ни каких фонограмм, сочетание звуков не может вызывать сомнений.

Например: Апельсин, Ананас, Абрикос;

Облако, Ослик, Осень;

Кот, Кубик, Карандаш; Корова;

Бант, Банан, Бабочка;

Сумка, Слон, Стул, Самолет, Стол.

Рекомендации

  • Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Необходимо учитывать разницу в звучании твердых и мягких согласных.
  • Легче выделить первый звук в тех словах в которых следующий идет гласный

Упражнения:

  • Какой звук ты слышал в начале слова?
  • Покажи мне предмет, который начинается на звук [К];
  • С какого звука начинается название этого животного?
  • Давай найдем в группе все предметы названия которых начинается со звука [К];
  • Смешать предметы из двух коробочек и сортировать их на те, названия которых начинаются с одного звука и те, которые начинаются с другого;
  • Сделать коробочки, где нужно слушать одинаковый звук в конце слов;
  • Одинаковый звук в средней позиции в слове.

В дальнейшем можно усложнять задания следующим образом:

Коробочка с предметами в названиях которых звук [К] находится в разных позициях + карточки с обозначением места расположения звука.

Например: Кот, лаК, белКа; Носок, кабаН, баНт; Муха, коМар, гноМ; Слон, ноСок, автобуС; Лук, воЛк, стуЛ- эти слова используются только в том случае если ребенок правильно произносит звук [Л]…

Упражнения:

  • Определить, позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Выкладывая из коробочки все предметы, выделяем голосом нужный звук, в нужной позиции. Затем ребенок поочередно берет предметы, произносит их название, выделяя голосом звук, и кладет его в соответствующую ячейку, с обозначенной карточкой, на которой схематично нарисовано место нахождения звука.

  • Выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее.

Например: куБ - БелкА - АнанаС - СамолеТ - ТелефоН – Нос - … .



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Читайте также

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...