Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключения на песке»

Пояснительная записка

Песок – естественный природный материал. Он податлив, его форма может меняться. С помощью песка человек может создавать образы, и передавать свои чувства и мысли. Ребёнок создаёт картину из песка, некоторое время любуясь ею, а потом разбирает, и в следующий раз будет уже другая картина. И так много – много раз. Ребёнок раскрывает тайну, что всё приходит и уходит, нет ничего такого, что нельзя было бы исправить. Повторяя это многократно, человек достигает равновесия и внутренней гармонии.

Игры на песке – одна из естественных форм деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу для развития и обучения ребёнка.

Во время занятий с песком ребёнок развивает не только мелкую моторику рук, ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением речи. Но самое главное, что ребёнок получает возможность рефлексии – самоанализа. Учится понимать себя и других. Это даёт возможность ребёнку формированию навыки позитивной коммуникации.

Новизна программы – заключается в том, данная программа предполагает работу детей с песком для профилактики эмоционального неблагополучия детей на базе дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность программы

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Именно сыпучесть песка привлекает детей. Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок (песочницу) в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, дети творят свою историю, и в этой истории нет ограничений. Ребёнок является, как созидателем (творит), так и разрушителем (во благо, создать новое).

Игра с песком не только развлечение для ребёнка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления.

Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает уровень тревожности, агрессивности.

Цель и задачи

Главная цель данной программы – создание условий для развития коммуникативных навыков и снижения тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Учить детей передавать или выражать своё эмоциональное состояние посредствам: цвета, формы, создания образа.

2. Учить детей отвечать на вопросы проблемно – поискового характера.

3. Закрепить представление об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, память, воображение.

2. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Вызывать положительный эмоциональный отклик, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитывать доброту, бережное отношение к живой и неживой природе.

3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Основные направления

Обучение проводится в двух направлениях:

1. Усвоение теоретических знаний.

2. Формирование практических навыков.

Методы и приёмы песочной терапии, используемой в работе:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Музыкальное сопровождение.
  3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение стихов и рассказов.
  4. Наглядный метод (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций).

Структура и форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей не более 10 человек, продолжительностью 20 – 30 минут (в зависимости от возраста).

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1 .Вводная – настроить детей на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между детьми.

Основные процедуры: ритуал приветствия, игры разминки.

Часть 2. Основная – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально - личностной и познавательной сфер ребёнка.

Основные процедуры: работа с песком, элементы игры и упражнения на развития мышления, внимания, памяти.

Часть 3.Завершающая – ритуал выхода из песочного мира, подведение итога занятия.

Ожидаемый результат

Стабилизация эмоционального состояния детей.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

 Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики детей.

Совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы:

· Песочница, подносы на каждого ребёнка.

· Песок, манка.

· Коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница – деревянный ящик параметрами 50 *70*8(глубина). Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия..Внутренняя поверхность ( дно) окрашиваются в синий цвет(дно будет символизировать воду) и жёлтый цвет ( дно будет символизировать пустыню).

Песок или манка – заполняется меньшая часть ящика или подноса.

Коллекция миниатюрных игрушек (высота их – не более 8 см)

Человеческие персонажи.

Животные (домашние, дикие, морские, птицы).

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты и т.д.).

Естественные предметы (ракушки, камушки, веточки), бусины, пуговицы.

Сказочные герои (добрые и злые).

Различные геометрические фигуры, буквы, цифры.

Различные здания и постройки.

Кисточки, палочки.

Если для занятий не хватает каких – либо фигурок, их можно вылепить или вырезать из бумаги.

Дополнительные условия для организаций игр – занятий с песком

1.Согласие и желание ребёнка.

2.Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (манкой) (отсутствие аллергии, кожных заболеваний).

Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок (манку) из песочницы.

Нельзя бросать песок (манку) в других или брать его в рот.

После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

После игры надо помыть руки.

Используемая литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».- СПБ.:Институт специальной педагогики психологии, 1988.-50с

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» - издательство «Речь»- Санкт – Петербург 2000 г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Фролова.Ф «Волшебная страна в нутрии нас»

4. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова «Игры на песке для обучения пересказу детей 5-7 лет» - метод. рекомендации 2016г.





Новые публикации

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Календарно – тематический план для детей старшего дошкольного возраста. Тема…

Календарно–тематический план для детей старшего дошкольного возраста Тема недели: «Весенние фантазии»

Читайте также

Проект «Волшебница вода»

Проект «Волшебница вода»   Актуальность проекта: В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение  к окружающей среде один из...

Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством…

Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры (Обобщение педагогического опыта)   Дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать...

Занятие по театрализованной деятельности с детьми средней группы: «В гостях…

Занятие по театрализованной деятельности с детьми средней группы: «В гостях у бабушки Маланьи» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, физическая культура. Цель: Вызвать у детей радостный...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Фотоотчёт выполненных работ к занятию на тему: «Белый одуванчик»

Sample Image

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам фотоотчёт выполненных работ малышами группы кратковременного пребывания «Крохи» к занятию на тему: «Белый одуванчик». Целью занятия было знакомство деток с весенним цветком — одуванчик, развитие мелкой моторики рук, умения комбинировать разные способы выполнения работы...

Аппликация для детей младшего дошкольного возраста «Любимое мороженое»

Sample Image

Буквально через несколько дней всеми ожидаемое и любимое время года — ЛЕТО. Это то время года когда можно бегать босиком по травке, песочку, загарать, гулять и кушать вкусненькое мороженое. Мороженое — это одно из любимых лакомств детей и взрослых...

Игры в адаптационный период ребёнка в детском саду

Всем известно, что адаптироваться человеку в новой среде очень тяжело, а ребёнку тем более. Поэтому, к вашему вниманию хочу представить игры, которые помогут ребёнку быстрее понять, что детский сад - это его второй дом, где его не обидят. Цель: развивать у...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство