Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключения на песке»

Пояснительная записка

Песок – естественный природный материал. Он податлив, его форма может меняться. С помощью песка человек может создавать образы, и передавать свои чувства и мысли. Ребёнок создаёт картину из песка, некоторое время любуясь ею, а потом разбирает, и в следующий раз будет уже другая картина. И так много – много раз. Ребёнок раскрывает тайну, что всё приходит и уходит, нет ничего такого, что нельзя было бы исправить. Повторяя это многократно, человек достигает равновесия и внутренней гармонии.

Игры на песке – одна из естественных форм деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу для развития и обучения ребёнка.

Во время занятий с песком ребёнок развивает не только мелкую моторику рук, ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением речи. Но самое главное, что ребёнок получает возможность рефлексии – самоанализа. Учится понимать себя и других. Это даёт возможность ребёнку формированию навыки позитивной коммуникации.

Новизна программы – заключается в том, данная программа предполагает работу детей с песком для профилактики эмоционального неблагополучия детей на базе дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность программы

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Именно сыпучесть песка привлекает детей. Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок (песочницу) в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, дети творят свою историю, и в этой истории нет ограничений. Ребёнок является, как созидателем (творит), так и разрушителем (во благо, создать новое).

Игра с песком не только развлечение для ребёнка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления.

Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает уровень тревожности, агрессивности.

Цель и задачи

Главная цель данной программы – создание условий для развития коммуникативных навыков и снижения тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Учить детей передавать или выражать своё эмоциональное состояние посредствам: цвета, формы, создания образа.

2. Учить детей отвечать на вопросы проблемно – поискового характера.

3. Закрепить представление об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, память, воображение.

2. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Вызывать положительный эмоциональный отклик, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитывать доброту, бережное отношение к живой и неживой природе.

3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Основные направления

Обучение проводится в двух направлениях:

1. Усвоение теоретических знаний.

2. Формирование практических навыков.

Методы и приёмы песочной терапии, используемой в работе:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Музыкальное сопровождение.
  3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение стихов и рассказов.
  4. Наглядный метод (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций).

Структура и форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей не более 10 человек, продолжительностью 20 – 30 минут (в зависимости от возраста).

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1 .Вводная – настроить детей на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между детьми.

Основные процедуры: ритуал приветствия, игры разминки.

Часть 2. Основная – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально - личностной и познавательной сфер ребёнка.

Основные процедуры: работа с песком, элементы игры и упражнения на развития мышления, внимания, памяти.

Часть 3.Завершающая – ритуал выхода из песочного мира, подведение итога занятия.

Ожидаемый результат

Стабилизация эмоционального состояния детей.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

 Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики детей.

Совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы:

· Песочница, подносы на каждого ребёнка.

· Песок, манка.

· Коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница – деревянный ящик параметрами 50 *70*8(глубина). Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия..Внутренняя поверхность ( дно) окрашиваются в синий цвет(дно будет символизировать воду) и жёлтый цвет ( дно будет символизировать пустыню).

Песок или манка – заполняется меньшая часть ящика или подноса.

Коллекция миниатюрных игрушек (высота их – не более 8 см)

Человеческие персонажи.

Животные (домашние, дикие, морские, птицы).

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты и т.д.).

Естественные предметы (ракушки, камушки, веточки), бусины, пуговицы.

Сказочные герои (добрые и злые).

Различные геометрические фигуры, буквы, цифры.

Различные здания и постройки.

Кисточки, палочки.

Если для занятий не хватает каких – либо фигурок, их можно вылепить или вырезать из бумаги.

Дополнительные условия для организаций игр – занятий с песком

1.Согласие и желание ребёнка.

2.Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (манкой) (отсутствие аллергии, кожных заболеваний).

Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок (манку) из песочницы.

Нельзя бросать песок (манку) в других или брать его в рот.

После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

После игры надо помыть руки.

Используемая литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».- СПБ.:Институт специальной педагогики психологии, 1988.-50с

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» - издательство «Речь»- Санкт – Петербург 2000 г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Фролова.Ф «Волшебная страна в нутрии нас»

4. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова «Игры на песке для обучения пересказу детей 5-7 лет» - метод. рекомендации 2016г.



Новые публикации

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада»

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада» Цель: подведение итогов знаний детей о блокадном Ленинграде.Предварительная работа:– чтение художественных произведений по теме;–...

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Сценарий к Дню города Москвы

Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...

Читайте также

Конспект группового занятия педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы…

Конспект группового занятия педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи «Адаптация к школе»   Цель занятия: расширить представления детей о...

Из опыта работы по теме: «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской…

Из опыта работы по теме:«Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» «Детский мир чист, светел и прекрасен, полон...

Логопедическое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий и…

Логопедическое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему «Профессии» Цель: Расширять и активизировать глагольный и...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Мастер – класс по тестопластике «Пасхальное Чудо»

Мастер – класс для детей на Пасхальном фестивале. «Пасхальное чудо» Воспитатель: Гоева Т.А. Цель : развитие художественных и творческих способностей детей посредством тестопластики. Задачи : познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства из теста (корзина, кулич, колокольчик, подставка под яйцо...

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».

Группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет. Воспитатели: Бузина О.Б., Гоева Т.А. Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях». Образовательная область: познавательное развитие (мастер-класс) Дата: 01.03.2018г., 16.30   Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил...

Презентация «Подготовка к учебному году группы «Полянка»

Слайд 1. Презентация «Подготовка к учебному году группы «Полянка» Слайд 2. Соответствие развивающих зон возрастным и индивидуальным особенностям детей Создавая предметно — развивающую среду, в группе мы учитывали то, что среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство