Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключения на песке»

Пояснительная записка

Песок – естественный природный материал. Он податлив, его форма может меняться. С помощью песка человек может создавать образы, и передавать свои чувства и мысли. Ребёнок создаёт картину из песка, некоторое время любуясь ею, а потом разбирает, и в следующий раз будет уже другая картина. И так много – много раз. Ребёнок раскрывает тайну, что всё приходит и уходит, нет ничего такого, что нельзя было бы исправить. Повторяя это многократно, человек достигает равновесия и внутренней гармонии.

Игры на песке – одна из естественных форм деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу для развития и обучения ребёнка.

Во время занятий с песком ребёнок развивает не только мелкую моторику рук, ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением речи. Но самое главное, что ребёнок получает возможность рефлексии – самоанализа. Учится понимать себя и других. Это даёт возможность ребёнку формированию навыки позитивной коммуникации.

Новизна программы – заключается в том, данная программа предполагает работу детей с песком для профилактики эмоционального неблагополучия детей на базе дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность программы

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Именно сыпучесть песка привлекает детей. Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок (песочницу) в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, дети творят свою историю, и в этой истории нет ограничений. Ребёнок является, как созидателем (творит), так и разрушителем (во благо, создать новое).

Игра с песком не только развлечение для ребёнка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления.

Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает уровень тревожности, агрессивности.

Цель и задачи

Главная цель данной программы – создание условий для развития коммуникативных навыков и снижения тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Учить детей передавать или выражать своё эмоциональное состояние посредствам: цвета, формы, создания образа.

2. Учить детей отвечать на вопросы проблемно – поискового характера.

3. Закрепить представление об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, память, воображение.

2. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Вызывать положительный эмоциональный отклик, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитывать доброту, бережное отношение к живой и неживой природе.

3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Основные направления

Обучение проводится в двух направлениях:

1. Усвоение теоретических знаний.

2. Формирование практических навыков.

Методы и приёмы песочной терапии, используемой в работе:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Музыкальное сопровождение.
  3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение стихов и рассказов.
  4. Наглядный метод (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций).

Структура и форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей не более 10 человек, продолжительностью 20 – 30 минут (в зависимости от возраста).

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1 .Вводная – настроить детей на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между детьми.

Основные процедуры: ритуал приветствия, игры разминки.

Часть 2. Основная – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально - личностной и познавательной сфер ребёнка.

Основные процедуры: работа с песком, элементы игры и упражнения на развития мышления, внимания, памяти.

Часть 3.Завершающая – ритуал выхода из песочного мира, подведение итога занятия.

Ожидаемый результат

Стабилизация эмоционального состояния детей.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

 Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики детей.

Совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы:

· Песочница, подносы на каждого ребёнка.

· Песок, манка.

· Коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница – деревянный ящик параметрами 50 *70*8(глубина). Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия..Внутренняя поверхность ( дно) окрашиваются в синий цвет(дно будет символизировать воду) и жёлтый цвет ( дно будет символизировать пустыню).

Песок или манка – заполняется меньшая часть ящика или подноса.

Коллекция миниатюрных игрушек (высота их – не более 8 см)

Человеческие персонажи.

Животные (домашние, дикие, морские, птицы).

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты и т.д.).

Естественные предметы (ракушки, камушки, веточки), бусины, пуговицы.

Сказочные герои (добрые и злые).

Различные геометрические фигуры, буквы, цифры.

Различные здания и постройки.

Кисточки, палочки.

Если для занятий не хватает каких – либо фигурок, их можно вылепить или вырезать из бумаги.

Дополнительные условия для организаций игр – занятий с песком

1.Согласие и желание ребёнка.

2.Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (манкой) (отсутствие аллергии, кожных заболеваний).

Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок (манку) из песочницы.

Нельзя бросать песок (манку) в других или брать его в рот.

После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

После игры надо помыть руки.

Используемая литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».- СПБ.:Институт специальной педагогики психологии, 1988.-50с

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» - издательство «Речь»- Санкт – Петербург 2000 г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Фролова.Ф «Волшебная страна в нутрии нас»

4. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова «Игры на песке для обучения пересказу детей 5-7 лет» - метод. рекомендации 2016г.



Новые публикации

Конспект развлечения «Посиделки «Наша Родина - Россия»

Конспект развлечения «Посиделки «Наша Родина - Россия» (Ознакомление с обычаями и традициями русского народа с элементами казачества) Звучат казачьи песни (в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Мы - строители» в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Мы - строители» в подготовительной к школе группе Задачи. Образовательные: 1. Способствовать умению детей строить по замыслу, используя при...

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Читайте также

Знакомство дошкольников с государственной символикой Герб, гимн, флаг России

Знакомство дошкольников с государственной символикойГерб, гимн, флаг России Цели: Познакомить детей с государственными символами России. Учить узнавать их среди других символов. Продолжать знакомить...

Занятие по рисованию на тему: «Весенняя капель»

Занятие по рисованию на тему: «Весенняя капель» (Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")  Цели. Учит детей рисовать пальчиками...

Конспект театрализованной деятельности «Драматизация сказки В.Сутеева…

Конспект театрализованной деятельности «Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» в средней группе  Программные задачи:  1. Учить детей драматизировать простейшую сказку, используя настольный театр: сочетать в роли...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие творческих и познавательных интересов детей 2 – 3…

Актуальность Ранний возраст - очень важная ступень в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Потребность в рисовании заложена у ребёнка на генетическом...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Родничок"       Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  « Откуда хлеб на столе » Подготовила воспитатель:...

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности»Котовой Т.В.

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности» Программное содержание: -   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - Воспитывать чувство самоуважения и...

Проект "В детский сад с улыбкой"

Паспорт проекта Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство