Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключения на песке»
Пояснительная записка
Песок – естественный природный материал. Он податлив, его форма может меняться. С помощью песка человек может создавать образы, и передавать свои чувства и мысли. Ребёнок создаёт картину из песка, некоторое время любуясь ею, а потом разбирает, и в следующий раз будет уже другая картина. И так много – много раз. Ребёнок раскрывает тайну, что всё приходит и уходит, нет ничего такого, что нельзя было бы исправить. Повторяя это многократно, человек достигает равновесия и внутренней гармонии.
Игры на песке – одна из естественных форм деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу для развития и обучения ребёнка.
Во время занятий с песком ребёнок развивает не только мелкую моторику рук, ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением речи. Но самое главное, что ребёнок получает возможность рефлексии – самоанализа. Учится понимать себя и других. Это даёт возможность ребёнку формированию навыки позитивной коммуникации.
Новизна программы – заключается в том, данная программа предполагает работу детей с песком для профилактики эмоционального неблагополучия детей на базе дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность программы
Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Именно сыпучесть песка привлекает детей. Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок (песочницу) в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, дети творят свою историю, и в этой истории нет ограничений. Ребёнок является, как созидателем (творит), так и разрушителем (во благо, создать новое).
Игра с песком не только развлечение для ребёнка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления.
Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает уровень тревожности, агрессивности.
Цель и задачи
Главная цель данной программы – создание условий для развития коммуникативных навыков и снижения тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Учить детей передавать или выражать своё эмоциональное состояние посредствам: цвета, формы, создания образа.
2. Учить детей отвечать на вопросы проблемно – поискового характера.
3. Закрепить представление об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, память, воображение.
2. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Вызывать положительный эмоциональный отклик, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитывать доброту, бережное отношение к живой и неживой природе.
3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
Основные направления
Обучение проводится в двух направлениях:
1. Усвоение теоретических знаний.
2. Формирование практических навыков.
Методы и приёмы песочной терапии, используемой в работе:
- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.
- Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Музыкальное сопровождение.
- Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение стихов и рассказов.
- Наглядный метод (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций).
Структура и форма занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей не более 10 человек, продолжительностью 20 – 30 минут (в зависимости от возраста).
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1 .Вводная – настроить детей на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между детьми.
Основные процедуры: ритуал приветствия, игры разминки.
Часть 2. Основная – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально - личностной и познавательной сфер ребёнка.
Основные процедуры: работа с песком, элементы игры и упражнения на развития мышления, внимания, памяти.
Часть 3.Завершающая – ритуал выхода из песочного мира, подведение итога занятия.
Ожидаемый результат
Стабилизация эмоционального состояния детей.
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики детей.
Совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы:
· Песочница, подносы на каждого ребёнка.
· Песок, манка.
· Коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница – деревянный ящик параметрами 50 *70*8(глубина). Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия..Внутренняя поверхность ( дно) окрашиваются в синий цвет(дно будет символизировать воду) и жёлтый цвет ( дно будет символизировать пустыню).
Песок или манка – заполняется меньшая часть ящика или подноса.
Коллекция миниатюрных игрушек (высота их – не более 8 см)
Человеческие персонажи.
Животные (домашние, дикие, морские, птицы).
Растения (деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты и т.д.).
Естественные предметы (ракушки, камушки, веточки), бусины, пуговицы.
Сказочные герои (добрые и злые).
Различные геометрические фигуры, буквы, цифры.
Различные здания и постройки.
Кисточки, палочки.
Если для занятий не хватает каких – либо фигурок, их можно вылепить или вырезать из бумаги.
Дополнительные условия для организаций игр – занятий с песком
1.Согласие и желание ребёнка.
2.Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (манкой) (отсутствие аллергии, кожных заболеваний).
Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок (манку) из песочницы.
Нельзя бросать песок (манку) в других или брать его в рот.
После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
После игры надо помыть руки.
Используемая литература
1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».- СПБ.:Институт специальной педагогики психологии, 1988.-50с
2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» - издательство «Речь»- Санкт – Петербург 2000 г.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Фролова.Ф «Волшебная страна в нутрии нас»
4. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова «Игры на песке для обучения пересказу детей 5-7 лет» - метод. рекомендации 2016г.
Читайте также |
---|
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений по теме «Зоопарк»
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений по теме «Зоопарк» (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста) Цель: Активизация словаря путем закрепления...
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...
Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!»
Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!» Программные задачи: Продолжать формирование у детей элементарных представлений об осенних изменениях в...