Роль двигательного режима для здоровья дошкольников

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает –

пусть он находится в постоянном движении»

Ж.-Ж. Руссо.

Что же такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства».

Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.) Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Последняя, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40% детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. Поэтому на этапе воспитания и образования детей с году до семи лет одним из приоритетных направлений в работе ДОУ является физкультурно-оздоровительное, которое подразумевает обеспечение охраны жизни и здоровья детей через создание условий для двигательной активности, способствование становления ценностей ЗОЖ, расширение представления о своем теле и своих физических возможностях у детей.

Успешное выполнение физкультурно-оздоровительной работы возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. В течение дня ребенку обеспечивается двигательная активность – естественная потребность в движении, удовлетворение которой – важнейшее условие его всестороннего развития. Достаточный уровень двигательной активности ребенка можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.

В нашем детском саду сформирована модель двигательного режима детей в соответствии с функциональными возможностями и возрастом, их интересами и потребностями.

Модель двигательного режима детей содержит:

1. Ежедневную физкультурно-оздоровительную работу:

  • утреннюю гимнастику;
  • гимнастику после дневного сна;
  • физкультминутки на занятиях (по мере необходимости);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

2. Непосредственно-образовательная деятельность:

  • по физической культуре;
  • плаванию;
  • ритмике.

3. Самостоятельную двигательную деятельность.

4. Физкультурно-массовые мероприятия:

  • физкультурный досуг;
  • физкультурно-спортивные праздники;
  • игры-соревнования;
  • спартакиады;
  • дни здоровья и др.

5. Секционно-кружковые занятия:

  • фитнес, занятия на тренажерах;
  • лечебная физкультура;
  • плавание;
  • хореография;
  • футбол;
  • восточные единоборства.

Совокупность этих форм создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит ежедневной физкультурно-оздоровительной деятельности в течение дня. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, гимнастика «пробуждения», подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, закаливающие мероприятия.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела.

Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре, плаванию и ритмике — это и основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Учебные занятия обеспечивают удовлетворение потребности ребенка в движении и создают условия для овладения конкретными движениями. Эффективность физкультурных занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка и всестороннее развитие личности.

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонично-развитой личности. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Физическая культура способствует существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета и его крепости, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка.

Особое место в области сохранения здоровья детей занимают занятия плаванием в детском саду. Основная цель обучения дошкольников плаванию - содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действие силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, позволяет предупредить возникновение различных заболеваний и используется в реабилитационно-коррекционных мероприятиях.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно --творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка и должна составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня двигательной активности. Дети свободно выбирают движения, игры, отвечающие их склонностям и интересам, обеспечивающие возможности двигательного саморазвития. Функция воспитателя в этой деятельности – создание разнообразной предметной среды (достаточное место для движений, нужное количество инвентаря и пособий) и помощь в развертывании самостоятельной деятельности детей.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, танцевальные марафоны, игры – соревнования, спартакиады.

В двигательный режим дошкольников входят также вне групповые дополнительные виды занятий (фитнес, занятия на тренажерах; лечебная физкультура; плавание; хореография; обучение танцам; восточные единоборства) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

Все эти формы физкультурно-оздоровительной работы, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие. Здесь уместно будет, перефразировав известное высказывание, заметить, что предупредить отставание в моторном развитии ребенка легче, чем устранить (скорригировать) его.





Новые публикации

Развлечение по ПДД в старшей группе

Развлечение по ПДД в старшей группе Цель: формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: - Закрепить и обобщить знания детей...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь…

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» Цель: закреплять приёмы лепки:...

Занятие по формированию элементарных экологических представлений. Тема: «Листопад»

Занятие по формированию элементарных экологических представленийТема: «Листопад» Цель: 1. Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. 2. Учить устанавливать сходство и...

Читайте также

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Предметно-развивающая среда в ДОУ  

Конспект непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе Тема: «Есть…

Конспект непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группеТема: «Есть на свете чудный терем» Программные задачи: Образовательные: Активизировать словарь детей, учить детей простым приемам...

Мастер класс для педагогов «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В…

Мастер класс для педагогов «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В Кафе». «Яичница»   Цель: Повышение профессионально мастерства педагогов, способствовать повышению интереса педагогов к поиску...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Наглядно-познавательное пособие "Домашние животные"

Цель: формировать представления детей о домашних животных. Задачи: -развивать познавательный интерес детей; -продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания; -воспитывать бережное отношение к животным. Этот плакат можно использовать на таких занятиях, как: ОО...

Правила, я соблюдаю. Сценарий развлечения для старшей группы.

День музея. Познавательное развитие для средней группы. Цель: Формирование у детей интереса к музеям как хранилищам народной культуры. Задачи: 1.Познакомить детей с понятием «музей»; 2. Развивать познавательный интерес; 3. Воспитывать уважительное отношение и воспитывать патриотические чувства к сохранению культурного наследия...

Подвижные игры во второй младшей группе.

Подвижная игра  «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Описание. Дети –  «воробушки»  садятся на скамейку –  «гнёздышки» . Воспитатель изображает ...

Перспективное планирование на СЕНТЯБРЬ, 2020г с детьми подготовительной группы по программе "От рождения до школы"…

СЕНТЯБРЬ 2020г   Тема «День Знаний. Детский сад» Тема «Профессии. Транспорт»     Совместная и самостоятельная деятельност и. Беседы «Что я знаю о школе», «Кем хочу стать», «Почему нужно ходить в школу?», «Мы – воспитанники подготовительной группы», «Мы – будущие...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство