Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

(Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет)

Программное содержание:

- Закреплять навыки правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированно, в словах, во фразовой речи), развивать фонематическое восприятие, голосовой аппарат, совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над диалогической речью, совершенствовать монологическую речь; активизировать словарный запас по теме «Зима»;

- развивать внимание, память, логическое мышление; создать эмоционально- радостное настроение, развивать коммуникативные способности детей, интерес к драматизации;

- воспитывать интерес у детей к традициям и культуре русского народа.

Материалы: кисти, краски, краски-гуашь, соленое тесто, готовые фигурки матрешек из соленого теста, подготовленные для росписи; журналы, ножницы, природный материал (семена фруктов, ракушки, песок).

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка», «Мы в гости идем», «У Матрешек новоселье», «Музей игрушки».

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- рассматривание иллюстраций в книгах, посвященных народным промыслам;

- оснащение группового Музея Игрушки авторскими экспонатами, выполненными из бросового, природного материала;

- оформление уголка «Самая, самая…Матрешка» (самая большая, самая маленькая, самая вкусная, олимпийская…)

Предварительная работа:

- рассматривание альбомов «Игрушки народов мира», «Русская народная игрушка»;

- создание группового Музея Игрушки.

Последующая работа:

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка», «День рождения Матрешки», «Театр»

Цель: совершенствовать речь, как средство общения, отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать творческую самостоятельность, умение договариваться.

Ребята, представим себе, что сейчас вечер. После тихого часа мы привели себя в порядок. Встаем в круг.

Мимическая зарядка: Злится старуха – зима (сердитое лицо),

Хочет заморозить маленького снегиря! (злость),

Но снегирю все нипочем! (удивление),

Повесим для него и других птичек кормушки! (улыбка),

А птички будут с радостью к ним прилетать (радость).

Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, чем мы будем сейчас заниматься?

Дети: Давайте загадывать загадки!

Воспитатель: Хорошо! Но только сочиненные вами. А можно я начну? На зимних деревьях снежная бахрома. Что это? Теперь загадывайте вы.

Загадки детей.

Воспитатель: Все ваши загадки о зиме. Зима – холодное время года. Часто бывают морозы, идет снег. Земля покрыта белым пушистым ковром. Зимой дети катаются на лыжах, санках, коньках. В теплый день можно лепить из снега.

Игра «Назови слово, обозначающее предмет» (метель, пурга, санки, мороз, снежинка, лед).

«Назови слово – действие» (заморозить, завьюжить)

«Назови слова – признаки» (морозный, заснеженный, ледяной, трескучий, завьюженный).

Игра «Назови родственные слова слову «СНЕГ» (снежок, снежный, Снегурочка)

Слову «МОРОЗ» (морозный, мороженое, Морозко).

Воспитатель: Мы говорим с вами о чудесном времени года – о зиме. Помните строчки поэта И. Сурикова «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится»?

Приглашаю вас, ребята, на зимние посиделки. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Но мы найдем для себя любимое занятие. Подумайте, чем будешь заниматься ты, Алина? А ты, Настя? Занимайте свои места.

Ребята берут все необходимое для занятий и рассаживаются, начинают заниматься любимым делом (вязание, тестопластика, чтение книг, настольные игры, изготовление сувениров для друзей).

Воспитатель: Андрюша, предложи нашим дорогим гостям игру, чтобы они не скучали.

Игра «Поймай зимнее слово». (Проводит ребенок.)

Воспитатель берет спицы, садится за столик, за которым дети занимаются кто тестопластикой, кто росписью уже готовых фигурок матрешек, кто штриховкой или чтением книг, настольными играми. Несколько детей выкладывают слова из ракушек на песке, девочки вырезают одежду для куклы Даши для игры «Ателье».

Воспитатель: В былые времена долгими зимними вечерами играли ребятишки в избе под присмотром хозяйки, которая пряла пряжу, шила, вышивала, вязала теплые шали, варежки. Взрослые примечали, какой будет погода завтра, а то и на следующее лето. Например, если на Васильев вечер небо ясное, звездное, то жди летом обильного урожая ягод в лесу. А вы какие приметы знаете?

(Ответы детей.)

- Если кошка свернулась клубочком и закрывает лапкой нос, то это значит жди мороза.

Если в печи потрескивают дрова, значит, будет холодно.

Шумит лес зимой – к оттепели.

Если зимой сухо и холодно – летом будет сухо и жарко.

Если синичка с утра пищит – жди ночью мороза.

Воспитатель: Это народные приметы. А какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы детей.)

Зиме да лету союза нет

Зимой тулуп всякому люб

Зимою шубка не шутка

Зимою солнце, что мачеха, светит, да не греет

Много снега – много хлеба.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Новый год – к весне поворот.

Воспитатель: Ой, засиделась я! Как у нашего соседа весела была беседа,

А у нас во весь двор – еще пуще разговор. В кругу девочек (с клубочками): «Клубок мотаем да приговариваем: «Лиса по лесу ходила, громким голосом вопила, лиса лычки драла, лиса лапотки плела».

«От топота копыт пыль по полю летит», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа».

Воспитатель обращает внимание на четкое произношение слов. Обращаясь к девочке, которая занимается рукоделием:

Воспитатель (Алине): «Акуля, что ты шьешь не оттуля?»

Ответ: «Я еще пороть буду!»

Воспитатель, обращаясь к ребенку: «Ты пирог съел?»

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень!

Обращаясь к третьему: «Федул, что губы надул?»

- Кафтан прожег!

- Зашить можно!

- Иглы нет!

- А велика дыра – то?

- Один ворот остался!

Воспитатель: Ребята! Мы знаем столько таких сценок! Давайте покажем их гостям! Выходите!

- Тит, а Тит! Иди молотить!

- Спина болит!

- Иди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

Сценка: Наша доченька в дому, что оладушек в меду, сладко яблоко в саду.

- Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

- Пахомушка, ты съел мед?

- Нет, матушка, не я!

- А вот твой брат говорит, что своими глазами видел, что ты ел!

- А когда я ел, тут ни одного человека не было!

Сценка «Кисонька – Мурысенька», ты где была?

- На мельнице.

- Что ты там делала?

- Муку молола.

- Что из муки пекла?

- Прянички.

- С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

Ребенок: Полно, красны девицы, попусту болтать!

Лучше, красны девицы, встать и поиграть!

Воспитатель: И то правда! Давайте поиграем!

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота, проходите, господа!

Первый раз прощается, второй – запрещается!

А на третий раз не пропустим вас!

Игра заканчивается, когда двое детей, изображающие закрытые ворота, переловят и присоединят всех участников игры.

Воспитатель: Ну что же, делу время – потехе час! Отдохнули, возвращаемся к своим занятиям. А пока вы работаете, я почитаю вам свои любимые стихи.

«Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути,

Ни проехать в лесу, ни пройти!»

Это стихи моего любимого поэта Сергея Есенина. А вы знаете столько стихов о зиме! Давайте почитаем!

Саша: На веселых детских елках

Чудеса блестят в иголках.

И под елкой в Новый год

Каждый что-нибудь найдет.

Надо лишь заранее

Загадать желание!

Артур: Выбрал папа елочку

Самую пушистую, самую душистую.

Елочка так пахнет,

Мама сразу ахнет.

Андрей: Зима спешит, хлопочет, укутана в снега.

Все кочки и пенёчки, скамейки и стога.

Белеют рукавицы на веточках берез,

Чтоб им не простудиться, чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу накинуть пышный мех,

На ель надела шубу, тепло укрыла всех.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Нам пора заканчивать работу. Получилось что-нибудь интересное? А вот и сувениры для друзей. Завершаем работу через несколько минут. В какую игру нам еще поиграть? Максим предлагает поиграть в «Молчанку».

«Чок, чок, зубы на крючок, кто слово скажет, тому молчок».

Юля: Пусть кто-нибудь расскажет сказку.

Матвей: Я расскажу. Встал медведь на колоду, да бултых в воду.

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Выкис, вымок, вылез, высох.

Встал медведь на колоду да бултых в воду…

Все смеются. Воспитатель обращает внимание на стоящий сундучок.

«Что это? Может сундучок волшебный? Не открывается. Кто знает заветные слова? Выручайте » Юля: «Я знаю волшебные слова!

«Чок, чок, сундучок, расписная крышка, медная задвижка!

1, 2, 3, 4, 5, можно сказку начинать!» Воспитатель просит повторить:

«Не слышит сундучок, нужно повторить еще громче и более четко».

Ребенок повторяет еще раз.

Сундучок открывается. Там игрушки – лиса и волк.

Воспитатель: К нам в гости пришла сказка. Давайте будем зрителями. Артисты, занимайте свои места!

Сказка «лиса и волк»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Хорошо идут дела, голова еще цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок. Ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки. Жив ли, милый куманёк?

- Еле ноги уволок!

- Как твои, кума, дела?

- На базаре я была.

- Что ты там видала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой!

- Сколько стало?

- Ни одной.

- Где же эти утки?

- У меня в желудке!

Зрители аплодируют, благодарят артистов.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята! С наступлением зимних праздников очень любили надевать на себя маски разных животных: коней, коз, барашков, высмеивали их упрямство. Давайте поиграем!»

Игра «Барашеньки – крутороженьки»

Барашеньки – крутороженьки, по лесам ходили, по горам бродили.

В скрипочку играли, Ваню потешали.

Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста.

Сел он задом наперед и поехал в огород.

В огороде густо выросла капуста.

Один, два, три, лови!

После игры подводим итог. Ребята говорят о том, что на зимних посиделках мы вспомнили загадки о зиме, которые придумали сами, пословицы, поговорки, стихи, шутливые сценки, докучные сказки, мастерили своими руками сувениры, играли в разные игры. Предложили подарить нашим гостям песню.

Звучит песня «Бабки-Ёжки».

В конце мероприятия дети, обращаясь к гостям, говорят:

«Счастья вам в дому каждый день в году.

Желанных вестей да милых гостей.

В добре поживать, с прибытком бывать.

Да чтоб были обновы, все живы – здоровы,

Достаток покрепче, на сердце легче! До свидания!»

Воспитатель предлагает убрать рабочие места и позднее продолжить игру, используя выставку народных игрушек и сувениров, среди которых есть наши новые работы.

Список используемой литературы:

  1. «Мудрость народная» «Жизнь человека в русском фольклоре» под редакцией В.П.Аникина, В.Е.Гусева, Н.И.Толстого (Москва, «Художественная литература», 1991г.;
  2. О.В.Гончарова «Театральная палитра», Москва «Творческий Центр», 2010г.;
  3. Н.М.Метенова «Родительские собрания» Ярославль 2011г.;
  4. Т.Г.Шалаева «Большая книга правил поведения»;
  5. С.Россихина «Русская народная игрушка»;
  6. С.Есенин «Пурга».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?» в средней…

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?»в средней группе Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня...

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду»

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду» Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 месяца). Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой. Участники проекта (взрослые, дети): воспитатель, родители...

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...