Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО

Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел рядом профессиональных компетенций.

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. 

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Структура компетенции включает в себя: умения как основу компетенции; знания, обеспечивающие усвоение умения; ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.

Существуют разные классификации профессиональных компетенций педагогов ДОО. Мы с вами рассмотрим обобщенную классификацию.

Какими же компетенциями должен обладать педагог.

1. Компетенция в ведении образовательного процесса

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать образовательные и парциальные программы.
  • Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Как реализуется данная компетенция в нашем детском саду:

На основании примерной программы «От рождения до школы» разработана основная образовательная программа (приняли участие все педагоги).

Приобретен УМК к программе «От рождения до школы». Разрабатываются рабочие программы. В этом году рабочие программы были дополнены.

Также наши педагоги используют в своей работе парциальные программы: по физическому развитию Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье», по художественно-эстетическому И. Каплунова «Ладушки», М.М. Безруких «Разговор о правильном питании».

2. Методологическая (методическая) компетенция заключается в следующем:

  • Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками.

Все педагоги имеют педагогическое образование, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах. Особенно важным является работа над темами самообразования. Педагоги всегда делятся приобретённой информацией, опытом на совещаниях и педсоветах.

3. Компетенции в организации воспитательной работы.

Педагоги активно проводят различные мероприятия, акции («Мы за здоровый образ жизни»), организуют участие детей в конкурсах (на уровне детского сада, муниципалитета, республики, РФ), различных проектах (проект, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Мы – потомки Великой Победы)

4. Компетенция в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Возникают трудности в создании предметно-пространственной среды, но решаются по возможности. В группах педагоги стараются создавать благоприятную предметно-пространственную среду.

По здоровьесберегающим условиям: у нас есть инструктор по физической культуре, который активно использует здоровьесберегающие технологии (использует нетрадиционное оборудование), разработана программа «Здоровье» и ведется работа по данной программе. В этом году запланирован педагогический совет по вопросу здоровьесбережения обучающихся.

5. Компетенции в установлении контактов с родителями.

Родители – наши основные партнеры. Очень важно наладить с ними взаимодействие. Для этого в нашем детском саду в каждой группе организован «Почтовый ящик» для предложений, жалоб и другой информации. Активно проводятся круглые столы (по комплексной безопасности «Жизнь прекрасна, когда безопасна», «Профилактика жестокого обращения с детьми»). Проводятся акции совместные с родителями «Мы за здоровый образ жизни», по ПДД.

6. ИКТ – компетенции.

Имеются затруднения поскольку педагогам статистам сложно освоить данные технологии. ИКТ активно используют 80% воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Используется материал из сети-Интернет (особенно в поиске интересных сценариев развлечений, материала для проведения бесед, родительских собраний). Также педагоги активно используют в своей работе закрытые группы в социальной сети ВКонтакте. Также используются презентации при проведении родительских собраний, педагогических советов, совещаний.

7. Социальная компетенция.

  • Уметь работать в команде педагогов (творческие рабочие группы – для разработки программы развития, программы «Здоровье»; методический совет), взаимодействие с другими организациями (Благодарности)

Это лишь часть профессиональных компетенций. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса профессиональных знаний и умений.

Основные пути развития профессиональных компетенций:

- курсы повышения квалификации,

- исследовательская, экспериментальная деятельность,

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

- обобщение собственного педагогического опыта,

- самообразование (одно из главных),

- активное участие в педагогических конкурсах (очных, заочных).

Более подробно остановимся на конкурсах, как средстве развития профессиональных компетенций.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  • развитие компетенций педагогов,
  • развитие творческого потенциала,
  • приобщение к исследовательской деятельности;
  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию;
  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  • повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и организации в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  • нехватка времени;
  • боязнь потерпеть неудачу;
  • трудности владения персональным компьютером.

В нашем садике активно ведется работа по участию педагогов в различных конкурсах. Для этого в садике проводились конкурсы на уровне ДОО:

  • Лучшее оформление родительского уголка
  • Конкурс «Мастер своего дела» (лучшее оформление документации);
  • Конкурс презентаций «Моя группа»;
  • Смотр-конкурс «Лучшее оформление группы к Новому году»;
  • Смотр-конкурс «Зимних построек».
  • Конкурс-проект «Книга своими руками».

Таким образом, профессиональные компетенции педагогов можно развивать не только в повседневной работе, плановых мероприятиях ДОО, но и участвуя в конкурсах различного уровня.

Участие в конкурсах позволяет педагогам проанализировать свою деятельность, систематизировать свой опыт, выявить свои способности, помочь почувствовать свою значимость и ценность в коллективе.

Также результативность участия в конкурсе помогает педагогам аттестоваться.

 

Список используемой литературы:

  1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида [Электронный ресурс]. 
  2. Григорьева О.Н. Профессиональная компетенция воспитателя [Электронный ресурс]. 
  3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики» Цели: 1. Развитие мышления, внимания, смекалки. 2. Приобщение детей к работе в коллективе. 3. Развивать чувство...

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир...