Экспериментально-образовательная деятельность в подготовительной группе ДОУ

 

Учебно-игровая модель. Цель данной модели состоит в ос­воении социальных ролей и деятельности, логичности и твор­чества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвое­ния физических понятий, отражающих природные закономер­ности посредством наблюдений, рассматривания схем и созда­ния мотивации к учению благодаря самостоятельному овладе­нию способами познавательной деятельности, развитию эмо­циональной и интеллектуальной рефлексии.

 

Логика процесса:

Д.П.

 Логика процесса

 

Рекомендации к организации:

1. Обучение на конкретной ситуации.

2. Имитационное моделирование.

3. Состязательность и соревнование.

4. Анализ проблемы.

5. Выявление трудностей.

6. Разложение проблемы на частности.7. Оценка решений, поиск логически обо­снованного решения.

Принципы:

1. Ролевое самовыражение.

2. Самостоятельность в преодолении
проблем.

 

Примером такого занятия может выступить следующая ло­гика. Педагог создает проблемную ситуацию: написать на дос­ке самое главное для себя слово, но нет мела. В процессе моз­гового штурма детьми предлагаются различные способы запи­си: красками, карандашами, фломастерами и т.д. Одним из вариантов является выкладывание слов на металлической доске с помощью букв на магнитной основе. Педагог предлагает вспомнить правила магнита: с одной стороны, магниты оттал­киваются, с другой - притягиваются. Совместно с детьми фор­мулируются правила игры, например: дети организуют две ко­манды; предлагают тему игры «в слова» (например, красота, мир, природа, игрушки, семья и т.п.); составляют «живое» сло­во, представляя буквы движениями тела, а команда-соперник отгадывает, что задумано; выкладывают слово магнитными бук­вами на доске. Выигрывает команда, быстро и правильно со­ставившая слово. Педагог организует пробную игру, помогая запомнить и соблюдать правила. В процессе игры воспитатель фиксирует правильность выполнения, разъясняет последова­тельность действий для достижения наилучшего результата. После окончания игры педагог совместно с детьми обсуждает результаты игры, акцентируя внимание детей на том, что маг­ниты помогают человеку приобрести знания с помощью выкла­дывания грамотных слов, украсить дом магнитными фигурка­ми, которые крепятся к холодильнику и т.д., можно найти поте­рянные иголки, так как магниты притягивают их к себе, компас позволяет определять стороны света и т.д.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе (стра­на ДОКОРУПО - ДО которой рукой подать, живущий в ней де­душка Знай, - владелец экспериментальной лаборатории). Те­матика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с дедушкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, пока­зывать фокусы и раскрывать их тайны, путешествия и экскур­сии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма дедушки Зная и содержа­щиеся в них вопросы и загадки).

Деятельность завершается обсуждением процесса (последо­вательность действий, позволивших достичь результата), игро­вых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечив­ших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Дан­ное обсуждение включает составление схемы проведенного эк­сперимента.

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-иг­ровой модели познавательной деятельности:

► экспериментальные игры «Тонет- не тонет», «Хотела галка пить...», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В ка­кой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в дос­товерности физических и природных явлений и закономер­ностей;

► действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, пе­реливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познава­тельной деятельности;

► наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерза­ние воды в лужах, таяние снега при повышении температу­ры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распростра­нение грома и молнии, образование пара от дыхания в хо­лодную погоду и др.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами;

► рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисун­ков позволяет упростить понимание сложных явлений на дош­кольном уровне;

►использование энциклопедических данных в разделах «Зна­ете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к об­суждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлек­сию;

► драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-По­чемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, уме­ющего все объяснить и ответить на вопрос. Коммутативно-диалоговая модель. Цель данной моде­ли познавательной деятельности заключается в развитии у де­тей самостоятельности и активной позиции в процессе позна­ния физических законов природы на основе включения в разно­образные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способ­ности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопреде­лению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а так­же развитие способности к рас кодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явле­ний природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

 

Логика процесса:

Логика процесса

 

Рекомендации к организации:      

1. Метод обсуждения.

2. Ряд коммуникативных процедур.

3. Распределение ролей.

4. Ознакомление в коммуникации со сведениями,  

5. Сосуществование не совпадающих линий.

6. Возможность критиковать.

7. Побуждение к поиску соглашения.

8. Поощрение разных подходов к одному и тому же;

9. Решение задач конкретно - содержательного пла­на: осознание противоречий, актуализация зна­ний, творческое переосмысление.

10. Решение задач организационного взаимодей­ствия: распределение ролей, выполнение коллек­тивных задач, согласованность в обсуждении про­блем, соблюдение правил и процедур.

11. Педагог предоставляет возможность: подготовить­ся к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять фун­кции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуника­ции, уточнять, побуждать.

Принципы:

   1. «Диалог культур».

   2. Самоорганизации; обращенность друг к другу.

   3. Упорядочивание.

Следуя представленной логике, педагог в начале занятия пре­доставляет детям информацию, например, о свете, рассказы­вая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоя­тельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные ва­рианты, они совместно с педагогом определяют проблему, об­суждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Дети самостоятельно осуществляют поиск опти­мального решения проблемы, делают вывод. Проверяя реше­ние, вступают в коммуникацию с педагогом, доказывая правиль­ность сделанного выбора, позволившего получить наилучший результат.

Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели: о точность в обозначении конечного результата (что хотим по­лучить?); о последовательность описания действий для достижения

этой цели;

о доказательности необходимости этих действий; об обоснованности жизнедеятельности человека и природных явлений.

В данной модели познавательной деятельности конечный ре­зультат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о вы­полняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.

В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов: о проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепил­ся, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; о метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описа­ние и др.);

о вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребен­ка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту си­туацию, которую создает педагог. Ситуация создает условия для столкновения мнений детей и педагога, для взаимного анализа и независимых оценок, для определения ролей и задач, стоящих перед каждым участником диалога. Коллективный диалог есть также показатель развивающего обучения.

Организация познавательно-поисковой деятельности ребен­ка предполагает наличие коммуникативных компонентов, кото­рые характеризуют направленность общения на получение определенных результатов, на согласование исполнительских опе­раций, на разделенность действий и их интеграцию и т.п. Обмен информацией является важнейшей характеристикой поисково-познавательной деятельности, которая оценивается по крите­рию полезности - «говорить по делу», носит регламентирован­ный характер, должна по возможности исключать неоднознач­ную интерпретацию информации. Совместный поиск общего смысла предстоящей деятельности, совместное определение общей цели, содержание коммуникаций - все это определяет характер познавательно-поисковой деятельности.

Особого внимания в познавательно-поисковой деятельнос­ти заслуживает межличностное общение, которое не совпада­ет с предметом и содержанием совместной деятельности, так как направлено на выявление и согласование ценностно-смыс­ловых ориентации, лежащих в основе свойств личности детей, вступивших в совместную деятельность. В связи с этим следу­ет разделить информационный обмен, то есть обмен значени­ями, знаниями, и обмен мыслями, ориентированный на удов­летворение потребностей во взаимопонимании, оценке, чув­ствах и т.д.

В процессе коммуникаций и информационного обмена боль­шое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования куль­турных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу сле­дует контролировать, насколько аргументировано ребенок вы­ражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих ре­чевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает пе­реход от спонтанной речи к аргументированности. Аргументи­рованность ставит ребенка в позицию выбора, переконструиро­вания речевых средств и форм, которые позволят ему достичь, с одной стороны, поставленной цели, а с другой стороны, осу­ществить рефлексию собственных действий. Это придаст ком­муникации чувственный эмоциональный характер.

Экспериментально-исследовательская модель. Цель дан­ной модели заключается в развитии способностей ребенка ра­ботать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являют­ся развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых), причинно-следственных связей и отношений.

 

Логика процесса:

Д.П.

 Логика процесса

 

Рекомендации к организации:

1. Вводить понятие.

2. Приводить контрастные примеры.

3. Выделять значимые признаки.

4. Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение; использо­вание понятий.

5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.

6. Привлекает собственный опыт.

7. Организация совместной деятельности детей.

8. Учитывать шаги-этапы: столкновение с
проблемой —> сбор данных (фактов) —
характеристика объектов —> связь с яв­лениями - «условия состояния объекта» —> свойства —> экспериментирование —> объяснение —> анализ исследования.

9. От неизвестного к известному.
10. Создание новых представлений.

Принципы:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск фактов.

3. Поиск идей.

4. Поиск решений.

Поиск признаков.

5. Самостоятельность.

6. Альтернативность точек зрения.

7. Столкновение идей.

8. Самостоятельное планирова­ние.

10. Связь правила и примера.

11. Альтернативные интерпретации.

12.Учет фазы цикла обучения: кон­кретный опыт -> рефлексивное наблюдение -> концептуализа­ция —> экспериментирование.

Согласно логике экспериментально-исследовательского про­цесса, педагог определяет проблему (например, выявить свой­ства воды), объект (понятие «жидкость»), правила (четко выпол­нять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость -текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятель­но с помощью предложенных педагогом инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ори­ентируясь на правила (переливают воду из одной емкости в дру­гую, отличающуюся формой, цветом и т.п.; с помощью пипетки наносят на бумагу разноцветные капли; зубной щеткой и рас­ческой делают на бумаге набрызг; растворяют в воде соль, са­хар и т.п.; моют что-либо с помощью воды и т.д.). Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти каче­ства меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимает форму емкости, в которую налита, и т.д. Дети в про­цессе диалога с педагогом обнаруживают сходство свойств воды и воздуха (в нем распространяются вещества, как в воде рас­творяются). Вывод о свойствах воды дети делают самостоятель­но на основании собственного опыта по постановке эксперимен­та.

Данная модель строится по следующей логике: постановку проблемы или ее поиск осуществляют дети самостоятельно на основе приведенной упрощенной схемы, или наглядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях прове­дения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собствен­ной или совместной жизни. Экспериментально-исследователь­ская модель носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструировавшего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принято­го им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

В экспериментально-исследовательской модели познаватель­ной деятельности используется следующая логика методов: о вопросы педагога, побуждающие детей к постановке пробле­мы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела гал­ка пить...». В какую ситуацию попала галка?); о схематичное моделирование опыта (создание схемы прове­дения); о вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность о метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси сво­его друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»; о метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в оп­ределении ребенком личностно-ценностного смысла совер­шенных им действий.

Создание в дошкольном учреждении пространственно-пред­метной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Такая среда строится на принципах, разра­ботанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой: о принцип дистанции, определенной позиции при взаимодей­ствии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы;

► принцип активности, самостоятельности, предполагающий об­наружение физических законов при взаимодействии ребен­ка и находящимися в группе объектами;

► принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходи­мость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозна­чить изучаемое отношение между объектами и явлениями фи­зического мира;

► комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип по­могает выразить связи, существующие в мире живой и нежи­вой природы, в жизни человека и природы и др.; о принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности по­зволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внут­реннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы.

Пространство группы представлено как природное и вписан­ное в него социальное пространство жизнедеятельности детей. Природное пространство включает следующие мини-среды: ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в опре­деленный сезон, соответствующий реальному. Вокруг этих ста­бильных мини-сред композиционно увязываются остальные ин­тегрированные природно-культурные мини-среды: реальной и исследовательской деятельности в природе, творчески - преобразующая, научная лаборатория экспериментирования.

В мини-среду научной лаборатории вносят модели последо­вательности проведения экспериментов, соотнесенные с реаль­ными объектами, явлениями, предметами в группе; схемы раз­личных способов достижения цели познавательной деятельнос­ти и т.п. Создание лабиринтов в горизонтальной и вертикальной плоскости позволяет ребенку «путешествовать» от одного доми­нирующего физического объекта познания к другому. Детям пред­лагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естествен­ной игровой среде. Такая форма организации пространственно-предметной среды группы полностью соответствует содержанию и цели: формированию основ экспериментально-исследователь­ской культуры дошкольников.

Материал детских игр должен позволять ставить постепен­но все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые за­дачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощаемым. Необхо­димо внести в среду различные природные материалы (лис­тья, шишки, песок, глину, воду и т.п.), предметы - посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего», дезодоранты и т.д.), которые достаточно просты в использовании, безопасны, допускают бесконечные степени усложнения; благодаря самой своей простоте таят в себе тысячу новых комбинаций и не на­скучат ребенку. Играя таким материалом, ребенок ставит себе все более отдаленные, сложные интеллектуально-познаватель­ные задачи для разрешения, познавая физические закономер­ности.

Во всех мини-средах имеются общие знаки и символы, отра­жающие неживую природу, растения, животных, человека и свя­зи с ними, а также позволяющие отразить изменения своего эмо­ционального состояния при достижении положительного или от­рицательного результата эксперимента. Например, растения, да­ющие кислород человеку и животным, обозначались символом - у; электромагнитное поле - ©; свет - *; разноцветные знаки агрегатного состояния вещества (твердое, жидкое, газообраз­ное); «Надо вспомнить» - У, «Я сопоставляю» - +; «Я достиг успеха» - © и др.

Таким образом, развивающее пространство группы представ­ляет собой единую цепь мини-сред, где бы осуществлялось раз­витие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспери­ментально-познавательной деятельности ребенок систематичес­ки самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил но­вый тип делового партнерства со сверстниками.

 

Раздел 1. Измерение

1. Как человек измеряет?

Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане из­мерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими зву­ки и т.п.

Задачи:

► развивать представления о человеке как биологическом су­ществе;

стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узна­ем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.;

► формировать понимание ребенком того, что человек - часть

природы; с»

►формировать охранное отношение к органам зрения, слуха,

осязания;

► совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас

новыми словами: зрение, слух, вкус;

► развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, ладонь, фут, унция, пас, ярд) человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе.

Материал и оборудование:

► предметы: для проведения дидактических игр «Определи на ощупь» (кубик, мячик и др.), «Угадай на вкус» (яблоко, ли­мон, лук, огурец и др.), «Узнай предмет по звуку» (колоколь­чик, бубен, коробка со спичками, свисток и др.), «Узнай по описанию»;

► наглядные картинки по теме «Человек»;

► таблица древнеегипетских мер, римская система мер, сопро­вождаемая картинками из энциклопедии.

Эксперимент. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описа­нию».

Измерение длины стола, ковра в группе с помощью различ­ных систем мер: по-древнеегипетски с помощью локтей, ладо­ней, пальцев; по-древнеримски - в футах, унциях и пасах. Фор­мулировка причины отклонений результатов измерений.

Вывод. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на про­порциях тела какого-либо одного человека, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого чело­века.

Художественная литература. Г. Остер «38 попугаев».

 

2. Чем можно измерять?

(единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема)

Цель. Развитие способности ребенка измерять окружающиепредметы, пользуясь стандартными единицами и метрическойсистемой.

Задачи:

► формировать представления детей о мерке как способе из­мерения длины, объема, веса;

► познакомить детей с простейшими измерительными прибо­рами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);

► научить способам использования измерительных приборов;

► обогатить словарный запас новыми словами, обозначающи­ми приборы и единицы измерения;

► развивать представления об истории появления метричес­кой системы мер.

Материал и оборудование:

► линейка, измерительная лента, ростомер;

► весы с разновесами (стрелочные, пружинные);

► мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями.

Эксперимент. Пользуясь линейкой, измерить длину ладони,

пальцев руки, длину стола, книги.

Измерительной лентой измерить окружность головы челове­ка, куклы.

Ростомером измерить свой рост.

Узнать свой вес, вес яблока или кубика, используя весы и разновесы.

Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместится в сосуд объемом 500 мл, 1 л, 2 л.

Вывод. Единая система мер позволяет не только определить длину (вес и объем) чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.

 

3. Термометр и температура

Цель. Развитие способности ребенка концентрировать вни­мание на измерении температуры окружающей среды и соб­ственного тела.

Задачи:

► познакомить детей с понятием «температура»;

► формировать представление о приборе для измерения тем­пературы - термометре;

► сравнить разные виды термометров;

► формировать навыки безопасности при определении темпе­ратуры горячих предметов;

► систематизировать знания детей о сезонных изменениях жи­вой и неживой природы в зависимости от температуры воз­духа;

► пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «гра­дус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование:

► термометры для измерения температуры воды, воздуха, телачеловека;

► 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника итеплой) на каждого ребенка;

► репродукции картин профессиональных художников с изоб­ражением пейзажей в разное время года.

Эксперимент. Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров. Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.

Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.

Измерить температуру воды в ста­канах, один из которых стоял в холо­дильнике, а во второй воду налили из теплого чайника. Сравнить показания. Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру воздуха в природе (холодно, тепло, жарко, прохладно).

Вывод. Термометр - это прибор для измерения температуры. У каждо­го термометра имеется шкала и стек­лянная трубка, наполненная подкра­шенной жидкостью. На шкале есть де­ления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают чис­ло градусов. Ноль - граница между градусами тепла и холода. Назначение термометров бывает разным - для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид - раз­ная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри и т.п.

Температура тела человека в группе и на улице остается не­изменной, а значит, не зависит от температуры окружающей сре­ды, а температура воздуха и воды может существенно отличать­ся в зависимости от пространства ее измерения.

Из наблюдений за природой известно, что весной бывает теп­ло, летом - жарко, поздней осенью и зимой - холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температу­ру воздуха.

 

4. Часы и время

Цель. Развитие способности ребенка понимать ценность вре­мени в жизни человека.

Задачи:

► развивать представления детей о человеке в истории, позна­комить с древними и современными способами измерения времени;

► формировать представления о единицах измерения време­ни - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.;

► формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, учение, сон, физическую активность и т.п.;

► совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, послови­цы о времени.

Материал и оборудование:

► часы песочные, механические, электронные;

► картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент. Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2 мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобра­зить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, ка­кими часами ее измеряют. Самые точные часы - электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время не­обходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Читайте также

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Дидактическая игра «Выбери профессию»

Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских…

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских животных» Цель: Развитие художественно-творческих способностей родителей на основе техники «пескография» (рисование...