Эксперименты в развитии познавательной активности дошкольников

Цель: предоставление родителям опыта в развитии детского познания с помощью экспериментов.

Задачи:

  • дать представление о роли детского экспериментирования в развитии дошкольников;
  • привлечь родителей к совместному сотрудничеству с детским садом в целях благотворного развития детей.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, воздушные шары, бумажные цветы с длинными лепестками, тазики с водой, предметы разные по весу, простой карандаш, канцелярский нож, скотч, стаканы вода, сахар, соль.

 

Ход деятельности:

Современная жизнь очень быстро меняется. Творческий подход в решении нестандартных задач наиболее ценится в современном обществе. В связи с этим изменился и подход к воспитанию и развитию детей. Родители желают видеть своего ребенка творческим, любознательным, активным.

Наш детский сад тесно взаимодействует с семьями воспитанников: проводятся родительские собрания, дни открытых дверей, совместные развлечения, детско-родительские проекты. Однако, не все родители знают, как можно интересно, в форме игр, опытов подойти к процессу развития и воспитания детей. Поэтому мы решили на одном из родительских собраний рассказать и показать, какую роль играют эксперименты в развитии познавательной активности дошкольников. Для того, чтобы родителям было интересно, познавательно и поучительно, было решено провести мастер- класс “Я познаю мир, экспериментируя”, где они сами стали участниками.

Дети с рождения начинают изучать окружающий мир. Они познают его с помощью глаз, рук, языка, носа.

Среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Все ли родители отвечают на многочисленные вопросы своих детей? Часто ли бывают с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, не желание отвечать и объяснять, ведет к тому, что ребёнок окажется пассивным, не желающим узнавать что - то новое, развиваться. А ведь современное общество быстро меняется, меняются приоритеты и требования современной жизни и человеку тяжело будет вливаться в ритм жизни. Поэтому наша задача родителей и воспитателей поддержать ребенка в его интересах.

В старшем дошкольном возрасте у детей более активно развиваются познавательный интерес ко всему окружающему и желание самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Дети начинают экспериментировать, исследовать. Такие виды деятельности развивают продуктивное формы мышления. И нам, взрослым необходимо поддержать это желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.).

Познавая различные объекты, события, явления дошкольник учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру. Для того чтобы познавательный интерес ребёнка развивался, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые, которые создадут условия для экспериментальной деятельности и поддержат интерес ребенка к исследованиям.

Также мы все знаем, как все дети любят играть и что игра является одной из форм развития ребенка. Поэтому мы сделали подборку экспериментов, которые можно провести в качестве фокусов, которые любят большинство детей и им интересно узнать, как они получаются.

Мы сегодня предлагаем провести несколько экспериментов, которые вы можете провести со своими детьми дома. Они не требуют большой подготовки. Ребенок может выполнить самостоятельно эти опыты. Задача родителей объяснить ребенку, помочь проанализировать и сделать выводы.

1. “Цветок лотоса”

Предложите ребенку вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Получился лотос. Затем опустите цветок на воду, налитую в таз. Ребенок увидит, что произойдет с цветком.

Расспросите ребенка, что он увидел, почему цветок распустился. Если ребенок затрудняется с выводами, объясните, что это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

2. “Загадочный воздушный шарик”

Дайте ребенку воздушный шар и попросите его надуть. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В ходе этого эксперимента некоторые выяснили, что если воспользоваться бальзамом для волос, то электрический заряд не возникает.

3. “Таинственный незнакомец”

Расскажите ребенку, что ночью кто - то съел варенье и вы хотите найти похитителя. Предложите ему воспользоваться следующим способом.

Карандашный грифель измельчаем ножом. Предложите ребенку натереть палец руки порошком. Прижмите палец к кусочку скотча, а скотч приклейте к белому листу бумаги. На нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша.

Этот опыт мы проводили и с детьми. Им очень понравился и они сделали вывод, что такой способ

4. Тонет, не тонет.

Предложите детям в ванночку с водой опустить различные по весу предметы. Расспросите, что они увидели. Почему так произошло.

(Выталкивает более легкие предметы.)

Этот опыт наиболее прост для детей в анализировании и в выводах.

5. Чем пахнет вода.

Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены.)

Каждый опыт имеет свое объяснение. Кто - то из детей может догадаться сам, кому - то подскажут взрослые.

Эти опыты - эксперименты можно использовать в досуговой деятельности. Ведь играя, ребенок обучается. На самое главное, для того чтобы познавательный интерес ребёнка развивался, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые, которые создадут условия для экспериментальной деятельности и поддержат интерес ребенка к исследованиям. Чем хорош этот вид деятельность, как экспериментирование, он дают возможность быть родителям ближе со своими детьми, а это главное.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной…

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие...

Читайте также

Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего…

Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего Елизаветинского сельского поселения» Введение “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и...

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...