Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Как отмечает В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, наблюдать, воспринимать.

Наблюдательность, любознательность, интерес к новому, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире является важнейшими чертами детского поведения. Ведь ребёнок по своей природе исследователь.

Задача педагога- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для формирования таких процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "что?" и "как?" и "почему?". Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Главное достоинство применения методов экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идет обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы ребёнка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

-развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, делать выводы на основе увиденного.

-происходит накопления личного жизненного опыта и умственных умений (накопление фонда умственных приёмов и операций)

По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные, групповые, коллективные. В нашем саду группы наполняемостью до 18 детей, поэтому удобнее проводить исследования с коллективом детей до 10 человек.

В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой. Организация работы идет по трём направлениям: человек, живая и неживая природа.

Для успешного решения задач экспериментирования необходимо создать в группе развивающую среду. Так называемую мини- лабораторию.

В мини- лаборатории должно быть необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

- приборы помощники

- разнообразные сосуды из различных материалов-прозрачные и непрозрачные ёмкости разной формы и объёма;

- природный материал: камне, почва, глина, песок, ракушки, шишки, каштаны, жёлуди, листья деревьев, разные крупы, мох и различные семена;

- бросовый материал нитки, резина, бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, мех, кусочки ткани;

- пищевой материал: соль, сахар, кофе, чай, мука, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, йод, зелёнка, гуашь, акварель;

- правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах).

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

предметом для исследования могут стать:

- реальные события: яркое природное явление(листопад);

- общественные события(праздник);

- события, специально "смоделированные" воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее не известным детям.

По причине проведения исследования могут быть:

- случайные (в мае пошел снег, сразу возникает вопрос "Почему?");

- запланированные (поставленные в ответ на вопрос ребёнка);

- иллюстрированный (дети знают конечный результат).

- поисковый (дети не знают каков будет конечный результат, но могут делать предположения)

Чтобы эксперимент прошел успешно нужно придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулирование цели эксперимента.

2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательской деятельности.

3. Формирование опыта преодолевания затруднения самостоятельным путём под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований и наблюдений.

4. Актуализация знаний.

5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

6. В систему знаний включаются новые знания.

7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения-"если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает".

8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии.





Новые публикации

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении.

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении. Каждый специалист, работающий в дошкольном образовании должен быть всесторонне развитым человеком, неравнодушным, интересующимся...

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Читайте также

Мастер-класс «Картина из шнурков»

Мастер-класс «Картина из шнурков»   Оборудование: плотный картон, карандаш, гуашь, губка, цветные шнурки, пряжа или ленты.   Ход работы: Для начала нам понадобится лист плотного картона, который...

Викторина «О Родине - мы знаем все»

Викторина «О Родине – мы знаем все» Цель. Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям;...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Башкирская юрта»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группеТема: «Башкирская юрта» Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально –...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе Цель: Привлекать родителей к мероприятию. Вызывать эмоциональное-положительное отношение к  празднику , воспитывать внимание и любовь к близким. Развивать музыкально творческие способности детей, способствовать раскрытию творческих способностей, развивать чувство коллективизма. Задачи:...

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . С 1 января 2014 года введен в действие  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) . Что такое  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

Консультация «Родителям о ФГОС до»

Консультация «Родителям о ФГОС до» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет...

Сценарий выпускного бала видео-фильм «Детский сад, прощай, в добрый путь!» для детей подготовительной группы

  Цель : Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи (совместные переживания радости и грусти, расставания, ощущения общего праздника).   Задачи : 1. Раскрытие творческих способностей детей. 2. Совершенствование актёрского мастерства детей. 3. Выявление музыкальных, вокальных, хореографических, исполнительских и поэтических...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство