Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Как отмечает В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, наблюдать, воспринимать.

Наблюдательность, любознательность, интерес к новому, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире является важнейшими чертами детского поведения. Ведь ребёнок по своей природе исследователь.

Задача педагога- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для формирования таких процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "что?" и "как?" и "почему?". Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Главное достоинство применения методов экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идет обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы ребёнка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

-развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, делать выводы на основе увиденного.

-происходит накопления личного жизненного опыта и умственных умений (накопление фонда умственных приёмов и операций)

По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные, групповые, коллективные. В нашем саду группы наполняемостью до 18 детей, поэтому удобнее проводить исследования с коллективом детей до 10 человек.

В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой. Организация работы идет по трём направлениям: человек, живая и неживая природа.

Для успешного решения задач экспериментирования необходимо создать в группе развивающую среду. Так называемую мини- лабораторию.

В мини- лаборатории должно быть необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

- приборы помощники

- разнообразные сосуды из различных материалов-прозрачные и непрозрачные ёмкости разной формы и объёма;

- природный материал: камне, почва, глина, песок, ракушки, шишки, каштаны, жёлуди, листья деревьев, разные крупы, мох и различные семена;

- бросовый материал нитки, резина, бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, мех, кусочки ткани;

- пищевой материал: соль, сахар, кофе, чай, мука, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, йод, зелёнка, гуашь, акварель;

- правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах).

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

предметом для исследования могут стать:

- реальные события: яркое природное явление(листопад);

- общественные события(праздник);

- события, специально "смоделированные" воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее не известным детям.

По причине проведения исследования могут быть:

- случайные (в мае пошел снег, сразу возникает вопрос "Почему?");

- запланированные (поставленные в ответ на вопрос ребёнка);

- иллюстрированный (дети знают конечный результат).

- поисковый (дети не знают каков будет конечный результат, но могут делать предположения)

Чтобы эксперимент прошел успешно нужно придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулирование цели эксперимента.

2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательской деятельности.

3. Формирование опыта преодолевания затруднения самостоятельным путём под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований и наблюдений.

4. Актуализация знаний.

5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

6. В систему знаний включаются новые знания.

7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения-"если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает".

8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Зимующие птицы»

Читайте также

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке»

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке» Цель НОД: развитие творческих способностей детей через вариативные способы изобразительной деятельности. Задачи приоритетной...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...