Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников

 

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом – большое благо.

Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.

Мы живем в многонациональном государстве и поэтому каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди. О человеке судят не цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.

Патриотическое воспитание имеют огромное значение для развития личности ребенка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно - исторической педагогики развития.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в развитии, обучении, воспитании, социализации.

Под психолого - педагогическим сопровождением понимается последовательность организационных форм деятельности педагога-психолога, обеспечивающих развитие личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (согласно п.2.3 ФГОС).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1. ФГОС).

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не привязаны к педагогической диагностике (мониторингу) (п. 4.3. ФГОС).

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело к изменению содержания и методологического основания образования, сделав его по существу в образование психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа (Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Образовании в Российской Федерации», федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.13 г №1155) и определяет новое содержание деятельности педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.

 

Цель психолого-педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

 

Задача психолого-педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  • сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограни ченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 

Содержание образовательной работы:

Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценности ориентации и социализации:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
  • формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
  • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том. «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (двигательный режим, закаливание, полезные привычки и др.)
  • Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного) мира природы.

 

Содержательный раздел образовательной работы включает:

  • цели и задачи образовательной работы с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
  • содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учетом используемых примерных ООПДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
  • описание основных технологий реализации Программы (формы, методы, приемы, средства образования).

 

Психолого-педагогические условиям сопровождения патриотического воспитания:

  • Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 

Психологическая безопасность сопровождения:

  • Комфортная организация режимных моментов;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
  • Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
  • Целесообразность в применении приемов и методов;
  • Использование приемов релаксации в режиме дня.

 

Принципы сопровождения:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации
  • (обогащения) детского развития;
  • создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии
  • с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его
  • включение в различные виды деятельности;
  • учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

 

Основная цель образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Задачи социально-коммуникативного развития в федеральном государственном образовательном стандарте ДО:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
    и нравственные ценности;
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
    и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • Формирование готовности к совместной деятельности;
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
    к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда
    и творчества;
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 

Компоненты патриотического воспитания:

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):

  • о культуре народа, его традициях, творчестве;
  • о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
  • об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

 

2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • Интерес к жизни родного города и страны;
  • Гордость за достижения своей страны;
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
  • Восхищение народным творчеством;
  • Любовь к родной природе, к родному языку;
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

 

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):

  • Труд;
  • Игра;
  • Продуктивная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Познавательная деятельность.

 

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда:

1. Максимальная реализация образовательного потенциала пространства: организации, групп, территории приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря.

2. Возможность:

  • общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;
  • двигательной активности;
  • уединения (уголки релаксации).

3. Реализацию различных ОП;

• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;

• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учёт возрастных особенностей детей.

Созданная в ДО пространственно - развивающая среда по патриотическому воспитанию, дает педагогам возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам - заниматься разными видами деятельности: играть, рисовать, бегать, прыгать и т. д. 

Предметно-развивающая среда разделяется на различные зоны: для сюжетно-ролевых игр, игр со строительными материалами, с песком и водой, подвижных игр, для уголков природы, чтения и рассматривания иллюстраций, ряжения, отдыха, уединения и др.

Анализ предметно-пространственной развивающей образовательной среды показал, что среда в ДО:

  • содержательно насыщенна,
  • трансформируема,
  • полифункциональна,
  • вариативна,
  • доступна,
  • безопасна,

Требования к результатам освоения Программы

Требования Стандарта (ФГОС п.4.1., 4.6.) к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы:

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. (ФГОС п.4.3.)

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. (ФГОС п.4.3., п.4.9.) Целевые ориентиры не могут служить для оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). (ФГОС п.4.5.)

 

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться

  • С целью проведения оценки индивидуального развития детей, система мониторинга приведена в соответствие со Стандартом.
  • По 5-ти образовательным областям: физическому, познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию сформированы пять педагогических диагностик.
  • Сформирована система педагогической диагностики, позволяющая проводить оценку индивидуального развития ребенка, не используя целевые ориентиры в качестве ее результатов.

 

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие направления работы педагога-психолога:

1. Психологическая профилактика/просвещение;

2. Экспертная деятельность;

3. Консультативная деятельность;

4. Психологическая диагностика;

5. Коррекционно-развивающая работа.

В связи с принятыми ФГОС изменилась специфика деятельности педагога-психолога ДОУ по направлениям: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа с воспитанниками.

Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ ведется достаточно тонко, следуя основным принципам работы педагога психолога «не навреди» т.к. происходит вторжения в личное пространство ребенка и, следуя, основным законам развития личности и психики ребенка.

В рамках этих направлений ведется работа с участниками образовательных отношений:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогами.

 

Работа с детьми

  • Индивидуальные и подгрупповые беседы;
  • Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы;
  • Формирование навыков культуры еды;
  • Этика быта, трудовые поручения;
  • Формирование навыков культуры общения;
  • Театрализованные игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Индивидуальная работа;
  • Эстетика быта;
  • Трудовые поручения;
  • Игры с ряжением;
  • Работа в книжном уголке;
  • Общение младших и старших детей.

Работа с родителями

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, Родительские клубы и собрания, круглые столы, занятия-тренинги, психологические гостиные, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещения музея.

С родителями проведено анкетирование: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Удовлетворенность родителей работой ДОУ», «Хорошие ли вы родители?».

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Опрос показал, что родители не всегда могут установить контакт с ребенком, использовать адекватные методы воздействия. Понимают, что допускают ошибки в воспитании, применяя физические меры воздействия на ребенка, испытывая недостаток терпения и выдержки, просят помочь разобраться в проблеме.

Для родителей подготовлены:

  • информационные стенды «Экологическая воспитанность дошкольников», «Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ», «Жестокое обращение с ребенком», «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств»;
  • сообщение к родительским собраниям: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Права ребенка», «Как подготовить ребенка к школе», «Итоги адаптации ребенка к условиям ДОУ», «Влияние родительских установок на развитие детей»;
  • видео-презентация «Семья - это важно, семья - это сложно.
    Но счастливо жить одному невозможно» для родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребенка».

Родительский клуб: «Методы семейного воспитания», «Что такое семья?», «Слушать ребенка. Как?», «Что такое детская тревожность?»

Занятие с элементами тренинга «Методы и приемы гармонизации детско-родительских отношений», «Учимся играть с ребенком» .

Консультации «Интеллектуально развитие ребенка дошкольном возрасте», «Домашние животные и их значение в развитии ребенка», «Вредные привычки», «Почему дети боятся?», «Имеют ли родители право на гнев?», «Роль отца в воспитании ребенка», «Детская агрессия».

В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с родителями: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий.

Таким образом, социально-психологическое консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога ДОУ с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.

Для родителей разработаны циклы занятий-тренингов «Коммуникативное общение родителей с детьми» на восстановление детско-родительских отношений; на родительских собраниях и Родительских клубах предложены темы для обсуждений: «Учимся понимать друг друга», «Чем и как занять ребенка дома», «Как общаться с ребенком», «Стили и методы воспитания в семье», «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» в работе с родителями широко используются мультимедиа-технологии « Семья – это, видеозаписи и другие методы

Работа с педагогами

Консультации: «Адаптация детей к условиям детского сада», «Жестокое обращение с детьми», «Алгоритм работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении», «Психологический климат в коллективе», «Как управлять эмоциональным состоянием», «Предупреждение эмоциональных и поведенческих проблем в дошкольном возрасте», «Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия с родителями».

С педагогами проведены: занятие с элементами тренинга «Тренинг личностного роста педагога», «Общение педагогов с родителями воспитанников», «Психологическое здоровье педагогов», «Тренинг сплоченности коллектива».

Семинар-практикум: «Профессиональное выгорание педагогов», «Работа по раннему выявлению ребенка, находящегося в социально-опасном положении», «Готовность к школьному обучению», «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Проводилось анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области». Проведенный опрос показал, что большинство педагогов ДОУ могут четко определить содержание, формы, методы и средства работы с детьми по патриотическому воспитанию. Осознают, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников, возможно при условии взаимодействия с родителями.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок посещает наш детский сад. Просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

 

Вопрос Да Нет Иногда
1 Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?      
2 Что для вас означает выражение «быть патриотом»?      
3 Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств?      
4 Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?- В семье.- В детском саду.      
5 Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?      
6 Рассказываете ли вы своему ребенку о городе Радужный, его истории,достопримечательностях, знаменитых людях?      
7 В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?      
8 Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?      
9 Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?      

 

Благодарим Вас!

 

По результатам анкетирования родителей было установлено:

В анкетировании приняли участие 72 родителя.

Выводы:

1. Родители признают необходимость целенаправленности процесса формирования патриотического чувств у детей дошкольного возраста, но испытывают затруднения в его организации (чаще всего из-за незнания возрастных особенностей своего ребенка - считают, что заниматься формированием патриотических чувств в дошкольном возрасте рано)

2. Большинство родителей понимают, что очень важно начать сформировать у детей любовь и уважение к своей Родине в дошкольном детстве.

3. Выявлены знания родителей о том, что такое патриотическое воспитание. Большинство родителей понимают роль семьи в формировании у своего ребенка нравственно - патриотических чувств.

4. Большинство родителей с интересом отнеслись к затронутой проблеме. Многие родители считают, что усилия педагогов дошкольного учреждения по данной теме будут эффективны только при сотрудничестве с ДОУ и семьей.

Решение:

1. Проводить с детьми работу по формированию у них патриотических чувств, учитывая индивидуальныеособенности развития каждого ребенка.

2. Уделять большое внимание наглядно - информационной форме общения с родителями: объяснять, что личный пример родителей (их рассказ, прогулки по городу, посещение музея) играет огромное влияние на формирование у детей любви к родному городу;

Довести результаты анкетирования до сведения родителей.

Подводя итог работы по психолого-педагогического сопровождения, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников. Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом в котором он живет.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник

Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник Дополнительное образование технической направленности предоставляет широкие возможности для знакомства детей дошкольного возраста с...

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (из опыта работы)…

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (Из опыта работы) Музыка в жизни детей присутствует с самого рождения, мама убаюкивает малыша, напевая...

Читайте также

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию…

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Удивительный песок» Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок)...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...