Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. При формировании экологических знаний у детей мы выделяем подвижные и дидактические экологические игры, как форму образования и воспитания экологической культуры, основанной на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующей высокий уровень мотивации интереса к природе. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников посредством дидактических и подвижных игр строится нами с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, с применением метода проектов.
При проведении дидактических игр мы опираемся на принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принципа опоры на ведущую деятельность детей. В своей работе с дошкольниками используем – предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры.
Предметные игры. Это игры, где используются различные предметы природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Данные игры используем для уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. («Угадай что в мешочке», «Кто, чем питается», «Аптека Айболита» и т. д.) Игры с предметами мы используем во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Словесные игры - не требуют никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» «Что я за зверь?», «Нужно-не нужно» и пр. Эти игры не требует специальных условий, организуются как в помещении, так и на прогулке.
Настольно – печатные игры: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Природа живая – неживая», «Ягоды и фрукты, «Как вести себя в лесу», «Явления природы» , «Где чей домик» и пр.). Такие игры систематизируют знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры используем в работе с небольшой подгруппой детей и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Используем в работе по данному направлению дидактические тематические папки – лепбуки. Это интерактивные папки с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лепбуки вариативны. Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что они не дают детям готового решения поведения в мире, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям. Игры вариативны, постепенно усложняются от группы к группе. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с такими играми, как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животных загадки», «Сортируем мусор» и другие. Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.
При подборе экологических игр обращаем внимание на то, чтобы
- игры была подобраны с учетом развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются в конкретном возрасте;
- игры давали ребенку возможность применять в своей практике имеющиеся экологические знания и стимулировали к усвоению новых;
- игровые действия должны производиться согласно правилам и нормам поведения в природе;
- игра должна решать, как задачи экологического образования, так и общие задачи воспитания и развития ребенка;
- чтобы прослеживалась внутренняя связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового этапа в развитии детей.
Для повышения эффективности экологического воспитания мы используем разнообразные формы и методы работы. Один из методов –подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные подражательные игры: «Лягушки», «Бездомный заяц», «Змейка» и др. Это игры типа «Наседка с цыплятами», п «С какого дерева лист?», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы», «Бабочки и цветы», «Садовник» и т. д.
Так же, при формировании экологических знаний, используем в работе с детьми мультимедийные дидактические пособия.
Экологическое содержание мы можем найти во многих играх. Организуя игры, взрослые должны понимать, что дети будут активны и получат удовольствие в случае, если игры будут основаны на знакомых ему сведениях. В этом случае будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний. Но самое главное, что именно через игровую деятельность происходит формирование и закрепление экологических знаний детей.
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души! (Н.Луконин.)
https://www.maam.ru/detskijsad/-realizacija-integrirovanogo-podhoda-v-yekologicheskom-vospitani-doshkolnikov-r-vospitatel-poljakova-t-m.html
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Количество и счет»
Методическая разработка «Количество и счет»
Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…
Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...
Для чего нужны банки?
Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...