Педагогический брифинг
«Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях ФГОС ДО»
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов, усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование педагогических навыков по организации проектной деятельности, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области организации проектной деятельности;
2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах проектирования;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Ход педагогического брифинга
I. Актуальность темы:
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
II. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
- исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
- информационные (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
- творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»
По продолжительности они бывают:
- краткосрочными (1-3 недели или несколько занятий);
- среднесрочными (1-3 мес.);
- долгосрочными (на учебный год).
III. Планирование работы по подготовке проекта
Н.А. Рыжова выделяет последовательность работы педагога над проектом, своеобразный алгоритм, который включает в себя следующие шаги:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- совместно с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
- организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция КВН), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
IV. Проведение брифинга
Педагогам предложено разделиться на две команды.
Каждая команда оценивает себя по схеме:
- Красный цвет – все отлично;
- Зеленый цвет – нужна помощь.
1. Рубрика «Продолжи фразу»
- Для первой команды педагогов.)
- Долгосрочный проект -…
- Краткосрочный проект -…
- Среднесрочный проект - ….
- Участниками проекта являются ?....
- Задачи проекта - ….. (выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели).
- Цель проекта - ….. (модель желаемого конечного педагогического результата).
- команды педагогов
- Проект - ….(ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией).
- Проблема - ……... (социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта).
- Критерий - … (признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки).
- Показатели - … (наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты).
2. Рубрика «Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности»
- Раскройте содержание предварительного этапа;
- Раскройте содержание заключительного этапа.
3. Рубрика «Исправь ошибку»
1) Вам предложены последовательно расположенные этапы проектной деятельности, необходимо указать ошибки в последовательности расположении:
- определение целей деятельности;
- изучение литературы, подготовка материала;
- постановка проблемы, актуальность темы;
- реализация проекта;
- перспективное планирование;
- анализ результатов и презентация.
- Вам предложена последовательно расположенные требования к структуре оформления проектной деятельности, необходимо указать ошибки в последовательном расположении:
- участники проекта;
- актуальность проблемы;
- предполагаемые результаты;
- цель и задачи проекта;
- актуальность проблемы;
- тип и вид проекта;
- методы и формы работы над проектом.
4. Рубрика «Вопрос коллеге»
Командам предложено приготовить вопрос для команды соперников по теме педагогического совета: (д/з)
5. Рубрика «Вопрос – ответ»
Задание для обеих команд, чья команда даст больше ответов на вопросы – наберёт больше баллов в этом конкурсе.
1. Что такое педагогическое проектирование?
- НОД;
- проектирование рабочей программы;
- вид педагогической деятельности;
2. Место эпиграфа в структуре проекта:
- в начале;
- середине;
- им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
- коллективный;
- исследовательский;
- долгосрочный.
4. К какому типу проектов можно отнести проект «Питание и здоровье»?
- игровой;
- творческий;
- исследовательский.
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (основного) этапа?
- реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
- изучение литературы, анкетирование родителей;
- открытый показ деятельности по теме проекта.
6. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного этапа проекта?
- подведение итогов проекта;
- проведение развлечения или итогового мероприятия;
- выбор форм и методов проектной деятельности к каждому этапу проекта.
6. Блиц-турнир «Виды проектов»
- Формы представления результатов творческого проекта?
- Формы работы, применяемые в исследовательском проекте?
- Формы представления результатов ролево-игрового проекта?
- Формы работы, применяемые в информационном проекте?
Используемая литература:
- Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
- Волкова М.С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-9.
- Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.96-98.
- Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.52-62.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
ООО.: Издательство «Детство – Пресс».-2010.-78С.
Читайте также |
---|
Спортивный досуг «Город подвижных игр»
Спортивный досуг «Город подвижных игр» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Игры всегда поднимают настроение, уберегают...
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...
Культурная деятельность ребенка
Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...