Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки
Тема: «Деревья и кустарники»

Цель: закрепить, активизировать представления детей о строении (части) дерева и кустарника и место их произрастания.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение правильно определять строение (части) дерева и кустарника;
  • закреплять умение сравнивать, находить сходство и различие дерева и кустарника;
  • закреплять умение правильно определять место произрастания дерева и кустарника.

Развивающие:

  • развивать связанную речь детей, обогащать активный словарь;
  • развивать познавательный интерес к экологической сказки.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать интерес к миру растений.

Оборудование и материалы: игрушка Буратино, экологическая сказка «Как кустарники с деревьями поссорились», икт-презентация.

Предварительная работа: беседа с детьми о «Деревьях», «Кустарниках»; наблюдения в природе за деревьями и кустарниками; рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников; разучивание физминутки с детьми «Станем мы деревьями».

 

Ход занятия:

Организационный момент:

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог.)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами.)

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Повороты головы в право влево.)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу.)

I. Вводная часть

Воспитатель: ребята сегодня к нам пришёл Буратино. Только посмотрите, какой он грустный. Что случилось Буратино? (подносит игрушку к уху, делая вид, что Буратино что-то шепчет).

Воспитатель: оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и кустарник и все в школе смеются над ним. Хочет узнать все о деревьях и кустарниках. Давайте, поможем Буратино разобраться в этом.

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А теперь мы отдохнем, физминутку проведём.

Физминутка

Станем мы деревьями

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

(Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)

Ноги — это корни.

Их расставим шире?

(Ноги расставляют на ширину плеч.)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)

Из глубин далеких

Воду доставали.

(Нагибаются вперед, разгибаются.)

Тело наше — ствол могучий.

(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)

И своей верхушкой острой

(Делают из пальцев рук шалашик.)

В небо упирается.

(Поднимают руки вверх, опускают.)

Наши руки — это ветви,

(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)

Крону вместе образуют.

(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)

Вместе им совсем не страшно,

(Качают головой.)

Когда ветры сильно дуют.

(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)

Пальцы — веточками будут,

(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)

Листья закрывают их.

(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)

Как придет за летом осень,

(На кулак правой руки ставят кулак левой.)

Разлетятся листья вмиг.

(Резко расставляют руки в стороны.)

II. Основная часть

1. Чтение экологической сказки «Как кустарники с деревьями поссорились»

Воспитатель: Ребята, я сейчас Вам прочту сказку «Как кустарники с деревьями поссорились», а вы её внимательно послушайте.

Слушают ушки, слушают глазки, начинаем нашу сказку…. (Воспитатель читает сказку детям.)

Экологическая сказка «Как кустарники с деревьями поссорились»

Однажды в лесу разные деревья – сосна, ель, береза, да кустарники – рябина, черемуха, шиповник и другие младшие братья деревьев – разворчались: Надоело нам в тени жить! Мы чахнем без света, неба не видим, солнечные лучики нас совсем позабыли из-за вас, громилвеликанов. Все вам только: и небо, и солнце, и дождик. Вы все верхние этажи заняли. Деревья, услышав такие слова от своих младших братьев, очень расстроились: Братья, разве наша в том вина, что мы ростом больше и ветвями крепче? Конечно, солнышко нам первым достается, но разве мы не защищаем вас мощными стволами и кронами от ветра да от снега тяжелого? Для вас мы крепнем и для всех, кто еще вас ниже: для трав и цветов, грибов и ягод. Кустарники не успокаивались: Не нужна нам ваша защита. Уж лучше пусть нас ураган сломает, чем вечно в тени жить. Деревья ничего не ответили, только ветвями грустно встряхнули да приуныли. В это время по небу ясному маленькое пушистое облачко пролетало. Увидело оно приунывшие деревья и крикнуло: Я от большой серой тучи лечу, весть об урагане разношу, чтоб готовились все. Скоро все на свои места встанет. Кустарники вас благодарить будут. Вы не обижайтесь на них, глупых. Их понять можно: кто солнышко не любит! Через некоторое время ветер подул, да такой сильный и порывистый, что сразу несколько толстых веток поломал у деревьев. Кустарники замолчали, встревожились, к теплым стволам своих старших братьев пододвинулись. А те их ветками обняли, как будто ничего между ними не было. Ураган был страшный. Сверкали молнии, хлестал дождь, ветер до земли некоторые стволы сгибал. А кустарникам под деревьями буря нипочем. Только слышно, как тревожно шумят кроны в вышине, да ветки, сорванные ураганом, на землю падают. Радуются кустарники такой защите. Когда кончился ураган, уставшие деревья ветки опустили, в себя прийти не могут. Кустарникам стыдно стало: Простите нас, братья. Без вас мы пропали бы. Вас ураган хлестал, а нам так надёжно было за вашими стволами и кронами. Да и не темно здесь у нас вовсе. Это уж мы так, от вредности... Мы землю веточками и листочками своими, как и прежде, притенять станем, для вас влагу в ней беречь будем, чтобы вы сильнее становились. А осенью мы листвой опавшей землю укроем: корням вашим и всем, кто ниже растёт, хорошая подкормка и одеяло будет. Мы теперь свой этаж в лесу ни на какой другой не променяем. Мы поняли, что свой этаж – всегда самый лучший и самый удобный. Деревья, услышав эти слова, встряхнули ветвями, будто маленький ливень прошёл. Кустарники умылись и засверкали листочками. С тех пор кустарники на деревья больше не обижались.

2. Беседа по содержанию прочитанного (воспитатель задаёт вопросы по содержанию):

1. Название каких деревьев и кустарников вы услышали в сказке? (ель, берёза, сосна, куст рябины, куст черёмухи, куст шиповника);

2. Где растут деревья и кустарники? (деревья и кустарники растут в лесу);

3. Почему поссорились кустарники с деревьями? (Надоело нам в тени жить! Мы чахнем без света, неба не видим, солнечные лучики нас совсем позабыли из-за вас, громилвеликанов. Все вам только: и небо, и солнце, и дождик. Вы все верхние этажи заняли).

4. Какое строение у дерева вы услышали из сказки? (корень, ствол, крона, ветви, листья);

5. Какое строение у кустарника? (корень, стволики, ветки, листья);

6. Обидели ли кустарники деревья? (Да);

7. Чем заканчивается сказка? (начался сильный ураган и кустарники молча пододвинулись к деревьям. Кустарникам стало стыдно и они попросили прощения у деревьев. И с тех пор кустарники и деревья живут дружно).

Воспитатель: Вот посмотрите, перед вами две схемы.

Слайд 1. (Схемы дерева и кустарника.)

1

Воспитатель: Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Дети: Это схема подходит дереву.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол, ветки и листья.

Воспитатель: А к какому растению подходит вторая схема?

Дети: Это схема подходит кустарнику.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволиков, ветки и листья.

Воспитатель: По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Воспитатель: … (имя ребенка), как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Ребенок: У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель: … (имя ребенка), как ты думаешь, чем отличаются деревья от кустарников?

Ребенок: У дерева один ствол, а у кустарника много.

III. Заключительная часть

Итог деятельности. Самоанализ.

- Из каких частей состоит дерево?

- Из каких частей состоит кустарник?

- Чем отличается дерево от кустарника?

- А чем схожи?

- Где растут деревья и кустарники?

Воспитатель: Вы большие умнички! Помогли Буратино. Теперь он сам сможет определить, где дерево, а где кустарник.

 

Список используемой литературы

1. Большой вопрос. Ru – URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2756127-ok-mir-kak-shematichno-narisovat-derevo-kustarnik-travjanistoe-rastenie.html (дата обращения 07.04.2022). – Текст: электронный.

2. Инфоурок – URL: https://infourok.ru/ekologicheskie-skazki-dlya-malishey-2363872.html (дата обращения 07.04.2022). – Текст: электронный.

3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/07/08/kartoteki-igr-privetstviya-po-metodike-l-svirskoy (дата обращения 07.04.2022). – Текст: электронный.

4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2020/10/16/fizminutki-po-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения 07.04.2022). – Текст: электронный.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из…

Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из форм взаимодействия семьи и ДОУ по этнокультурному воспитанию» Добрый день уважаемые...

Читайте также

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

Использование технологии Storysack в работе с детьми дошкольного возраста

Использование технологии Storysack в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных...

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...