Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельности, творчества, желания участвовать в деятельности, во многом зависит от особенностей общения педагога с детьми.

Выделяются следующие стили общения:

  1. Императивный (или авторитарный).
  2. Либерально-попустительный (или антиавторитарный).
  3. Демократический (или гуманно-сотруднический).

При авторитарном стиле общения, воспитатель стремится к единоличному руководству, все вопросы решает сам, навязывая детям свою позицию, устанавливает строгий контроль за выполнением предъявленных им требований, часто прибегает к методу наказания. Длительное общение с таким педагогом развивает у детей пассивность, неуверенность в себе, неосознанность действий.

При антиавторитарном стиле общения, ребенок «диктует» свои желания взрослому, все его прихоти поощряются, что часто приводит к неуправляемости поведения детей, к чрезмерной их двигательной активности нравственной раскрепощенности, неумению понять и принять желания другого человека.

Для демократического стиля, характерны широкий контакт воспитателя с детьми, проявления доверия и уважения к ребенку. Воспитанники педагога – демократа, значительно чаще проявляют стремление к творчеству, к оригинальности, активности, самостоятельности.

Реализация программы «Детство возможна только на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы, сотрудничества в группе, демократический стиль общения воспитателя с детьми. Необходимо стремится к реализации принципа сотрудничества и партнерства. Нужно строить педагогический процесс так, чтобы цель воспитателя стала желанной целью и для ребенка. Вот некоторые действия, к которым можно прибегнуть для достижения желаемого.

  1. «Провоцирующие к деятельности»

Воспитатель «забыл», как складывать бумажную игрушку; «ошибался» при составлении силуэта из набора геометрических фигур; «сомневается» в посильном задании для детей. Можно поразмышлять вслух о том, как лучше поступить в том или ином случае, посоветоваться с детьми.

  1. Использование «постановки проблемных ситуаций», требующих для разрешения проблемы мыслительной активности дошкольников.
  2. Соревновательный мотив с поощрением победителей.

Игру – соревнование лучше использовать при закреплении уже освоенного материала, когда у детей сформированы достаточные умения.

  1. Мотив «взаимопомощи» стимулирует активность ребенка, проявление инициативы.

Также необходимо создавать условия для самостоятельного свободного выбора дидактических однозначных, но субъективно (для ребенка) разных материалов и задач, например, способы конструирования в игре «Танграм», выбирают из нескольких образцов понравившуюся картинку, сюжет. Использование выше перечисленных приемов, способствует развитию положительной мотивации деятельности, ребенок становится истинным субъектом деятельности.

Для того чтобы успешно развивать творчество ребенка, необходимо в наибольшей степени подчеркнуть положительные моменты, отметить даже самые незначительные успехи ребенка, и тем самым усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности. Очень важно учитывать личностные особенности детей, осуществлять индивидуальный подход, что позволяет избежать многих ошибок, недоразумений, конфликтов. Очень хорошо, если дети будут взаимообучать друг друга, например, кто-то принес в группу бумажный тюльпан, ребенок хочет поделиться со сверстниками, рассказать и показать то новое, что еще не знают другие.

Одним из условий развития детского творчества, является организация специальной обстановки, которая побуждала бы детей к самостоятельным действиям, способствовала повышения интереса к конструктивным играм, сотрудничеству между детьми. Для этого надо отвести специальное место, где можно разместить игры, картинки, альбомы, необходимые материалы и инструменты. Чтобы все это было доступно для детей в любое время. «Подогреть» интерес детей можно, сказав им что-то таинственным голосом или с удивлением, недоумением, да еще показав им какую-то посылку – бандероль или записку – просьбу.

Такие игровые и сюрпризные моменты можно использовать на первых этапах освоения детьми конструктивных игр.

Содружество воспитателя и ребенка позволяет, по выражению Шалвы Амонашвили, управлять обучением и воспитанием ребенка с позиции его интересов, скрывая при этом обучающую позицию взрослого. Только при таком стиле взаимодействия, дошкольник открывает для себя, со всей полнотой, радость новой идеи, нового решения проблемы, радость творчества.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по экологическому воспитанию с…

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по экологическому воспитанию с помощью интерактивной песочницы iSandBOX

Дидактическая игра «Мой дом»

Дидактическая игра «Мой дом» Аннотация: Дидактическая игра «Мой дом» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности...

Конспект занятия «Пересказ «загадочной истории» по Н. Сладкову «Красный снег»

Конспект занятия «Пересказ «загадочной истории» по Н. Сладкову «Красный снег» Цель: продолжать учить детей пересказывать короткие рассказы. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать учить детей пересказывать. 2. Развивающие:...

Читайте также

План-конспект организации и руководства хоровода по теме «Как у дядюшки…

План-конспект организации и руководства хоровода по теме «Как у дядюшки Федота» Цель: совершенствовать умение соотносить движения с текстом хоровода, побуждать детей к...

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Аналитический отчёт, отражающий деятельность МБДОУ «Детский сад «Белочка» по нравственно-патриотическому…

Аналитический отчёт, отражающий деятельность МБДОУ «Детский сад «Белочка» по нравственно-патриотическому воспитанию детей Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...