НОД по развитию фонематического слуха для преодоления дизграфии в старшей группе

Тема: «Повторение пройденных ранее звуков: а, о, у, и, м»

 

Цели:

- Закреплять навыки различения и произношения изученных звуков в слогах, словах и предложениях;

- Закреплять представление детей о гласных и согласных звуках, учить выделять звуки из начала и конца слова;

- Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и фонематический слух;

- Упражнять в звуковом анализе сочетаний типа: ауои, обратных и прямых слогов;

- Развивать слуховую память, учить воспроизводить ряды, состоящие из трех прямых слогов;

- Учить вслушиваться в звучание слов, находить сходные и разные по звучанию слова, развивать чувство ритма и языковую реакцию.

- Развивать реакцию на интонацию. Воспитывать у детей интонационную выразительность речи.

Оборудование: карточки с ритмическим рисунком, символами звуков, для называния гласных звуков, пирамида из кубиков, два мяча, зеркальце, картинки клоунов, игра «звучащие картинки», веревочка с узлами, бумага, карандаши, ширма, игрушки – медведь, слон, лисица.

 

Ход занятия:

Логопед:

Дети, подойдите все ко мне и станьте в круг.

(Звучит спокойная музыка.)

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все месте. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, красоту и доброту. А выдохните через ротик обиды, огорчения и злобу.

(Дети делают вдох и выдох еще 2 раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. А поможет нам в этом маленький мячик. Какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

(Дети отвечают – зеленый.)

Логопед:

Мы будем передавать его правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком, вот так (показываю).

Дети передают друг другу мяч и желают доброго утра.

Например: «Доброе утро, Сашенька, доброе утро, Леночка и т.д.».

Логопед:

Дети, на какой планете мы с вами живем?

Дети:

На планете Земля.

Логопед:

А сегодня я предлагаю вам отправиться на планету, которая называется «Детство».

На этой планете мы будем играть со звуками и словами, петь песни, рисовать и даже сочинять стихи.

На планету что б попасть,

Надо всем сначала встать.

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, потянуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Хором всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра!».

(Дети выполняют движения по ходу стихотворения.)

Логопед:

Итак, мы на веселой планете «Детство».

Здесь есть удивительный цирк. В нем выступает много всяких зверей и птиц. А вот наша мартышка в цирк не попала (показывает игрушку мартышки). Оказывается, чтобы выступать в цирке, надо очень много знать и уметь. А мартышке очень хочется стать циркачкой. Давайте ей в этом поможем.

1. Артист – Дятел прислал несколько телеграмм. Но мартышка не смогла их прочесть. Давайте ей поможем в этом.

Первая телеграмма – логопед за ширмой отстукивает в барабан ритмический рисунок … _ _

Один ребенок повторяет, а затем и все дети.

Вторая телеграмма – нужно «прочитать» ритмический рисунок на картинке, а затем воспроизвести его громким и тихим хлопком. (На рисунке большая елочка, две маленьких и большая).

Третья телеграмма – дети «читают» следующий ритмический рисунок (два больших листика и три маленьких _ _  … ).

Логопед:

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием Дятла.

(У логопеда «садится» голос.)

Логопед:

Ой, ребята, я, кажется, потеряла голос (говорит полушёпотом). Помогите мне. Я буду называть звуки, а вы постарайтесь их все вместе и громко повторить (беззвучная артикуляция звуков а, о, у, и. А дети произносят вслух).

Логопед:

Очень хорошо, у меня даже снова появился голос.

2. А вот Аист (показывает игрушку или картинку аиста) предложил мартышке произнести вот этот звук (символ звука «А»), столько раз, сколько точек у меня на карточке (показываю карточку с четырьмя точками»).

А вот этот звук (показываю символ звука «О») столько раз, сколько красных треугольников у меня на карточке (показываю карточку с треугольниками разного цвета, три из них - красные).

А вот этот звук (символ звука «У») столько раз, сколько грибочков под ёлочкой (на картинке ёлочка, под которой 2 грибочка).

А вот этот звук (символ звука «И»), столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопаю в ладоши 5 раз, а все символы поочередно выставляются на доске).

Логопед:

3. Ребята, а в этом цирке выступают еще и клоуны-певцы. Вот они (выставляю на доске над каждым символов картинки клоунов).

Их зовут «АХ, ОХ, УХ, ИХ». Они очень любят петь. Давайте споем их песенки вместе с ними, а помогут нам в этом наши руки (дети поют звуки А, О, У, И сопровождая движениями рук).

А теперь давайте споем вот эту песенку (переставляю символ «И» вперед).

Как называются эти звуки?

Дети:

Гласные

Логопед:

Почему?

Дети:

Потому, что когда мы их произносим, воздух преграду не встречает. Их можно тянуть и петь.

Логопед:

Эти звуки мы обозначаем символами (показываю на символы, которые на доске).

А сейчас закройте все глаза (добавляю символ звука «М»).

Откройте, что изменилось?

Дети:

Добавили звук «М».

Логопед:

А это какой звук?

Дети:

Это звук согласный.

Логопед:

Почему?

Дети:

Потому что, когда мы его произносим, воздух преграду встречает.

Логопед:

А теперь давайте споем песенку, которая получилась.

А О У М

И А О М

О А И М

Логопед:

4. А сейчас мы поиграем с этими звуками (игра «Живые Звуки»).

А) А У О И      Дети берут символы звуков, выстраиваются

Б) А У М         друг за другом и произносят эти звуки.

В) М У А

Г) А М О

 

5. А Медведь предложил мартышке для игры свою пирамиду, на которой он выступает в цирке. Вот она (из кубиков собрана пирамида, на каждой ступеньке символ звука «М»).

Логопед:

Какой звук на каждой ступеньке?

(Ответы детей.)

Логопед:

А нам нужно будет найти место звука, который я буду называть.

На первой  ступеньке слева А.

(Дети ставят слева символ А на первой ступеньке, «читаем» АМ).

На второй ступеньке справа У. (УМ.)

На первой ступеньке справа О. (ОМ.)

На второй ступеньке слева А. (АМ.)

И на самой верхней ступеньке слева И. (ИМ.)

Молодцы ребята, прочитали все слоги.

6. Наши клоуны-певцы любят играть со словами и звуками.

Давайте и мы сейчас поиграем с ними.

Я буду вам бросать мяч, и называть слова, а вы мне его возвращаете и называете первый звук в слове.

Аист, улитка, мартышка, ослик, индюк, улица, апельсин, игра.

А теперь называем последний звук в слове:

Лиса, кенгуру, ком, окно, руки, дом, кино, облака (выделяю голосом звуки).

7. Наша мартышка, ребята, большая кривляка. Она очень любит смотреться в зеркало и корчить там рожицы. Давайте покажем ей, как можно играть с этим зеркальцем.

Игра «Зеркальце».

Логопед:

Свет-мой, Зеркальце, скажи,

Да всю  правду доложи,

Что я буду говорить,

Постарайся повторить.

(Подношу игрушечное зеркальце к ребенку и называю ряд слогов МА МУ МО, ударение на последнем слоге. Ребенок повторяет.)

МУ МА МИ? (ребенок повторяет)

МО МА МУ (ударение на первом слоге, ребенок повторяет).

Хорошо ребята, все повторили правильно.

А у меня есть еще вот такое зеркальце (показываю кривое зеркало).

Какое оно?

Дети:

Кривое

Логопед:

А в кривом зеркальце, ребята, все отражается наоборот.

Ну-ка попробуем поиграть.

(Произношу тихо МО МУ МА. Ребенок должен произнести громко. Произношу высоко МИ МУ МО, ребенок произносит низко. Произношу медленно МА МУ МИ, ребёнок произносит быстро.)

8. А еще клоуны умеют сочинять стихи. Они хотели научить мартышку, но она никак не могла подобрать рифму. Давайте ей поможем в этом.

Хлопните в ладоши, если услышите слово похожее на слово «Дом».

Столы, сом, луна, ком, лимон, сушка, ром.

А сейчас будем сочинять стихи. Я начну, а вы заканчивайте.

Под водою живет рак,

В поле растет красный … (мак).

На столе лежала крышка,

А в коморке жила … (мышка).

Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц … (март)

На виду у детворы

Крышу красят … (маляры)

9. А хитрая Лисичка придумала для мартышки одно задание.

  1. Надо внимательно послушать и назвать лишнее слово.

Ком. Ком. Кот. Ком. (почему?)

Монетка. Монетка. Минутка. Монетка.

Сушка.  Сумка. Сушка. Сушка.

10. А клоуны приготовили еще одно задание для вас. Они хотят проверить, какие ваши ручки ловкие и умелые.

Игра - «веревочка»

(Дети берутся за веревочку по кругу, на которой навязаны узлы, они быстро передвигают руки по узлам и веревочка двигается по кругу.)

Игра идет под музыку.

Логопед:

11. А Слон в цирке был художником. Он своим хоботом нарисовал целые картины. А прислал он мартышке такое задание.

Игра – «звучащие картинки».

Надо отобрать те слова, которые вы услышите в предложениях.

(Читаю несколько предложений, а детям предлагается по ходу повторить два-три предложения.)

Логопед:

12. А сейчас давайте нарисуем слону любой предмет, в названии которого есть звук М.

(дети рисуют, сидя за столом, логопед предлагает назвать, кто что нарисовал. Объединяются две картинки, и составляется с ними предложение. Всего 2-3 предложения).

Логопед:

Молодцы, ребята. Итак, наше путешествие на планету «Детство» закончилось. Чем же мы там занимались?

(Ответы детей.)

Логопед:

А какая игра вам больше всего понравилась?

А кому было трудно на занятии?

А кому было все-все легко?

А наша мартышка благодарит вас за помощь. И в память о нашем путешествии угощает вас самым вкусным своим лакомством (раздаю бананы).

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической культуре на тему: «Путешествие в сказку» Образовательная область: «Физическое развитие». Тема: Путешествие в сказку. Тип...

Дидактическая игра «Удочка»

Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...

Читайте также

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...