Занятие по звуковой культуре речи «Путешествие в страну звуков»
Тема: Дифференциация [р – л]
Цели:
- учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [р], [л], дифференцировать [р – л];
- развивать восприятие и фонематический слух;
- способствовать четкому произношению звуков во фразовой речи;
- воспитывать самостоятельность.
Ход занятия
Логопед: Сегодня в гости к нам пришла кукла. Как тебя зовут? (Лая). У тебя красивое платье! (Лозовое).
Логопед: Какой звук она говорит неправильно?
Ответы детей: Звук [р].
Логопед: А можем мы ей помочь?
Ответы детей: Да!
Логопед: Давайте попробуем.
(Дети садятся за столы, у каждого небольшое зеркало.)
Логопед: Что нужно делать, чтобы научиться правильно, говорить звуки?
Ответы детей: Упражнения для языка.
Логопед: Тогда покажем Рае упражнения которые нужно делать очень часто, чтобы зарычать как тигр.
Упражнения:
1. «Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок
И зевает бегемот
Широко разинув рот».
2. «Язык как кисточка моя
И ею небо крашу я».
3. «Рот широко я открываю
Язык к нёбу прижимаю.
Прыгает вниз язычок
И раздается щелчок»
4. «Широко открываю рот
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо.
Челюсть вниз и вся учёба»
5. «Присосу язык на небо,
А теперь смотрите в оба.
Ходит челюсть вверх и вниз.
У нее такой каприз».
6. «За зубами язычок
Бьет широкий язычок,
Проговаривая «Ды-ды-ды»»
7. «Заводи мотор не зевай
Ракету в небо отправляй»
Логопед: Если Рая будет делать эти упражнения, то научиться говорить [р].
Логопед: Дети, а вам не показалось, что Рая путает [р] и [л]. А вы?
Ответы детей: Нет!
Логопед: Если вы умеете различать эти звуки, то Рае есть чему у вас поучиться. Давайте определим, какие это звуки?
[р] – согласный, твердый, звонкий.
[л] – согласный твердый звонкий.
Каким кружком обозначаем, покажите.
Игра «Хлопни-стукни»
(Хлопаем, если в слове [р], стукнем, если в слове [л]).
Логопед: Правда, телевизор, книга, полотенце, привет, литература, пленка, слава. (Дети выполняют).
Логопед: Сейчас нужно заменить в слове [р], на [л] и наоборот.
Укол, рожки, булки, блошка, пир, рама, колонка, коробок, жалко, свалка, игла, баран, лак, рожь, жир, лов. (Дети заменяют звук в словах).
Молодцы, есть чему научиться!
Игра «Паровоз»
(Дети берут по 2 «вагончика», но выбирают только с [р] или с [л], определяя позицию [р] и [л] в слове (начало – середина – конец).
Выбираем диспетчера (ребенка), который справится с работой по отправлению поезда.
Логопед: С начало отправляем вагоны, в названии которых [р] и [л] стоят в начале слова, потом в середине, затем в конце.
(Дети играют).
Логопед: Знаешь, Раечка, у нас ребята скоро пойдут в школу. У них есть, чему поучится. Они умеют читать, делить слова на слоги, учатся правильно ставить ударение, знают, на какие вопросы отвечают слова – предметы, слова – признаки, составляют предложения по схемам.
Раздаются слова. (СЛАДКИЙ, ПЛАТЬЕ, МАЛЫШ, ПЛАТОК, ДЕТВОРА КРЫЖОВНИК, КЛУБНИКА, ЯБЛОКО, СОЛНЫШКО, АРОМАТНОЕ, КРУПНАЯ, ЯРКОЕ, ЖЕЛТАЯ, ШЕРСТЯНОЕ, РАДОСТНЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, ВЕСЕЛАЯ, КУРТКА.
Задание: «Прочитать слово, разделить на слоги, поставить ударение, определить, что это за слово - предмет или признак.)
Составить предложения по схемам:
Итог занятия
Логопед: Вы такие молодцы, у вас все прекрасно получилось.
И в итоге, чему же мы сегодня научили Раю?
Ответы детей: Артикуляционной гимнастики, составлять предложения, определять позицию звуков [р] и [л], делить слова на слоги и т. д.
Логопед: Но самое главное нужно помнить, что «Терпение и трут, все перетрут».
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»
Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...
Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на…
Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе Фёдорова И.А. – магистр социальных наук...