Занятие по звуковой культуре речи «Путешествие в страну звуков»

Тема: Дифференциация [р – л]

Цели:

­- учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [р], [л], дифференцировать [р – л];

- развивать восприятие и фонематический слух;

- способствовать четкому произношению звуков во фразовой речи;

- воспитывать самостоятельность.

 Ход занятия

Логопед: Сегодня в гости к нам пришла кукла. Как тебя зовут? (Лая). У тебя красивое платье! (Лозовое).

Логопед: Какой звук она говорит неправильно?

Ответы детей: Звук [р].

Логопед: А можем мы ей помочь?

Ответы детей: Да!

Логопед: Давайте попробуем.

(Дети садятся за столы, у каждого небольшое зеркало.)

Логопед: Что нужно делать, чтобы научиться правильно, говорить звуки?

Ответы детей: Упражнения для языка.

Логопед: Тогда покажем Рае упражнения которые нужно делать очень часто, чтобы зарычать как тигр.

Упражнения:

1. «Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок

И зевает бегемот

Широко разинув рот».

2. «Язык как кисточка моя

И ею небо крашу я».

3. «Рот широко я открываю

Язык к нёбу прижимаю.

Прыгает вниз язычок

И раздается щелчок»

4. «Широко открываю рот

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо.

Челюсть вниз и вся учёба»

5. «Присосу язык на небо,

А теперь смотрите в оба.

Ходит челюсть вверх и вниз.

У нее такой каприз».

6. «За зубами язычок

Бьет широкий язычок,

Проговаривая «Ды-ды-ды»»

7. «Заводи мотор не зевай

Ракету в небо отправляй»

Логопед: Если Рая будет делать эти упражнения, то научиться говорить [р].

Логопед: Дети, а вам не показалось, что Рая путает [р] и [л]. А вы?

Ответы детей: Нет!

Логопед: Если вы умеете различать эти звуки, то Рае есть чему у вас поучиться. Давайте определим, какие это звуки?

[р] – согласный, твердый, звонкий.

[л] – согласный твердый звонкий.

Каким кружком обозначаем, покажите.

Игра «Хлопни-стукни»

(Хлопаем, если в слове [р], стукнем, если в слове [л]).

Логопед: Правда, телевизор, книга, полотенце, привет, литература, пленка, слава. (Дети выполняют).

Логопед: Сейчас нужно заменить в слове [р], на [л] и наоборот.

Укол, рожки, булки, блошка, пир, рама, колонка, коробок, жалко, свалка, игла, баран, лак, рожь, жир, лов. (Дети заменяют звук в словах).

Молодцы, есть чему научиться!

Игра «Паровоз»

(Дети берут по 2 «вагончика», но выбирают только с [р] или с [л], определяя позицию [р] и [л] в слове (начало – середина – конец).

Выбираем диспетчера (ребенка), который справится с работой по отправлению поезда.

Логопед: С начало отправляем вагоны, в названии которых [р] и [л] стоят в начале слова, потом в середине, затем в конце.

(Дети играют).

Логопед: Знаешь, Раечка, у нас ребята скоро пойдут в школу. У них есть, чему поучится. Они умеют читать, делить слова на слоги, учатся правильно ставить ударение, знают, на какие вопросы отвечают слова – предметы, слова – признаки, составляют предложения по схемам.

Раздаются слова. (СЛАДКИЙ, ПЛАТЬЕ, МАЛЫШ, ПЛАТОК, ДЕТВОРА КРЫЖОВНИК, КЛУБНИКА, ЯБЛОКО, СОЛНЫШКО, АРОМАТНОЕ, КРУПНАЯ, ЯРКОЕ, ЖЕЛТАЯ, ШЕРСТЯНОЕ, РАДОСТНЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, ВЕСЕЛАЯ, КУРТКА.

Задание: «Прочитать слово, разделить на слоги, поставить ударение, определить, что это за слово - предмет или признак.)

Составить предложения по схемам:

схема

Итог занятия

Логопед: Вы такие молодцы, у вас все прекрасно получилось.

И в итоге, чему же мы сегодня научили Раю?

Ответы детей: Артикуляционной гимнастики, составлять предложения, определять позицию звуков [р] и [л], делить слова на слоги и т. д.

Логопед: Но самое главное нужно помнить, что «Терпение и трут, все перетрут».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на…

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе Фёдорова И.А. – магистр социальных наук...

Читайте также

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...