Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в последнее время детская агрессивность стала пугающе возрастать. Ни для кого не секрет, что современные дети — это дети цифровизации. И можно сослаться на бесчисленное количество гаджетов, которые влияют на психику ребенка, но агрессия, к сожалению, была всегда.

Я стала себе задавать вопрос, а откуда вообще пошла агрессия и что это такое?

Первым моим шагом было обратиться к «Книге книг» Библии. Первое упоминание об агрессии (среди людей) мы можем встретить в истории Каина и Авеля. У Адама и Евы (первых людей) были дети Каин и Авель. Каин и Авель по Священному Писанию были сыновьями Адама и Евы. Каин промышлял земляными работами, а Авель являлся чабаном. Как-то два брата произвели приношение пожертвования Господу: Каин принес горстку выращенных плодов, а Авель привел самого лучшего ягненка из своего стада. Однако Богу было по нраву приношение Авеля, а на приношение Каина Он даже не обратил внимание. Все это крепко расстроило Каина; из-за этого он начал испытывать зависть к своему родному брату.

Надо особо обратить внимание: Библия говорит, что Бог знал намерения Каина убить Авеля. Бог просит Каина одуматься и не убивать Авеля. Однако произошла трагедия – Каин не послушался Бога и убил своего брата, когда тот был в поле. Так было положено начало агрессии, жестокости, ненависти уже среди первых людей.

Отсюда можно сделать вывод: если мы как воспитатели сможем вовремя распознать агрессию и предотвратить ее, то мы сможем избежать негативные последствия. Но не имея представления о понятии «агрессия», ее специфику, особенности, мы не сможем ее распознать в стадии ее зарождения. Как говорят врачи: «лучше предупредить болезнь, чем ее лечить».

Что же такое агрессия? На просторах интернета можно найти большое количество определений агрессии. На мой взгляд, если дать обобщающее определение, то агрессия – это поведение, причиняющее ущерб.

Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную, т.е. словесную (оскорбление, клевета, отказ от общения).

Проявляя агрессию, ребенок пытается достичь следующие цели:

1. Обратить на себя внимание. Агрессия наших детей – это крик о помощи.

2. Защита (либо себя, либо свое имущество).

3. Месть.

4. Отстаивание себя в жизни.

5. Получение желаемого.

Чем чаще ребенок достигает своей цели с помощью агрессивного поведения, тем чаще он будет его применять на практике.

Психологи провели исследование, согласно которому мальчикам более свойственно открытое проявление агрессии, в то время как девочки чаще прибегают к вербальной (измывательства, ирония, сарказм) и пассивной (игнорирование, обесценивание) агрессии. Также дети, имеющие братьев или сестер, обычно более склонны к межличностной агрессии, чем единственные дети в семье.

Хочется отметить проявление агрессии у детей в возрасте 3 лет. Возраст 3 лет известен как «кризис трех лет». Когда ребенок начинает искать свое место в жизни среди остальных людей, он начинает проверять границы дозволенного. Иными словами «прощупывать». С детьми этого возраста бывает очень трудно договориться. На ваше «Да» в большинстве случае он ответит «Нет». По своему педагогическому опыту могу точно сказать, именно трехлетки часто говорят, что ненавидят родителей. Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении со своим ребенком. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Поэтому в этом возрасте мы должны проявлять особое терпение и понимание в отношениях с нашими детьми и помнить, что все через это проходят.

Во многом на формирование агрессивности влияет, в какой семье воспитывается ребенок. В семье, где преобладает гиперопека над ребенком, часто бывает, что ребенок, осознав выгоду такого положения, будет прибегать к агрессии, чтобы добиться желаемого. Затем эта ситуативная агрессия может перерасти в свойство личности. И, наоборот, ситуация в семье, где ребенок не получает нужного количества любви, приводит к тому, что ребенок пытается привлечь к себе внимание различными способами, в том числе и агрессивным поведением.

Когда родители обращаются к нам за помощью и спрашивают, как снизить градус агрессии, мы рекомендуем не забывать:

1. Родители должны быть другом своему ребенку. Нельзя допускать ситуацию, когда ребенок боится своих родителей. Со стороны родителей ребенок должен чувствовать защиту и поддержку.

2. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть свои эмоции и энергию. Для этого хорошо подойдут активные виды спорта, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.

3. Самое главное – уважайте своего ребенка. Необходимо помнить, что ребенок – это маленький взрослый человек.

Предлагаем краткую характеристику методов профилактики и коррекции агрессивности в детском саду.

1. В нашей группе есть девиз «Мы самые дружные, в нашей группе все друзья». Этот девиз мы повторяем каждый день. Если вдруг в течение дня я вижу проявление агрессии, я быстро собираю детей в круг, мы беремся за руки, повторяем наш девиз и поем песню про дружбу.

2. Как упоминалось в пункте первом, каждый день мы поем песни про дружбу.

3. Очень важно хвалить ребенка публично. Например, на уроках лепки вне зависимости от того, как получилась у ребенка работа, мы ему хлопаем и говорим, что он молодец.

4. Обязательно перед сном я читаю детям книги про дружбу.

5. В нашей группе проводятся игры на сплочение коллектива.

6. Очень важна встреча ребенка утром. У нас в группе она начинается с приветствия и рукопожатия либо обнимания. Вечером при расставании такая же процедура – либо обнимание, либо рукопожатие.

В заключение хочется сказать: нам всем необходимо помнить, что окружение ребенка оказывает самое непосредственное влияние на его личность, характер, поведение, привычки. В свою очередь, это окружение складывается не только из детского сада и семьи, но также многого другого. Это то, с чем ребенок соприкасается каждый день, что он видит, слышит, ощущает – посещение и общение на игровой площадке, различных местах проведения досуга, а также разные СМИ и развлечения (книги, журналы, телевидение, интернет, компьютерные игры и пр.). Необходимо тщательно выбирать окружающую среду для ребенка, тем самым закладывая основание для его будущего.

Проявление агрессии в дошкольном возрасте — это этап формирования личности ребенка. Наша задача, как воспитателей, так и родителей, помочь ребенку преодолеть этот этап безболезненно и без последствий.

 

Список литературы

  1. Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста. Попрядухина О. Б.- Орел 2021.
  2. Психолого- педагогические условия преодоления агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Ломоносова О.Б.2022
  3. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Тимошок А.В. - Пермь: Меркурий — 2020,
  4. Агрессивность у детей младшего дошкольного возраста. Ворончихина Ю. Н. Педагог-психолог. 2022
  5. Агрессивность. «Дошкольное воспитание» № 10 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы Игра-квест «Загадки леса» Цель: формировать умение детей считать в пределах пяти. Задачи: закреплять прямой...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...

Читайте также

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – особенно ранимый в жизни ребенка. В этот период они...

Петербург. Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Петербург (Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста)  Сл. и муз. Серебрянской И.А. 1. Реки, причалы, каналы, мосты.  Всё это – город любимый.  Парки...

Открытка для папы

Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...