Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном возрасте

(Из опыта работы)

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания мира вызывает сильный эмоциональный оттиск, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь разнообразие ее проявлений увидеть ее красоту и неприглядные стороны.

Период дошкольного детства является синдицивным для развития творческого потенциала ребенка. С учетом требования современного мира развитие творческих способностей должно быть одним из важнейших звеньев современного образования. Меня как педагога всегда волновал вопрос о стереотипности детского рисунка. Работая воспитателем я отмечала, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности, умеют пользоваться материалами, но в их работах нет творческого подхода. На выставках детских работ я наблюдала совершенно одинаковые работы с отсутствием индивидуальности, они повторяли образец воспитателя как будто в мире нет разнообразия. Это и позволило мне определить проблему исследования как увести детей от стереотипного мышления.

На основании обозначенной проблемы была сформирована методическая тема: «Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном возрасте».

Моя цель: научить детей создавать новый продукт- оригинальный рисунок.

Для достижения цели я поставила перед собой несколько задач:

1. Развивать речь детей

2. Разбудить фантазию, воображение ребенка

3. Научить пользоваться различными изобразительными средствами нетрадиционными изобразительными техниками

Прежде чем начать работать над данной темой, мною были изучены методические пособия.

«Триз в ИЗО –деятельности» автор Ветрова.Т.Н. ,

«Рисование с детьми 5-6 лет,6-7 лет» Колдина.Д.Н.,

«Занятия по Изо» Комарова.Т.С.,

«Игрушки из соленого теста 5-7 лет» Гусева.И.В.,

«Как научить рисовать цветы,людей и насекомых» Байшамова.В.Л.

Следующий шаг, мною была составлена авторская программа по изобразительной деятельности с детьми «Нетрадиционное рисование» для детей дошкольного возраста 5-7 лет, рецензирована к.п.н., старший преподаватель кафедры специальной психологиии коррекционной педагогики ИПИО ОКФУ Г.В. Валиуллина.

В основе программы обогащения духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными занятиями, делами, встречами, играми, приключениями.

В программе представлен перспективный план работы по формированию фантазии и воображению и развитии речи у детей старшего и подготовительного, дошкольного возраста. Практический материал по развитию творчества у ребенка.
Ярко выражена работа по моей проблеме в кружковой деятельности с детьми «Нетрадиционное рисование с детьми 5-7 лет» по авторской программе, которая раскрывает значение нетрадиционной изобразительной техники в развитии творчества детей. Я активно использую в данной деятельности диагностический инструментарий, консультативно-практический материал для родителей, а результат мы демонстрируем через видео и фото -материал на сайте детского сада, устраиваем дни открытых дверей для родителей.

Далее мною была создана электронная картотека, которая представляет создание условий для развития творчества дошкольника: дид.игры, картотека стихов и сказок, подборка песен и музыки, картины великих худ-в, развивающие компьютерные игры.

С первых дней существования детского сада, был спроектирован кабинет изо-деятельности для привития любви дошкольного возраста к изобразительного искусства, развития его творческих способностей. Вся деятельность происходит в игровой форме –играми, с интерактивными игрушками. Игра на сенсорном, волшебном экране открывает перед детьми новый мир цветовых красок, помогает развивать фантазию мелкой моторики рук. Так же надо сказать в процессе игры на планшетах совершенствуется мышление, память, воображение – этот вид деятельности способствует становлению волевых качеств, выдержки, настойчивости, усидчивости. Организация предметной среды мной подначена цели-психологического благополучия ребенка. Работая в данном направлении помогла мне понять, что важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, создать оригинальные условия для детского, эстетического творчества.

Главным в развитии детского воображения считаю применение свободного выбора ребенка. Важно давать детям как можно больше разных техник, которые позволяют находить новые средства выразительности. На первом занятии дети используют технику «кляксография» рисуют красивый цветок. На втором занятии используем технику «монотипия» - отпечаток, рисуем пенопластом, губками. На третьем занятии мы используем технику «витраж». На четвертом занятии мы вместе с детьми изготавливаем игрушки из цветного теста. Затем два занятия дети рисуют любой из техник это и есть свобода выбора ребенка. Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей – я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Основной принцип стимулирования детского творчества – принцип интегральности, он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки искусства, каждая техника это-маленькая игра.

Для того, чтобы во время рисования усилить воображения, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей использую детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Свою особую краску в творческое развитие детей вносит использование театрализации, обыгрывание произведение детской литературы помогает сделать рисование содержательным и познавательным, через специальные сказки-задания дети переносят сказки на лист бумаги. Особое внимание уделяю введению регионального компонента в изобразительную деятельность. Актуальностью данной темы характеризуется тем, что красота спасет мир т.е. одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является умение научить видеть прекрасное родного края.

В своей работе я использую инновационные педагогические технологии обучения, которые позволяют из пассивных воспитанников сделать заинтересованными. Через использование обучающихся структур направленных на развитие навыков которыми должен обладать ребенок 21 века – коммуникации, сотрудничества, критическое мышление, креативности.

Я являюсь руководителем творческой группы по разработке инновационных техник и технологий развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности. Мы продолжаем пополнять электронную картотеку по развитию творческой личности перед нами стоит задача как можно комфортнее сделать работу педагога, потому что если воспитателю легко и удобно интересно, значит также будет и его воспитанникам. Надо отметить, что в последние годы проблема взаимодействия детского сада с семьей стала особо актуальной и трудной, актуальной потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть многое, а трудной потому что, все родители разные к ним как и как к детям нужен особый подход. Я стараюсь показать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать можно только лишь подавить или запугать ребенка. По результатам анкетирования видно, что для них так же важно развитие творческих способностей детей. Мои старания дали свои плоды, родители стали единомышленниками и помощниками, после моих занятий большинство родителей с удовольствием рисуют с детьми дома. На сайте детского сада выставляю консультации, выставки рисунков, практические задания и предлагаю альтернативные сайты по данной теме. Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы –досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества творчества из опыта работы зная, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке, именно этот интерес мы используем для организации выставок рисунков.

Результаты работы показали, что у детей произошли существенные изменения в формировании.

Творческих способностей дети

  • Овладели новыми способами художеств. изобразительных техник.
  • Умеют передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • Активны и самостоятельны в ИЗО деятельности, и в речевом развитии.
  • Возросла степень их любознательности, активности в самостоятельной деятельности.

Мои воспитанники

  • Делают уверенные шаги по высказыванию своего суждения.
  • Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.
  • Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.
  • Взаимодействуя друг с другом, у детей развилось креативное и критическое мышление.
  • Овладели предпосылками к учебной деятельности.

Показателем является - мои воспитанники стали призерами всероссийских конкурсов!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной…

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки

Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста –...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...

Читайте также

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй…

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй младшей группы (3-4 года)

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...