«Древняя столица народа русского - Москва»
Конспект занятия из цикла «Ознакомление с окружающим миром»

 

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России.
  • Активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей, систематизировать и углублять знания детей о Москве.
  • Расширять представления детей о том, что главный город России славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
  • Знать историю названия улиц, памятников.

Воспитательные:

- Воспитывать гражданско- патриотические чувства через изучение государственной символики России;

- Бережное отношение к историческому наследию нашей страны.  

Формировать нравственно - патриотические качества: воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Развитие речи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас детей, правильно подбирать определения.
  • Знать и применять пословицы и поговорки.
  • Выразительно читать стихи.

 

Древняя столица народа русского Москва.

Воспитатель: Дети, я знаю, что вы любите играть. Сегодня я предложу вам интересную игру: «Машина времени». Вы знаете, что с её помощью мы сможем перенестись и в будущее, и в прошлое, и вернуться в настоящее время. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, приготовьтесь, займите свои места. Внимание. Отправляемся. (Дети кружатся на карусели под русскую народную музыку с ускорением.)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим вокруг. Что это за место? Вот река широкая, полноводная. На берегу люди дома строят. У реки женщины бельё стирают, мужчины рыбу ловят сетями, а из леса охотники идут, добычу несут. Давайте у них спросим: «Где мы?» Ой, да это строится новый город на реке Москве!  Как вы думаете, что это за город?

Дети: Москва.

Воспитатель: Правильно, ребята, Москва. Такой она была много, много, много лет назад.   Давайте зайдём в избу, в гости.  Что мы здесь видим? Какие вещи окружали наших предков?

Дети: Рубаха, лапти…….

Воспитатель: Для чего это   было нужно?  Как одним словом назвать все эти предметы и вещи?

Дети: одежда, посуда, обувь, орудия труда и т.д.  

Воспитатель: Из чего сделана изба?

Дети: Из сосновых брёвен. Так, как от дерева тепло и уют. (Обрабатывать легко.)

Воспитатель: Из чего сделана мебель, посуда?

Дети: Тоже из дерева и глины.

Воспитатель: Правильно, многое делалось из дерева, из бересты, т.к. дерево было удобно обрабатывать. Послушайте стихотворение:

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало!

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод.

И первый Кремль, и город новый,  

Что строил русский наш народ,

Под первою стеной сосновой.

(Н. Жмуров. Г. Петров.)  

Воспитатель: Ну, что же, пора нам отправляться дальше.

Займите свои места. Мы отправляемся дальше в путешествие по времени.

Дети вместе с воспитателем «переносятся» в белокаменную. Москву. Дети рассматривают иллюстрацию на интерактивном экране.

Воспитатель: Прошло время. Москва изменилась. И теперь её можно назвать….  

Дети: «Матушка - Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая».

Воспитатель: Почему Москва называется белокаменной?

Дети:

1. - Стены Москвы строились из белого камня, что на берегу Москвы-реки брали. Город становился всё краше и краше.    

2. - Появились первые улицы. Где были болота, мох - улица Болотная, Моховая. Где густой бор- Боровицкая.

3. - За стенами города работа идёт, никто без дела не сидит. Кузнецы в кузнице оружие куют: мечи, стрелы, шлемы для воинов, кольчуги. Не для нападения, а для защиты города.  

Жили и работали они на улице, которая до сих пор носит название Кузнецкий мост. Гончары из глины - посуду лепят, украшают её своими руками, чтобы все знали и видели их гончарное мастерство. Их улица называется - Гончарная.

А вот здесь одежду шьют, сапоги из кожи. Улицу кожевников  -Кожевнической назвали.

4. - Днём трудились на славу, а вечером хороводы водили, песни  пели, в игры играли. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Горелки».

Игра «Горелки».

Воспитатель: Понравилась вам игра, ребята? Пора дальше отправляться. Дети «переносятся» в Москву «Красную». Под звон колоколов дети рассматривают виды Москвы: Торговые ряды (хохлома, дымка, городец и др.).  

Воспитатель: Узнали вы город?

Дети: Да. Это наша Москва красная.

Воспитатель: Стены её высокие, крепкие, колокола звонкие, по всей земле слыхать. Не под силу одолеть этот город русский.

Ребёнок читает стихотворение «Москва» Ф.М.Глинка «Ты не гнула крепкой выи в бедовой своей судьбе…».

Ребёнок: Несмотря на все невзгоды ,люди русские всегда были добрыми, миролюбивыми, радушными, делились последним куском хлеба.

Ребёнок: Несмотря на все трудности, люди жизнь свою украшали, как могли и верили в лучшее. Давайте пройдёмся по торговым рядам, посмотрим, чем богат русский народ, что продают умельцы.

Ребёнок: Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год -

Наша гордость и оплот.

И любимы временами,

За Кремлёвскими стенами,

Русь спасая от невзгод,  

Жил великий наш народ.

Воспитатель: Попрощаемся с нашей историей и вернёмся в настоящее время.

Дети на «машине времени» возвращаются из прошлого в настоящее.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вырос наш город! Какие широкие улицы! Не перейти из конца в конец, так они велики. Каким транспортом мы сейчас пользуемся?  

Дети: называют.

Воспитатель: Правильно, дети, метро — это тоже транспорт. Второй город под землёй. Воспитатель показывает виды Москвы - работы детей о Москве, спрашивает, что это?

Дети называют и рассказывают:

1-ый - Большой театр - главный театр нашей Родины. Здесь мы слушаем лучших певцов, оперу, смотрим балет.

2-ой - Детский музыкальный театр, где идут спектакли для детей, где они знакомятся с произведениями великих музыкантов, композиторов.

3-ий - Кукольный театр……

4-ый - Цирк….

5-ый - Зоопарк….

6-ой - Университет, где получают отличные знания студенты со всего мира.

7-ой - Музеи, где можно познакомиться с историей города, народа.

8-ой - Памятники тем, кто землю русскую прославил: поэты, музыканты, учёные, художники. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Чайковский, Толстой, Васнецов, Шишкин, Ломоносов.

9-ый - Лучшие произведения художников, скульпторов хранятся в Третьяковской галерее. Третьяков был  большим  любителем  живописи. Помогал художникам, покупал картины и хранил их. Когда произведений стало много- он создал галерею, которая носит сейчас его имя.

Воспитатель: Очень много достопримечательностей в Москве, и я желаю вам их увидеть. Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Дети:

- Москва от глаз далека, а сердцу близка.

- За Москву- мать не страшно умирать.

- Москва - всем столицам голова.

- Славится Москва невестами, колоколами, да калачами.

- Москва - что гранит, никто Москву не победит.

- Москва - всем городам мать.

Воспитатель: Дети, Москва - это наш родной город. И, хотя, этот город древний, он с каждым днём молодеет, становится краше. Любите свой город, как любят его ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Берегите его. Это ваша Родина.

1-ый -  Ребёнок читает стихотворение «Родина» Пляцковский.

Слышишь песенку ручья - это Родина твоя……

2-ой - Москва- наша мать родная!

Москву- столицу чтит народ,

В ней сердце Родины живёт,

И всех нас согревает….

Хоть обойди весь мир большой

Такой не встретишь,

И Красной площади такой,

Как наша – нет на свете.                 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку»

Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку» Фестиваль детского творчества «Разноцветная страна» для детей подготовительной группы в рамках армянской национальной...

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР…

Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР «День знаний. Давайте познакомимся» Цель: - познакомиться педагогу с детьми и детям...

Читайте также

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...