Конспект НОД в старшей группе по теме
«Хоровод русской матрешки»

Задачи:

  • Расширять представление детей о Матрешке как кукле - сувенире России, о любимой игрушке наших предков.
  • Приобщать детей к восприятию декоративно - прикладного искусства средствами музыки и рисования; закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования - пальчиком.
  • Развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие способности детей.
  • Воспитывать уважение к труду народных умельцев, любовь к Родине и ее национальным традициям.

Материал:

Игрушка Матрешка;

Бумажные трафареты матрешек желтого цвета, краска гуашь: красного, белого, зеленого цветов, салфетки влажные;

Музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». Под музыкальное сопровождение дети «цепочкой» входят в зал и становятся в круг.

Воспитатель. Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости, здравствуйте.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное.

А ну, отгадайте. Что это такое?

(Загадываю загадку.)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…

Дети. Русская Матрешка.

Воспитатель. Правильно! (Показываю матрешку.) Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. О ней, как о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы- сувенира. Ребята, а как вы думаете, сколько лет Матрешке?

Дети. Много, наверное, сто лет.

Воспитатель. Матрешке исполнилось 120 лет. Раньше ее звали Мотя, Марена, а сейчас ласково, с любовью - Матрешечка.

С Матрешкой можно говорить,

Все секреты ей открыть,

Спеть ей песенку простую

Сказку тихо рассказать,

С Матрешкой можно поиграть.

(Открываю и достаю первую Матрешку).

Воспитатель. Вот мы сейчас и поиграем с этой Матрешкой.

Проводится музыкальная игра «Матрешечка».

Воспитатель.

Ой, Матрешки, вы Матрешки

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте

Пляску начинайте.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь. (Говорком.)

(После игры садятся на стульчики.)

Воспитатель. (Открываю следующую матрешку.)

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, Матрешки?

А для этой Матрешки наши дети исполнят частушки.

Эй, Матрешки - хохотушки,

Запевайте - ка частушки.

(Девочки - Матрешки поют частушки.)

Первая девочка.

Мы - матрешки, мы- подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

Вторая девочка.

Ох, уж у Матрешки

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

Третья девочка.

Я – Матрешка - сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

Четвертая девочка.

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

Все вместе.

Мы Матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки- невелички

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

Воспитатель. Ай да Матрешки, ай да молодцы!

(Хвалю детей и достаю следующую Матрешку – третью.)

Воспитатель. А у этой Матрешки много подружек. Это Матрешки, которые лежат у нас на столах. Их можно оживить, если расписать.

Сегодня вы станете мастерами - художниками и сами распишите матрешек. Я приглашаю вас на фабрику по росписи игрушек и изготовить куклу - сувенир.

(Воспитатель приглашает детей на фабрику по росписи игрушек - за столы.)

Воспитатель. Вот ваши рабочие места. Давайте рассмотрим, что находится на столах.

(Дети перечисляю все предметы, которые находятся на столе.)

Дети. На столе лежат бумажные трафареты Матрешек; стоят краски: красная, белая, зеленая; влажные салфетки в розетке.

Воспитатель. Ребята, а вы обратили внимание, что на столе нет кисточек. А выполнять эту работу мы будем необычным способом - расписывать Матрешек мы будем не кисточкой, а указательным пальцем руки. Давайте вспомним, как мы это делали.

Что мы делали сначала?

Ребенок. Мы обмакиваем пальчик в белую краску и примакиваем к Матрешке - это середина цветка. Затем вытираем палец.

Воспитатель. Нарисовали серединку. Кто расскажет, что мы делаем дальше?

Ребенок. Кончиком пальца, вокруг серединки, нарисовали лепестки цветка. Получился цветок.

Воспитатель. А теперь подумайте, как можно дополнить узор на сарафане у Матрешки.

Но прежде чем приступить к работе по росписи куклы- сувенира, разомнем пальчики.

(Воспитатель предлагает пальчиковую гимнастику.)

Проводится пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим,

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,

Кулачки разжали - сжали.

Вот и пальчики размяли.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

А сейчас мастера

За работу всем пора.

(После пальчиковой гимнастики приглашаю детей приступить к работе.)

Дети самостоятельно расписывают Матрешек под музыкальную аудиозапись русской народной мелодии «А я по лугу».

(После завершения росписи подвожу итог.)

Воспитатель. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера - художники! А вам понравилось расписывать Матрешек?

Дети. Да, очень понравилось.

Воспитатель. Вот какие красивые сувениры у нас получились. А теперь положим их на отдельный стол, чтобы высохли. А затем мы можем отправить Матрешек на ярмарку сувениров для туристов.

(Дети садятся на стульчики. А я достаю последнюю Матрешку, которая приглашает всех на веселый хоровод).

Воспитатель. А для этой Матрешки мы станцуем хоровод.

Добры молодцы, красны девицы.

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь,

Будем за околицей гулять,

Будем весело плясать.

Выходите, выходите,

В хоровод становитесь.

Проводится хоровод «Травушка- муравушка».

(По окончании дети остаются в круге.)

Воспитатель.

До свиданья, до свиданья,

Маленькие крошки.

До свиданья, до свиданья,

Русские Матрешки!

(Под музыкальное сопровождение русской народной мелодии «Во поле береза стояла» дети цепочкой уходят из зала.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Читайте также

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...

Народный театр как одна из форм работы по приобщению детей…

Народный театр как одна из форм работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре В настоящее время, в период...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...