Организация игрового пространства для организации режиссерских игр

(Из опыта работы)

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры, наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях:

1) Игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяют между собой игрушки. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полифункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям; определенный социальный опыт, достаточная степень воображения, а также, руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет, в соответствии со своими желаниями;

- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полифункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности. Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Воспитанник в старшем возрасте уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли, и определяемых этой ролью действиях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие объекты, отношений между людьми – в игру. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностью. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоение мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В работе с детьми используем материал, хорошо знакомый детям, проводим с детьми беседы, где обращаем внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям, просим рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, используем рекламу игрушки с рассказом и учим детей договариваться играть вместе, помогаем формулировать тему игры. Дети выполняют одновременно разные роли, регулируют свое поведение, обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах, дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что зачем будет», «кто кем будет». В игре предлагаем использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Во время игр детей приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараемся учесть ряд педагогических условий: организуем предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями). Создаем эмоционально- положительный настрой. При возникновении трудностей развитию ролевых взаимоотношений внутри игры, Осуществляем индивидуальный подход, наблюдаем за детьми, проводим специальную работу по обогащению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, (нахожусь за пределами игры) не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем. Завершить историю, не всегда удаётся, потому что….., игра длится в течении дня. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение). В своей работе по развитию сюжета режиссерской игры мотивирую детей на использование классических деревянных наборов, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?.Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей…

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей группе «Как снеговик носик потерял» Цель Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы. Задачи закреплять знания...

Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза»

Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза» Ведущий 1: В лесу на красивой зимней опушке Жили подружки, и все хохотушки. (Выбегают четыре хохотушки, танцуют.) Жили, дружили...

Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия лэпбук «Моя семья»

Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия лэпбук «Моя семья» Актуальность пособия В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка...

Читайте также

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...