Организация игрового пространства для организации режиссерских игр

(Из опыта работы)

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры, наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях:

1) Игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяют между собой игрушки. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полифункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям; определенный социальный опыт, достаточная степень воображения, а также, руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет, в соответствии со своими желаниями;

- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полифункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности. Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Воспитанник в старшем возрасте уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли, и определяемых этой ролью действиях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие объекты, отношений между людьми – в игру. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностью. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоение мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В работе с детьми используем материал, хорошо знакомый детям, проводим с детьми беседы, где обращаем внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям, просим рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, используем рекламу игрушки с рассказом и учим детей договариваться играть вместе, помогаем формулировать тему игры. Дети выполняют одновременно разные роли, регулируют свое поведение, обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах, дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что зачем будет», «кто кем будет». В игре предлагаем использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Во время игр детей приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараемся учесть ряд педагогических условий: организуем предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями). Создаем эмоционально- положительный настрой. При возникновении трудностей развитию ролевых взаимоотношений внутри игры, Осуществляем индивидуальный подход, наблюдаем за детьми, проводим специальную работу по обогащению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, (нахожусь за пределами игры) не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем. Завершить историю, не всегда удаётся, потому что….., игра длится в течении дня. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение). В своей работе по развитию сюжета режиссерской игры мотивирую детей на использование классических деревянных наборов, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?.Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир...

Сценарий праздника ко Дню пожилого человека

Сценарий праздника ко Дню пожилого человека Участвуют подготовительная средняя и младшая группы Цель проведения Дня пожилых людей - привлечение внимания детей и...

Новый год!!! Самый долгожданный, желанный праздник для всех

Новый год!!! Самый долгожданный, желанный праздник для всех И в нашем саду, в старшей группе «Непоседы» дети совместно с воспитателями и...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...

В гости к доктору Айболиту

Sample Image

20 июня 2022 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка встретились с Доктором Айболитом и весело отметили праздник Медицинского работника В гости к доктору Айболиту Цель: создать атмосферу радостного, бодрого настроения, вызвать у детей желание...