Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Сказочное путешествие в страну звуков»
Задачи:
- развивать фонематический слух, внимание, память;
- закреплять умение определять первый звук в слове;
- активизировать словарь детей на основе материала сказок;
- упражнять в умении делить слова на слоги;
- закрепить представление о сказочных персонажах;
- воспитывать любовь, интерес к сказкам.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, организация выставки детских работ по сказкам.
Оборудование: книга «Сказочная азбука»; иллюстрации к сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Снегурочка» , « Золушка»; задания в шарах; письмо в конверте; сундук; барабанчик.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я зашла в нашу группу и обнаружила сундук.
- Мне так хотелось посмотреть, что там внутри, но я решила дождаться вас и посмотреть вместе с вами.
(Открывает сундук и достаёт книгу.)
- Это книга сказок, в ней были сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Снегурочка», «Золушка». Но что же случилось с книгой? Как вы думаете?
Дети: В книге нет иллюстраций.
Воспитатель: Злой волшебник забрал из книги всех героев.
Почему пропали герои?
Дети: Плохо обращались с книгами, рвали их.
Воспитатель: Как нам быть?
(Заглядывает в сундук.)
Там ещё что-то есть.
Это конверт. А в конверте что? Посмотрим (открывает конверт). Там письмо. Читает письмо.
Письмо.
В сказках много приключений,
Много сказочных свершений.
Приглашаем в гости к нам –
Рады мы своим гостям!
Чтобы в гости к нам прийти –
Нужно много вам пройти:
Сложные задания, забавные свидания.
А помогут вам идти –
Те красивые шары,
В сундуке, что вы нашли.
Что ни шар, то задание –
Проверить нужно ваши знания
Как со всем вы справитесь,
Так у нас появитесь.
Ждём мы вас – поторопитесь, в сказках вы не заблудитесь!
А в конце вас ждёт сюрприз – наш подарок!
Сказочные герои.
Воспитатель: Нас пригласили в гости в сказку. Мы отправимся туда и поможем сказочным персонажам вернуться в свои сказки. А на чём совершали путешествие герои сказок?
Дети: Баба-яга - на метле.
Иван-царевич - на сером волке.
Лягушка - на прутике с утками.
Аладдин - на ковре-самолёте и др.
Воспитатель: А вы хотите полететь на ковре-самолёте, т.к. в сказку путь неблизкий?
Дети: ДА-А!
Воспитатель:
В путь-дорогу нам пора.
Собирайтесь, детвора.
Через тёмный лес, вперёд.
Что за сказка здесь живёт?
Дети рассаживаются на полу на «ковёр-самолёт». Полетели!!!
Воспитатель: Наш ковёр-самолёт приземляется на волшебную поляну.
Дети встают.
Воспитатель: Помните, ребята, в письме говорилось про задания. Где же они? Может, задания в нашем волшебном сундуке?
(Заглядывает в сундук и находит ларец.)
ДА тут ларец какой красивый!
(Показывает разноцветные шары.)
Воспитатель: Вот же они, эти шары! Внутри что-то есть. Это задания для нас!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель берёт первый шар и читает:
Какими словами начинаются сказки?
«Жили-были дед и баба»
«Давным – давно…»
«В тридевятом царстве, В тридесятом государстве…»
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Воспитатель достаёт второй шар и читает задание:
Какие сказки в нашей книге?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Снегурочка», «Золушка».
Какой звук слышится в начале имён сказочных героев?
(Алёнушка – А, Иван-царевич – И , Снегурочка – С, Золушка - З.)
Вспомните ещё имена сказочных героев, начинающихся на эти звуки.
Воспитатель: Мы выполнили задания и помогли вернуться Алёнушке в свою сказку.
(Достаёт иллюстрацию и вкладывает в книгу.)
Ай да мы, молодцы!
Воспитатель: достает третий шар.
Из каких сказок и кому принадлежат слова:
«Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл…»
(Сказка «Колобок», Колобку.)
«Сяду на пенёк,
Съем пирожок…»
(Сказка «Маша и медведь», медведю.)
«По-щучьему велению,
По-моему хотению…»
(Сказка «По-щучьему велению», Емеле.)
«Как выскочу, как выпрыгну,
Полетят клочки по закоулочкам…»
(Сказка «Заюшкина избушка», лисе.)
«Тепло ли тебе, девица,
Тепло ли тебе, красавица...»
(Сказка «Морозко», Морозко.)
Воспитатель: Берём четвертый шар.
Громко хлопнем мы в ладоши,
если звук услышим (А)
Айболит, Мойдодыр, Алёнушка, Федора.
И потопаем ногами,
Если звук услышим (И)
Иван, Бармалей, Илья (Муромец), Дюймовочка.
Дружно все мы приседаем,
Если звук услышим (С)
Снегурочка, Буратино, Салтан, Мальвина, Соловей(Разбойник), Спящая красавица.
И попрыгаем немного,
Если звук услышим (З)
Золушка, Колобок, Змей (Горыныч), Златовласка.
Воспитатель: И в следующую сказку вернулся персонаж.
(Вложить Ивана-царевича.)
Воспитатель: Ребята, не всем сказочным героям мы помогли вернуться в сказку. Продолжим наш путь.
Чтобы нам нескучно было,
Развлечёт нас барабан.
Он волшебный. Говорить он не умеет, но может громко стучать. Какие персонажи сказок появились у нас? Отгадайте, кого назвал барабан.
4 удара - А – лё – нуш – ка
2 удара - И – ван
4 удара - Сне – гу – роч – ка
3 удара - Зо – луш – ка.
Воспитатель: Достает пятый шар.
В кого превращались в сказках герои?
Князь Гвидон - в комара, муху, шмеля.
Великан-людоед - во льва, мышь.
Чудище из сказки «Аленький цветочек» - в принца.
Серый волк - в коня, в Василису Прекрасную
11 братьев- принцев - лебедей.
Воспитатель: Снегурочка вернулась в сказку.
(Вкладывает картинку.)
Воспитатель: Достает шестой шар.
Сказочные герои потеряли свои волшебные предметы, (Достаёт на подносе предметы:
- КРАСНАЯ ШАПОЧКА
- ПИРОЖОК
- САПОГ
- ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА
- КЛЮЧИК
Кто потерял эти предметы?
Для чего нужны они?
Сколько слогов в названии предметов?
Назовем и протопаем
ПА—ЛОЧ—КА – 3 слога
ПИ—РО—ЖОК – 3 слога
СА—ПОГ – 2 слога
ША—ПОЧ—КА – 3 слога
КЛЮ—ЧИК – 2 слога
Воспитатель: Золушка тоже вернулась в книгу.
(Вставляет Золушку.)
Воспитатель: достает последний шар
(ТАМ НАПИСАНО «СПАСИБО».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как изменилась наша книга!
Алёнушка вернулась в свою сказку. Что мы для этого сделали? (Мы вспомнили, какими словами начинаются сказки, какие звуки слышатся в начале имён героев сказок.)
Иван-царевич вернулся в свою сказку. Что мы для этого сделали? (Внимательно слушали, в каких словах в начале слышатся звуки (А), (И), (С), (З).
Как Снегурочка появилась в своей сказке. Что мы для этого сделали? (Вспомнили, в кого превращались герои сказок.)
Как появилась на своих страницах и Золушка. Что мы для этого сделали?
(Угадали, кто потерял свои предметы, для чего они
нужны им, и сколько в названии этих слов слогов.)
Все задания мы выполнили, сказочные персонажи вернулись на страницы своих сказок. У нас получилась настоящая книга с красивыми иллюстрациями. Мы возьмем её с собой в группу. Вы сможете вместе с родителями дополнить её новыми сказками.
Нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. В гостях хорошо, а дома лучше.
А сундук-то непростой,
Он отправит нас домой.
Дотронемся все до сундука, закроем глазки…
РАЗ, ДВА, ТРИ – и мы дома.
А куда мы поставим книгу?
Дети: В книжный уголок.
Воспитатель: Заглянем в наш сундук волшебный. Может, там ещё что-то есть?
Да тут подарки для вас. Книги-раскраски «Герои сказок». Рассматривая эти книги, можно пересказывать сказки, а ещё раскрашивать сказочных героев. Вечером сегодня и займемся этим.
Сказки все за то мы любим
Что в них предметы оживают,
Смеются, плачут и летают.
И что всегда – мы знаем все -
Герои в сказках побеждают.
И любим их мы, наконец,
За замечательный конец.
Читайте также |
---|
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка»
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка» Цель занятия: Учим детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать их...
Тематические недели в ДОУ
Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...