«Птицы, летите – весну принесите»
конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе

Цель: познакомить детей с весенним праздником 22 марта – День прилета птиц (Сорок – сороков); уточнить представления о перелетных птицах, о их значении в природе; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках; прослушивание записей «Звуки окружающего мира», «Наедине с природой»; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Угадай по описанию», «Назови птичку, которой не стало» и др.; чтение художественной литературы А.Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» и др.

 

Ход занятия

Воспитатель: 22 марта - день необычный, день прилета птиц.

В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают

Тогда и весна приходит.

Ребята, вы знаете стихи о весне?

(Дети читают стихи)

Незнайка: (Входит Незнайка со скворечником) Привет всем! Это здесь сегодня отмечают день прилета птиц? Я не ошибся?

Дети: Нет не ошибся.

Незнайка: Я к вам пришёл сегодня не просто так, я хочу поделиться с вами своей проблемой

Прошлой зимой

Сделал я скворечник новый,

Прикрепил его на дом

Только вот скворец веселый

Не занял его потом.

Для него я так старался,

Но скворца я не дождался!

Ну когда же наконец

Прилетит ко мне скворец?

Воспитатель: Незнайка, а ты скворечник правильно сделал? Щелей в нем нет? Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нем жить. Птицы не любят сквозняков.

А леток ты правильно сделал?

Незнайка: Какой еще лоток? Где тут лоток?

Воспитатель: Да не лоток, а леток. Незнайка, леток это отверстие через которое скворушка попадает в домик.

Незнайка: А! Леток! Правильно, наверное. Едва, едва мой кулак проходит… И крылечко сделал… Все как положено. Я на красивую картинку в книжке смотрел…

Воспитатель: При таком летке, как ты рассказываешь, птицам очень опасно вить гнездо в твоем домике. В нем и от кошки не сбережешься. Твой кулачок почти как кошачья голова. А крылечко только поможет плутовке перетаскать из гнезда всех птенцов.

Незнайка: Ну, ребята, это вы зря говорите. Мой Котофей умный. Я его хорошо кормлю. Он все понимает и скворцов обижать не будет.

Воспитатель: Может твой Котофей и умный, только вряд ли он знает, что за птичками охотиться глупо, да и птицы привыкли кошек бояться. Ведь ни одна кошка не упустит возможности поохотиться за легкой добычей.

Еще не поздно сделать скворечник по всем правилам. Вот тебе чертеж и подробное описание, как что делать. Особенно обрати внимание на размеры. Это очень важно. Вешать скворечник тоже надо по правилам, повыше и без наклона.

Незнайка: Спасибо, ребята, не напрасно я к вам пришел. Я непременно исправлю все что у меня не так сделано, чтобы в этом году в моем домике обязательно поселился скворушка.

Воспитатель: Оставайся, Незнайка с нами может еще что интересного для себя узнаешь.

К нам сорока – белобока

Прилетела из далека,

Не сказала где была,

Но зато она, ребятки,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот картинку выставляет.

 

1. По весне к нам с юга мчится

Черная как ворон птица

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех …           (грач)

 

2. Молод конь, да за морем бывает,

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди – белое полотенце.   (ласточка)

 

3. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.       (скворец)

 

4. Гнездо не строит никогда,

Соседям яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.     (кукушка)

 

5. Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?         (соловей)

 

6. Он в берете ярко – красном,

В черной курточке атласной,

Он на дереве сидит

И стучит, стучит, стучит.     (дятел)

Посмотрите какие птицы разместились на фланелеграфе?

Кто здесь лишний? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Жаворонок»

Дети становятся в круг и поют:

«В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве»

«Жаворонок» (водящий) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песенки останавливается и кладет колокольчик между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Ответы детей)

Незнайка: Я не раз слышал «У каждой пташки своя свирелька». Что такое свирелька? Почему так говорят?

Воспитатель: Это уменьшительное название музыкального инструмента свирели.

Так говорят потому, что каждая птица поет по-своему т.е. у каждой птицы своя песенка.1

Воспитатель: Вот и давайте поиграем в игру «Узнай птицу по голосу»

(звучит фонограмма голосов птиц, дети отгадывают кто поет).

Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о птицах вы знаете?   Ответы детей

Незнайка: Ребята, я хочу с вами поделиться, на самом деле я не случайно к вам сегодня пришел, я долго готовился к этому дню, много читал о птицах. Я узнал, что в далекие времена тоже отмечали такой праздник «Сороки» или по другому «Птичий праздник» В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) – жаворонков, пекли их.

У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок, бумаги. В старину верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям птиц давали, приговаривали – «жаворонки прилетите – весну принесите». Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. А вы должны помнить:

Что птиц, ребята, не надо ловить.

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Их жалеть, обогревать.

Воспитатель: Дети, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется: зернышко – сытая и веселая жизнь, денежка – богатство, пуговка – обновка.



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Круглый стол с родителями «Детского сада №236» на тему: «Наследие…

Круглый стол с родителями «Детского сада №236» на тему: «Наследие и традиции семейного воспитания» В настоящее время в российском обществе пристальное...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по ФЦКМ и развитию…

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по ФЦКМ и развитию речи по теме «Осень» Образовательная область: Познавательное развитие, Развитие речи, Художественно-эстетическое...

Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Новогоднее путешествие»

Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Новогоднее путешествие» Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на праздничное представление. Делать жизнь воспитанников наиболее интересной...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...