«Чудо-прялка»
Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников
(из серии тематических занятий «Русский быт»)

Программное содержание:

  • знакомить детей с особенностями труда и быта людей в деревнях Белгородской области (исторический аспект);
  • формировать представления об этнических особенностях русской народной вышивки и ткачества;
  • воспитывать уважение к труду.

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей (рассматривали экспозицию «Русская изба XVIII века»), образцы ткачества и вышивки Белгородской области.

Материал и оборудование: Настоящие прялка и веретено (в «Уголке русского быта»), клубки различных по фактуре ниток (шерстяные, шелковые и т.п.), изделия с элементами русской народной вышивки различных регионов Белгородской области.

Ход занятия:

Организационный момент: Занятие проводится двумя воспитателями. Один из них сопровождает детей в «Уголок русского быта», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки «Уголка русского быта».

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какие красивые вышитые изделия мы видели в краеведческом музее. Наша Хозяйка из «Уголка русского быта» тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.

Дети входят в «Уголок русского быта». В центре стоит прялка. Хозяйка прядет нить.

Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Xозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку). Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Я, например, родом из села Владимировки. Все женщины нашего села прядут нитки, чтобы потом соткать из них коврики, попоны, холсты. А в каких сёлах живут ваши бабушки и дедушки?

Дети перечисляют названия сёл.

Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)

Дети: Крутится, вертится.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?

Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.

Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка. Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вязать.

Хозяйка Что можно связать из этих ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.

Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?

Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.

Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине).

Дети: Чтобы вышивать.

Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?

Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки.

Хозяйка: Да. И это не просто вышивка. Это старинная старооскольская вышивка. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра-прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек, а из шерстяных нитей - яркие клетчатые ковры. Были эти ковры такими красивыми и прочными, что их возили на продажу в Харьков и даже в Москву.

Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?

Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница.

Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят!

Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:

Рабочие руки не знают скуки;

Дело мастера боится;

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Дети хором повторяют пословицы.

Воспитатель: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам.

Дети: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

           Делу время - потехе час;

           Кто не работает, тот не ест   и т.п.

Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет, и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!

Дети прощаются и уходят.





Новые публикации

Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича»

Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича» Цель: внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность каждого воспитателя. Задачи: Познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами...

Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников

Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников Сегодня народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» Лексическая тема: «Профессии». Познавательная область: Социализация. Познание. Ручной труд. Музыка. Виды детской деятельности: Предметная деятельность; общение с взрослым и совместные...

Читайте также

Конспект занятия-сравнения о белом и буром медведях (для детей подготовительной…

Конспект занятия - сравнения о белом и буром медведях(для детей подготовительной к школе группы с ОНР) Познавательно-речевое направление. Образовательная область: «Коммуникативно-личностное развитие». Цель:...

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «В здоровом теле…

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе«В здоровом теле – здоровый дух» Цель: воспитание основ культуры здоровья; приобретение навыков его сбережения. Задачи: 1...

Конспект НОД на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине»

Конспект НОД на тему:«Обучение составлению творческого рассказа по картине» для детей старшего дошкольного возраста   Цель: Закрепить мыслительные операции, связанные с выделением объектов...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Коррекционные технологии. Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по…

Как вы думаете: «От чего зависит эмоциональное и физическое благополучие ребенка?». Конечно, оно зависит от того, кто и что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Работая на протяжении многих лет с детьми, имеющими ОНР...

Проект ранняя профориентация "Вперед к будущей профессии!"

Паспорт проекта   Название раздела Содержание раздела Наименование Проекта Практико-ориентированный Актуальное направление Ранняя профориентация Вид Проекта Долгосрочный с 2018г. по 2020г. Заказчики Проекта Педагогический совет МАДОУ «Детский сад «Ромашка»; родители МАДОУ «Детский сад «Ромашка» Разработчик Проекта Воспитатель Мухамбетова Наталья Витальевна...

Физкультминутки

Физкультминутки математического содержания Количество и счет   Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев на...

Конспект физкультурного занятия

МБДОУ Д/С №262 Г. Челябинска Воспитатель: Зайцева А.М.   Конспект физкультурного занятия в средней группе «Веселый паровозик». Цель:  формирование желания заниматься физической культурой Программные задачи: 1 . Упражнять детей ходьбе в колонне по одному 2 . Воспитывать умение согласовывать свои...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство