«Скоро лето!»
фронтальная форма организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи (старшая группа)

Цели:

- закрепление материала фронтальных форм организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- дифференциация ротового и носового дыхания;

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (звуко-слоговой анализ слов);

- развитие внимания и логического мышления;

- формирование познавательного интереса к обучению грамоте через использование ИКТ;

- формирование умения работать в коллективе сверстников.

Оборудование:

ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Скоро лето!», мольберт с магнитами, указка, картинка «Дыхательная гимнастика», человечки-звуковички, обозначающие гласный звук, согласные твёрдые звонкие и глухие звуки, согласные мягкие звонкие и глухие звуки, сюжетные картинки «Занятия детей летом на улице».

Раздаточный материал: индивидуальные кассы фишек для звукового анализа слов.

Содержание.

Слайд 1.

(сюжетная картинка «Лето», с музыкальным сопровождением, песня «Вот оно какое наше лето…»)

- Ребята, какое время года скоро наступит? (лето). Сегодня мы отправимся на летнюю прогулку и покажем родителям, чему вы научились в этом году.

Слайд 2.

(картинка «Летний лес», с музыкальным сопровождением «Звуки леса»)

- Представим, что мы оказались в летнем прохладном лесу. Какой здесь чистый воздух! Давайте правильно подышим (выполняется дыхательная гимнастика по системе Ипполитовой- по картинке на мольберте). Глубокий вдох носом и выдох через нос; вдох носом и выдох через рот; вдох ртом и выдох через нос; вдох и выдох ртом.

Слайд 3.

(предметные картинки «Лесные ягоды в корзине»)

- В летнем лесу много разных ягод. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику «За ягодами!»

Раз, два, три, четыре, пять.                     (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идём мы погулять.                          (обе руки «идут» по столу указат. пальцами)

За черникой, за малиной,                         (загибаем пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём,

Маме с папой отнесём.                        (ладони соединить «лодочкой»)

Слайд 4

(предметные картинки к тексту артикуляционной гимнастики)

- Летом многие из вас поедут в гости к бабушке и дедушке. Давайте сделаем гимнастику для губ и языка, которая так и называется «В гостях у бабушки с дедушкой» (дети выполняют артикуляционные упражнения по тексту)

Толстые внуки приехали в гости.

С ними худые – лишь кожа, да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы,

Чистим мы нижние, верхние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Чаю попили – никто не обижен.

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки!

Слайд 5.

(предметные картинки , поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа)

- Ребята, путешествуя, мы увидим много интересного. На картинки посмотрите, звуки первые назовите. (Дети выделяют первые звуки в словах: аист - А, облако - О, ива – И, арбуз – А, утки –У, озеро –О).

Как одним словом называются все эти звуки? (гласные). Каким цветом мы их обозначаем при звуковом анализе? (красным). Обращается внимание детей на мольберт, на изображение звуковичка в красных башмачках, обозначающего гласный звук.

Слайд 6.

(предметные картинки , поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа)

- На картинки посмотрите, звуки первые назовите. (Дети выделяют первые звуки в словах : колокольчик – К ,трава – Т, парус – П, тюльпан – Ть, пень – Пь, хомяк – Х, лягушка –Ль, кедр – Кь).

Как одним словом называются все эти звуки? (согласные). Каким цветом мы их обозначаем при звуковом анализе? (твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным цветом). Обращается внимание детей на мольберт, на изображения звуковичков в синих и зелёных башмачках, обозначающих согласные звуки.

Почему у одних звуковичков на головах колокольчики, а у других – цилиндры? ( согласные звуки могут быть звонкими и глухими).

Слайд 7.

(4 предметные картинки: «капуста», «корова», «попугай», «колокольчик»)

- На картинки посмотрите, лишнюю определите! Даю вам подсказку – обратите внимание на первые звуки в названиях картинок (дети определяют, что лишняя картинка – «попугай», так как её название начинается на звук «П», а названия остальных картинок – на звук «К»).

Слайд 8.

(предметная картинка «Кузнечик», с музыкальным сопровождением, песня «В траве сидел кузнечик»)

- Ребята, представьте, что мы оказались на цветущем лугу и увидели в траве много прыгающих кузнечиков. Давайте сделаем динамическую паузу, проведём зарядку «Кузнечики» (дети произносят слова и выполняют движения по тексту стихотворения).

Поднимайтесь плечики.

Прыгайте кузнечики!

Прыг- скок, прыг- скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише…

Слайд 9.

(предметные картинки, поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа)

- Мы продолжаем нашу летнюю прогулку. Сейчас я предлагаю вам, всё, что мы встретим на пути - отхлопать в ладоши, произнести по слогам и определить, сколько в каждом слове слогов (дети определяют количество слогов в словах: туча, мак, радуга, жук, корова, река).

Какое правило вам помогло определить количество слогов в словах? (Дети хором отвечают: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов!»).

Слайд 10.

(4 предметные картинки: «дом», «малина», «лук», «рак»)

- На картинки посмотрите, лишнюю определите! (дети определяют, что лишняя картинка – «малина», в её названии – три слога, а остальные слова – односложные).

Слайд 11.

(предметная картинка «Хомяк», с музыкальным сопровождением, минусовка песни «Барбарики»)

- Ребята, представьте, что жарким летним днём мы оказались на пшеничном поле и увидели там забавного хомячка. Давайте сделаем динамическую паузу, проведём зарядку «Хомка - хомячок» (дети произносят слова и выполняют движения по тексту стихотворения).

Хомка, хомка, хомячок.

Хомка – беленький бочок.

Хомка раненько встаёт.

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать!

Слайд 12.

(предметная картинка «Цветущая липа»)

- Ребята, отгадайте загадку:

Солнце печёт.

Липа цветёт.

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Правильно, летом. Посмотрите на картинки ,размещённые на мольберте, и составьте по ним предложения о том, чем можно заниматься детям летом на улице (дети составляют несколько предложений).

Вспомните загадку и скажите, какое дерево цветёт летом? Сделайте звуковой анализ слова «ЛИПА» с помощью цветных фишек (гласные звуки – фишки красного цвета, твёрдые согласные звуки – фишки синего цвета и мягкие согласные звуки – фишки зелёного цвета). Когда воспитанники выполнят задание, на слайде появляется звуковая схема слова «ЛИПА», и один ребёнок анализирует это слово: называет все звуки по порядку, даёт им характеристику, определяет количество звуков и слогов.

Слайд 13.

(сюжетная картинка «Утки плавают в пруду», три звуковые схемы под № 1, 2, 3)

- Ребята, мы продолжаем нашу летнюю прогулку и попадаем на пруд, на котором плавает утка с утятами. На слайде вы видите три звуковые схемы. Под каким номером изображена схема, которая подходит к слову «утки»? (дети определяют, что подходит схема под номером 3).

Слайд 14.

(предметная картинка «Утята», с музыкальным сопровождением, песня «Танец маленьких утят»)

- Я предлагаю вам потанцевать и попытаться изобразить маленьких пушистых утят (дети танцуют под музыку, повторяя движения за педагогом).

Слайд 15.

(буквы «А», «У», «К», «П», «И», врисованные в цветы, на фоне летнего пейзажа, с музыкальным сопровождением – весёлая мелодия)

- Ребята, наша летняя прогулка подходит к концу. Давайте из луговых цветов составим для наших гостей, родителей, летний букет. Он получится, если вы составите слово из букв, изображённых на цветах (используются буквы, с которыми дети познакомились в учебном году). Воспитанники под тихо звучащую музыку составляют слово «ПАУКИ».

Слайд 16.

(на фоне летнего пейзажа – предметные картинки «весёлые паучки» и надпись «ПАУКИ»)

Слайд 17.

(надпись «МОЛОДЦЫ», запись аплодисментов, букет цветов с музыкальным сопровождением – нежная мелодия)

- Ребята, вот и закончилась наша летняя прогулка. Вы все сегодня – молодцы, и заслужили эти аплодисменты. Впереди у вас – летние каникулы, а осенью вы опять встретитесь с Феей Грамотеей, Звуковых Дел Мастером и познакомитесь с новыми жителями Звукограда.

 К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку…

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку Вохма»

Читайте также

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС ДО

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС ДО

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...