Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Котик - коток»

Программное содержание.

Связная речь: Учить отвечать на вопросы полным ответом.

Грамматический строй речи:   Тренировать в образовании форм имен существительных родительного падежа единственного числа. Учить образовывать уменьшительно-ласкательных имен существительных.

Звуковая культура речи: Учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Словарь: Учить подбирать слова, обозначающие действия предметов. Упражнять в подборе синонимов (слов разных по звучанию, но одинаковых по звучанию). неуклюжий – не подвижный, неповоротливый; вертлявый – непоседливый, вертиться; ловкач – ловкий, внимательный, быстрый. Обогатить словарь словами: пичужка – маленькая птичка; пеночка вид птицы. Закрепить умение подбирать определения к словам бумага и мех.

Обучающая:  Дать представление детям о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к информации, которую несет текст. Учить отгадывать мнемодорожки.

Познавательная: Выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку.

Предварительная работа.

1. Запись на магнитофон слов кота.

2. Знакомство с птицей пеночка. Активизация слова «пичужка».

Материал.

Демонстрационный:

1. Мнемодорожка

2. Кот Тюпа.

3. Книга Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

4. Магнитофон с записью

5. Мяч

Раздаточный:

1. Пух или вата

2. Наждачная бумага

3. Простой карандаш

4. Тарелочка и рыбки

5. Клей, клеенка, тряпочка

6. Угощение печенье «Рыбки»

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Воспитатель выставляет на доску мнемодорожку.

    

1

Воспитатель: Мы уже играли в такую игру и сами придумали значки, по которым можем определить какое слово здесь зашифровано. Почему изображен дом? (домашнее животное). Что означает вторая клетка? (тело покрыто шерстью). 4 линии – ноги животного, лапа – защищается когтями, питается рыбой и молоком, начинается со звука «к». кто же это?

Дети: кот.

Воститатель: конечно же это кот. Давайте позовем его к нам в гости:

Котик – котенька – коток,

Приходи к нам на порог.

Кот: Мяу – мяу! Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Котик!

Воспитатель: А как же тебя зовут? У вас есть имена, а у котов – кличка. Что есть у людей? А у животных? Ребята а давайте угадаем как зовут кота?

Дети: Мурзик, Васька, Рыжик, Пушок и т.д.

Кот: А вот и не угадали. Меня зовут - Тюпа. Просто Тюпа!

Воспитатель: Вот так интересная кличка у тебя. А почему тебя назвали Топой?

Кот: Я принес вам книгу со своими приключениями. Если вы ее прочитаете, то узнаете много интересного и почему меня назвали Тюпой.

Воспитатель: Послушайте рассказ Е. И. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». (Чтение книги).

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп...»

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, -- Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!" Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки -- пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает -- боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет -- прыг! Как схватит... Да не схватил.

Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. Тюпа -- ловкач неуклюжий.

Воспитатель задает вопросы по прочитанному:

1. Вам понравился рассказ?

2. Что делал Тюпа когда он видел что-нибудь интересное?

3. Кого он увидел в крыжовнике? Кто такая пеночки? пичужка? Что значит вертлявая?

4. Что он тогда сделал?

5. Почему он не поймал птичку? Как вы понимаете: неуклюжий? Ловкач?

6. Почему же его назвали Тюпой?

Игра с мячом «Назови правильно».

Воспитатель: Раз уж Тюпа пришел к нам в гости, то давайте поиграет с ним. Вставайте в круг и приготовьте руки. Игра называется: «Назови ласково»:

  • Кот –котик;
  • Кошка – кошечка;
  • Котенок – котеночек;

А теперь игра «Один – много»:

  • У меня один кот – у тебя два…(кота)
  • У Саши два кота – у тебя пять … (котов)
  • У меня одна кошка – у тебя три …(кошки)
  • У Сережи три кошки – у тебя шесть …(кошек)
  • У меня один котенок – у тебя четыре …(котенка)
  • У Иры четыре котенка – у тебя семь …(котят)
  • Один кот – много …(котов)
  • Одна кошка – много …(кошек)
  • Один котенок – много ….(котят)

Игра «Что умеет».

Воспитатель: Что любит делать кот?

Дети: Лазать по деревьям, лакать молоко, царапаться, мурлыкать, спать, тереться о ноги и т.д. (с имитацией движениями).

Воспитатель: Пока мы играли в мяч, Тюпа испачкал свои лапы. Что же делать?

Дети: Надо их помыть.

Воспитатель: А как умываются коты?

Дети: С помощью языка.

Воспитатель: А хотите узнать, как это происходит? Тогда проходите за столы.

Опыт: Как кошка языком чистит себе шерстку».

Воспитатель: Возьмите в руки кусок бумаги, потрогайте ее и скажите какая она?

Дети: Жесткая, шершавая, не ровная, колючая и т.д.

Воспитатель: Правильно она очень шершавая. Эта бумага похожа на язык кошки. Теперь возьмите простой карандаш и хорошенечко потрите им о свой палец. Вот так. Представим, что это лапка кошки. А теперь возьмем кусочек бумаги и потрем им о грязный палец, как кошка языком. Что произошло? Рука стала чистой, т.к. шершавый язык стер всю грязь с кожи.

Возьмите пожалуйста комочек пуха, потрогайте его. Какой он?

Дети: Мягкий, теплый, гладкий и т.д.

Воспитатель: Конечно, кусочек пуха похож на шерсть кошки. Кошка должна еще ее причесывать, чтобы не было комков. Потрите куском бумаги о пух. Посмотрите на бумагу, что вы видите?

Дети: на бумаге остался пух.

Воспитатель: Правильно, так кошка удаляет ненужные волоска со своей шерсти.

Аппликация «Угощение для Тюпы».

Воспитатель: Почему –то Тюпа у нас приуныл?

Плачет котик в коридоре

У него большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

(Б.Заходер «Кискино горе»).

Как же нам успокоить кота?

Дети: угостить, сделать угощение.

Воспитатель: Давайте приготовим обед для Тюпы? У вас на подносах лежат тарелочка, рыбки и клей. Расположите красиво рыбок и приклейте их.

Тюпа: Большое спасибо, ребята! Мне очень понравилось, как вы занимались, я многое узнал. Я хочу вас тоже угостить печеньем «Рыбки». А можно мне остаться у вас в группе?

Воспитатель: Конечно, можно. Сейчас мы пойдем на прогулку, там ребята научат тебя играть в игры «Кот и мыши», «Мышеловка».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Читайте также

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок»

Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок» Наши дети растут и очень быстро познают окружающий мир. Их маленьким ручкам всё хочется потрогать, покрутить...