Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Котик - коток»
Программное содержание.
Связная речь: Учить отвечать на вопросы полным ответом.
Грамматический строй речи: Тренировать в образовании форм имен существительных родительного падежа единственного числа. Учить образовывать уменьшительно-ласкательных имен существительных.
Звуковая культура речи: Учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Словарь: Учить подбирать слова, обозначающие действия предметов. Упражнять в подборе синонимов (слов разных по звучанию, но одинаковых по звучанию). неуклюжий – не подвижный, неповоротливый; вертлявый – непоседливый, вертиться; ловкач – ловкий, внимательный, быстрый. Обогатить словарь словами: пичужка – маленькая птичка; пеночка вид птицы. Закрепить умение подбирать определения к словам бумага и мех.
Обучающая: Дать представление детям о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к информации, которую несет текст. Учить отгадывать мнемодорожки.
Познавательная: Выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку.
Предварительная работа.
1. Запись на магнитофон слов кота.
2. Знакомство с птицей пеночка. Активизация слова «пичужка».
Материал.
Демонстрационный:
1. Мнемодорожка
2. Кот Тюпа.
3. Книга Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой»
4. Магнитофон с записью
5. Мяч
Раздаточный:
1. Пух или вата
2. Наждачная бумага
3. Простой карандаш
4. Тарелочка и рыбки
5. Клей, клеенка, тряпочка
6. Угощение печенье «Рыбки»
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».
Воспитатель выставляет на доску мнемодорожку.
Воспитатель: Мы уже играли в такую игру и сами придумали значки, по которым можем определить какое слово здесь зашифровано. Почему изображен дом? (домашнее животное). Что означает вторая клетка? (тело покрыто шерстью). 4 линии – ноги животного, лапа – защищается когтями, питается рыбой и молоком, начинается со звука «к». кто же это?
Дети: кот.
Воститатель: конечно же это кот. Давайте позовем его к нам в гости:
Котик – котенька – коток,
Приходи к нам на порог.
Кот: Мяу – мяу! Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Котик!
Воспитатель: А как же тебя зовут? У вас есть имена, а у котов – кличка. Что есть у людей? А у животных? Ребята а давайте угадаем как зовут кота?
Дети: Мурзик, Васька, Рыжик, Пушок и т.д.
Кот: А вот и не угадали. Меня зовут - Тюпа. Просто Тюпа!
Воспитатель: Вот так интересная кличка у тебя. А почему тебя назвали Топой?
Кот: Я принес вам книгу со своими приключениями. Если вы ее прочитаете, то узнаете много интересного и почему меня назвали Тюпой.
Воспитатель: Послушайте рассказ Е. И. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». (Чтение книги).
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп...»
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, -- Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!" Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки -- пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает -- боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет -- прыг! Как схватит... Да не схватил.
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. Тюпа -- ловкач неуклюжий.
Воспитатель задает вопросы по прочитанному:
1. Вам понравился рассказ?
2. Что делал Тюпа когда он видел что-нибудь интересное?
3. Кого он увидел в крыжовнике? Кто такая пеночки? пичужка? Что значит вертлявая?
4. Что он тогда сделал?
5. Почему он не поймал птичку? Как вы понимаете: неуклюжий? Ловкач?
6. Почему же его назвали Тюпой?
Игра с мячом «Назови правильно».
Воспитатель: Раз уж Тюпа пришел к нам в гости, то давайте поиграет с ним. Вставайте в круг и приготовьте руки. Игра называется: «Назови ласково»:
- Кот –котик;
- Кошка – кошечка;
- Котенок – котеночек;
А теперь игра «Один – много»:
- У меня один кот – у тебя два…(кота)
- У Саши два кота – у тебя пять … (котов)
- У меня одна кошка – у тебя три …(кошки)
- У Сережи три кошки – у тебя шесть …(кошек)
- У меня один котенок – у тебя четыре …(котенка)
- У Иры четыре котенка – у тебя семь …(котят)
- Один кот – много …(котов)
- Одна кошка – много …(кошек)
- Один котенок – много ….(котят)
Игра «Что умеет».
Воспитатель: Что любит делать кот?
Дети: Лазать по деревьям, лакать молоко, царапаться, мурлыкать, спать, тереться о ноги и т.д. (с имитацией движениями).
Воспитатель: Пока мы играли в мяч, Тюпа испачкал свои лапы. Что же делать?
Дети: Надо их помыть.
Воспитатель: А как умываются коты?
Дети: С помощью языка.
Воспитатель: А хотите узнать, как это происходит? Тогда проходите за столы.
Опыт: Как кошка языком чистит себе шерстку».
Воспитатель: Возьмите в руки кусок бумаги, потрогайте ее и скажите какая она?
Дети: Жесткая, шершавая, не ровная, колючая и т.д.
Воспитатель: Правильно она очень шершавая. Эта бумага похожа на язык кошки. Теперь возьмите простой карандаш и хорошенечко потрите им о свой палец. Вот так. Представим, что это лапка кошки. А теперь возьмем кусочек бумаги и потрем им о грязный палец, как кошка языком. Что произошло? Рука стала чистой, т.к. шершавый язык стер всю грязь с кожи.
Возьмите пожалуйста комочек пуха, потрогайте его. Какой он?
Дети: Мягкий, теплый, гладкий и т.д.
Воспитатель: Конечно, кусочек пуха похож на шерсть кошки. Кошка должна еще ее причесывать, чтобы не было комков. Потрите куском бумаги о пух. Посмотрите на бумагу, что вы видите?
Дети: на бумаге остался пух.
Воспитатель: Правильно, так кошка удаляет ненужные волоска со своей шерсти.
Аппликация «Угощение для Тюпы».
Воспитатель: Почему –то Тюпа у нас приуныл?
Плачет котик в коридоре
У него большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
(Б.Заходер «Кискино горе»).
Как же нам успокоить кота?
Дети: угостить, сделать угощение.
Воспитатель: Давайте приготовим обед для Тюпы? У вас на подносах лежат тарелочка, рыбки и клей. Расположите красиво рыбок и приклейте их.
Тюпа: Большое спасибо, ребята! Мне очень понравилось, как вы занимались, я многое узнал. Я хочу вас тоже угостить печеньем «Рыбки». А можно мне остаться у вас в группе?
Воспитатель: Конечно, можно. Сейчас мы пойдем на прогулку, там ребята научат тебя играть в игры «Кот и мыши», «Мышеловка».
Читайте также |
---|
Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…
Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...