Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка»
Методическая информация |
|||||
Тема НОД, форма НОД |
Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка». Форма: В гостях у сказки |
||||
Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта |
Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994.- 64с. Разработчик конспекта НОД: зам. зав. по ВМР ДС № 82 «Богатырь» Артурская О.А., воспитатель высшей категории Галиева З.А. |
||||
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий |
Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательно-коммуникативной деятельности. Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» - приобщение к словесному искусству, развитие литературной речи и художественного восприятия; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми, развитие всех компонентов устной речи; «Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности; «Художественное творчество» - развитие детского творчества. Форма организации детей – подгрупповая. Предварительная работа: - Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка». - Беседа с детьми по прочитанному произведению. - Рисование символов к русской народной сказке. |
||||
Цель НОД |
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром. |
||||
Задачи НОД |
Формировать у детей умение составлять творческие рассказы на основе знакомого сюжета. Упражнять детей в использовании приемов типового фантазирования. Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого). Воспитывать устойчивый познавательный интерес исследовательской и творческой продуктивной деятельности. Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, умение коллективного обсуждения общей проблемы, совершенствовать умения рефлексии своей деятельности. |
||||
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) |
- Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения. - Развитие умения решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами. - Развитие личностных качеств ребенка: эмоциональная отзывчивость, любознательность, самостоятельность, творческая активность. - Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей. - Формирование умения конструктивного взаимодействия со сверстниками при решении проблемной ситуации. - Формирование умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым. |
||||
Необходимое оборудование и материалы |
Демонстрационный материал: - Книга «Русские народные сказки». Раздаточный материал: - таблица «Морфологическая дорожка», которая разделена на 2 горизонтальных и 4 вертикальных показателя (герои и место событий в таблице обозначены схематично или с помощью начальных заглавных букв); - карточки-символы «Лягушка», «Царевна», «Лес», «Луг», «Болото», «Озеро». - бросовый и природный материал, нити; - наборы геометрических фигур. Средства ТСО: - магнитофон, аудиозаписи со звуками леса, воды. |
||||
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности) |
|||||
Этапы НОД |
Продолжительность этапа |
Подробное описание АМО (активные методы обучения) |
Описание действий участников НОД |
||
Инициация |
3 мин. |
1. Проблемная ситуация. |
Воспитатель предлагает детям прослушать уже знакомую им сказку «Царевна-Лягушка». Чтение сказки продолжается до момента встречи Ивана-царевича с лягушкой: - Увидал Иван-царевич лягушку, растерялся. Что делать? – Неси меня к батюшке, - говорит лягушка. И вдруг стала расти. В чем причина? (ответы детей). - Стала лягушка огромной, как слон. Как доставить ее во дворец? (ответы детей) Каждое предположение детей обсуждается с позиции «Хорошо-Плохо», анализируется на степень рациональности этого способа |
||
Интерактивная часть Познаватель-но-коммуника-тивная деятельность при организации которой действует каждый ребенок. |
20 минут |
1. Проблемные ситуации. 2. Логические умозаключения. 3. Актуализация знаний.
Активный метод организации самостоятельной работы над темой.
Фантазирование с использованием метода фокальных объектов |
1 часть. Воспитатель: отправился царевич с лягушкой в царский дворец. А дорога далекая, трудная (на доске представлена «Морфологическая дорожка) Воспитатель: Необходимо рассказать, с какой проблемой встретятся герои (в лесу, на лугу, в болоте, на озере). Напоминаю, что для Ивана-царевича и для лягушки проблемы будут различные. И еще помните о том, что у героев сказки имеется волшебная стрела, которая может им помочь. (ответы детей). Двигательная пауза. Дети под музыкальное сопровождение изображают, как герои сказки преодолевают препятствия. 2 часть. Воспитатель: Решил царь испытать невесток, приказал им выткать ковер за одну ночь. (дети выкладывают орнамент из геометрических фигур на плоскости) Воспитатель: Услыхал царь, что за горами растет Чудо-цветок, красоты неописуемой. Приказал царь невесткам раздобыть это чудо. -Да только как же перебраться через горы, леса? (ответы детей) - Как поступила лягушка? (ответы детей) - Как старшие невестки выполнили задание? (ответы детей) - Чем их цветы отличались от того, который принесла лягушка? (ответы детей) Давайте придумаем волшебный цветок (рассказы детей). Например: нашему цветку подарят свойство: слон [толстый, неуклюжий, ушастый], велосипед [складной, двухколесный, заржавелый], солнышко [лучистое, ласковое, заходящее]. Объясните, как выглядит неуклюжий цветок? Когда цветок можно назвать ушастым? И т.д. (ответы детей) Воспитатель схематично изображает цветок по описанию детей, уточняя, как они предполагают изобразить то или иное свойство. |
||
Постановка новой проблемы |
5 минут |
1. Организация творческой деятельности. 2. Формирование навыков продуктивного, творческого изучения темы. |
Конструирование из бросового и природного материала. Воспитатель: Стала собираться лягушка на бал, а бусы у нее рассыпались. Что можно ей помочь? |
||
Подведение итогов |
2 минуты |
1. Рефлексия своей деятельности. |
Воспитатель: надела лягушка бусы и превратилась в прекрасную девушку. Увидал ее Иван и полюбил с первого взгляда. Сыграли они свадьбу и стали жить-поживать и добра наживать. Схематизация сказки детьми. Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались? Что было наиболее трудным для вас, а что удалось легко? Где полученные знания могут вам пригодиться? |
||
Дополнительная информация |
|||||
Ожидаемые/полученные результаты НОД |
Показатели достижений детей: - доля детей, способных адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым – 100 %; - доля детей, способных к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения - 90%; - доля детей, способных решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами – 100%; - доля детей, способных самостоятельно сформулировать вывод – 100%; - доля детей, способных соотносить свою позицию с интересами других детей - 100%; Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития. |
||||
Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения) |
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром с опорой на принцип тематического единства и соблюдение деятельностного подхода, позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе познавательно-коммуникативной деятельности. Введение ТРИЗ-технологии позволяет развить: - умение самостоятельно продумывать и находить способы действий; - выдвигать гипотезу и делать выводы на основе результатов и обобщения полученных сведений; - находить решение проблемной ситуаций; - подводит детей к пониманию важности умения договариваться о совместных действиях. Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника. |
||||
Использованная литература, источники информации. |
1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера. |
||||
Примечания |
Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений. Возможно использование материала, собранного в рамках проектной деятельности по данной теме. |
Читайте также |
---|
Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»
Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...
Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе
Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...