Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка»

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-Лягушка».

Форма: В гостях у сказки

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994.- 64с.

Разработчик конспекта НОД: зам. зав. по ВМР ДС № 82 «Богатырь» Артурская О.А., воспитатель высшей категории Галиева З.А.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательно-коммуникативной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» - приобщение к словесному искусству, развитие литературной речи и художественного восприятия; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми, развитие всех компонентов устной речи; «Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности; «Художественное творчество» - развитие детского творчества.

Форма организации детей – подгрупповая.

Предварительная работа:

- Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка».

- Беседа с детьми по прочитанному произведению.

- Рисование символов к русской народной сказке.

Цель НОД

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.

Задачи НОД

Формировать у детей умение составлять творческие рассказы на основе знакомого сюжета.

Упражнять детей в использовании приемов типового фантазирования.

Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).

Воспитывать устойчивый познавательный интерес исследовательской и творческой продуктивной деятельности.

Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, умение коллективного обсуждения общей проблемы, совершенствовать умения рефлексии своей деятельности.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

- Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

- Развитие умения решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами.

- Развитие личностных качеств ребенка: эмоциональная отзывчивость, любознательность, самостоятельность, творческая активность.

- Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей.

- Формирование умения конструктивного взаимодействия со сверстниками при решении проблемной ситуации.

- Формирование умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

- Книга «Русские народные сказки».

Раздаточный материал:

- таблица «Морфологическая дорожка», которая разделена на 2 горизонтальных и 4 вертикальных показателя (герои и место событий в таблице обозначены схематично или с помощью начальных заглавных букв);

- карточки-символы «Лягушка», «Царевна», «Лес», «Луг», «Болото», «Озеро».

- бросовый и природный материал, нити;

- наборы геометрических фигур.

Средства ТСО:

- магнитофон, аудиозаписи со звуками леса, воды.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Продолжительность этапа

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Инициация

3 мин.

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель предлагает детям прослушать уже знакомую им сказку «Царевна-Лягушка». Чтение сказки продолжается до момента встречи Ивана-царевича с лягушкой:

- Увидал Иван-царевич лягушку, растерялся. Что делать? – Неси меня к батюшке, - говорит лягушка. И вдруг стала расти. В чем причина? (ответы детей).

- Стала лягушка огромной, как слон. Как доставить ее во дворец? (ответы детей)

Каждое предположение детей обсуждается с позиции «Хорошо-Плохо», анализируется на степень рациональности этого способа

Интерактивная часть

Познаватель-но-коммуника-тивная деятельность при организации которой действует каждый ребенок.

20 минут

1. Проблемные ситуации.

2. Логические умозаключения.

3. Актуализация знаний.

 

 

Активный метод организации самостоятельной работы над темой.

 

 

Фантазирование с использованием метода фокальных объектов

1 часть.

Воспитатель: отправился царевич с лягушкой в царский дворец. А дорога далекая, трудная (на доске представлена «Морфологическая дорожка)

Воспитатель: Необходимо рассказать, с какой проблемой встретятся герои (в лесу, на лугу, в болоте, на озере). Напоминаю, что для Ивана-царевича и для лягушки проблемы будут различные. И еще помните о том, что у героев сказки имеется волшебная стрела, которая может им помочь. (ответы детей).

Двигательная пауза. Дети под музыкальное сопровождение изображают, как герои сказки преодолевают препятствия.

2 часть.

Воспитатель: Решил царь испытать невесток, приказал им выткать ковер за одну ночь.

(дети выкладывают орнамент из геометрических фигур на плоскости)

Воспитатель: Услыхал царь, что за горами растет Чудо-цветок, красоты неописуемой. Приказал царь невесткам раздобыть это чудо.

-Да только как же перебраться через горы, леса? (ответы детей)

- Как поступила лягушка? (ответы детей)

- Как старшие невестки выполнили задание? (ответы детей)

- Чем их цветы отличались от того, который принесла лягушка? (ответы детей)

Давайте придумаем волшебный цветок (рассказы детей).

Например: нашему цветку подарят свойство: слон [толстый, неуклюжий, ушастый], велосипед [складной, двухколесный, заржавелый], солнышко [лучистое, ласковое, заходящее].

Объясните, как выглядит неуклюжий цветок? Когда цветок можно назвать ушастым? И т.д. (ответы детей)

Воспитатель схематично изображает цветок по описанию детей, уточняя, как они предполагают изобразить то или иное свойство.

Постановка новой проблемы

5 минут

1. Организация творческой деятельности.

2. Формирование навыков продуктивного, творческого изучения темы.

Конструирование из бросового и природного материала.

Воспитатель: Стала собираться лягушка на бал, а бусы у нее рассыпались. Что можно ей помочь?

Подведение итогов

2 минуты

1. Рефлексия своей деятельности.

Воспитатель: надела лягушка бусы и превратилась в прекрасную девушку. Увидал ее Иван и полюбил с первого взгляда. Сыграли они свадьбу и стали жить-поживать и добра наживать.

Схематизация сказки детьми.

Воспитатель:

- Чем мы сегодня занимались? Что было наиболее трудным для вас, а что удалось легко? Где полученные знания могут вам пригодиться?

Дополнительная информация

Ожидаемые/полученные результаты НОД

Показатели достижений детей:

- доля детей, способных адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым – 100 %;

- доля детей, способных к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения - 90%;

- доля детей, способных решать задачу с помощью моделей и схем, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами – 100%;

- доля детей, способных самостоятельно сформулировать вывод – 100%;

- доля детей, способных соотносить свою позицию с интересами других детей - 100%;

Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития.

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книги, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром с опорой на принцип тематического единства и соблюдение деятельностного подхода, позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе познавательно-коммуникативной деятельности. Введение ТРИЗ-технологии позволяет развить:

- умение самостоятельно продумывать и находить способы действий;

- выдвигать гипотезу и делать выводы на основе результатов и обобщения полученных сведений;

- находить решение проблемной ситуаций;

- подводит детей к пониманию важности умения договариваться о совместных действиях.    

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: технологические, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источники информации.

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. /Под ред. О.М.Дьяченко – М. Учебный центр им. Л.А. Венгера.

Примечания

Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений. Возможно использование материала, собранного в рамках проектной деятельности по данной теме.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...

Читайте также

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...