Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии
«Воздух – что это?»
(в старшей группе)
Программные задачи:
1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
2. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
3. Опытническим путем закрепить знания о воздухе: как увидеть воздух, как его услышать?
4. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникативная», «Физическая культура».
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, кубики, шарики, банка с водой, стаканчики с водой и соломинка, пластилин, губка, земля, небольшие листочки бумаги.
Ход деятельности:
В-ль: Настроенье наше каждый день меняется,
Потому что каждый день
Что-нибудь случается.
То мы злимся,
То улыбаемся,
То грустим,
То удивляемся,
То бывает, испугаемся,
То, бывает, посидим,
Помечтаем, помолчим.
В-ль: Давайте, сегодня начнем наш день только с хорошего настроения. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Подумайте как хорошо нам сегодня вместе. Мы спокойны, добры, здоровы.
В-ль: Дети, оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите, что нас окружает?
Дети: Нас окружают различные вещи: мебель, стены, потолок.
В-ль: А что, по – вашему, находится между потолком и полом, между стенами – там, где пусто?
Дети: Там, где пусто, находится воздух?
В-ль: Скажите, зачем нужен воздух?
Дети: Воздух нужен, чтобы дышать: дышим мы, дышат цветы и все живое.
В-ль: И это пока все, что мы знаем о нем. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
В-ль: Дети, вы видите воздух?
Дети: Нет, мы его не видим.
В-ль: Я его тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него все видно.
В-ль: А что еще в нашей группе прозрачное?
Дети: Окно, стекло, лампочки.
В-ль: А сейчас, давайте, глубоко вдохнем. Что мы вдохнули? (воздух). Вдохните еще раз и скажите, какой он на вкус?
Дети: Воздух безвкусный.
В-ль: Вдохните еще раз носом и скажите, какого он запаха? (воздух без запаха).
В-ль: Итак, мы можем сделать вывод, что воздух – это удивительное вещество без цвета, без запаха, без вкуса, но жизненно необходимое и людям, и животным, и растениям. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земля. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. Воздушная оболочка Земли совсем небольшая, в космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
(Под музыку влетает Карлсон).
Карлсон: Я – добрый Карлсон.
К вам сюда спешил,
Хотел вас всех увидеть.
И даже рассмешить.
Я герой любимый
Все, в гости ждут меня,
Я добрый, сладкий Карлсон,
Приветствуйте меня.
Карлсон: Здравствуйте, дети! Вот были мы с Малышом на крыше, ели там вкусное варенье. А когда оно в банке закончилось, и банка стала пуста, мы заспорили с Малышом и решили, что в банке ничего нет. Вот я спустился с крыши в ваш детский сад, может вы, ребята, скажите, есть ли в ней что-нибудь?
В-ль: Дети, есть что-нибудь в этой банке?
Дети: В ней ничего нет.
В-ль: Дети, но я утверждаю, что банка не пустая, в ней что-то есть. И я вам это попробую доказать. Дорогой Карлсон оставайся с нами и внимательно слушай. Мы сейчас все вместе разберемся, что банка не пустая. Дети, возьмите полиэтиленовые мешочки и заполните их кубиками, а ты Карлсон помогай нам. Дети, каким стал мешочек?
Дети: Мешочек стал выпуклым.
В-ль: Почему он стал выпуклым? (это кубики сделали его таким).
Карлсон: Давайте теперь наполним мешочек шариками, которыми я очень люблю играть в свободное время с Малышом. Каким стал мешочек? Почему? (тоже стал выпуклым).
В-ль: Да, дети, сделаем вывод, если в мешочке что-то есть, он становится выпуклым. А теперь выложите из мешочков шарики и скажите, есть ли в них что-нибудь? Карлсон, как т думаешь?
Карлсон: Не знаю, он пустой.
Дети: Да, он пустой.
В-ль: Мы сейчас это выясним. Скрутите мешочки со стороны отверстия. Какими стали мешочки? (выпуклыми). Но в выпуклом мешочке что-то есть, следовательно, его наполняет воздух. Карлсон, теперь ты догадался, что в твоей банке из-под варенья?
Карлсон: Никак не могу понять.
В-ль: А вы, дети, как думаете? (воздух). Правильно. Хотя воздух невидим, все-таки его можно обнаружить. И сейчас я это вам докажу. Дети, смотрите я беру банку, на но которой прикрепляю кусочек пластилина, кладу в него салфетку и прижимаю ее к пластилину, чтобы она не выпала. Повернув банку горлышком вниз, я быстро опускаю ее в таз с водой. Скажите, попала ли вода в банку?
Дети: Да, она намочила салфетку.
В-ль: Карлсон, а ты как думаешь?
Карлсон: Намочила, конечно.
В-ль: Вынем из воды банку и потрогаем салфетку. Какая она? (сухая). А если салфетка сухая, значит, вода в банку не смогла попасть. Что помешало наполнить банку?
Дети: Воздух.
В-ль: А сейчас слегка наполним банку. Что появляется на поверхности воды?
Дети: Появляются пузырьки воздуха.
В-ль: Откуда они взялись?
Дети: Это воздух выходит из банки, а его место занимает вода.
В-ль: Интересно наблюдать, как воздух попал в воду, быстро подниматься пузырьками наверх, потому что воздух, дети, легче воды.
Карлсон: Дети, и я самый воздушный в мире Карлсон, люблю летать, а еще больше люблю играть. Хотите поиграть со мной?
Физкультминутка.
Чтоб варенье нам достать
Надо на носочки встать.
Карлсон к полке потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Он вареньем подкрепился
И моторчик зарядился.
1, 2, 3 – мотор жужжит,
Карлсон по небу летит.
Мимо речки, над домами,
Может в гости к нам заглянет.
Поиграем, пошумим
Вместе с Карлсоном летим.
Карлсон: Я еще вспомнил одну интересную игру. Мы с Малышом часто в нее играем. Я вас научу. Подойдите к столу, возьмите соломинки, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот и осторожно дуйте. Что вы видите?
Дети: Мы видим пузырьки.
В-ль: Дети, вы с Карлсоном играли: выдыхали воздух и видели в воде пузырьки. Можем с вами сделать еще один вывод. Если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.
В-ль: Сейчас возьмите губку и рассмотрите ее. В ней есть много отверстий – «дырочек». Дети, как вы думаете, что в этих дырочках? (воздух). Правильно, и мы сейчас в этом убедимся. Опустите губку в воду и сожмите ее. Что вы видите?
Дети: Из дырочек идут пузырьки. Это выходит воздух, а опустив руку, мы увидим, как дырочки наполняются водой.
В-ль: Теперь возьмите кусочки земли и бросьте их в тазик с водой. Что вы видите? Появились ли пузырьки? Какой можно сделать вывод?
Дети: Значит, в земле есть воздух.
В-ль: Дети, скажите Карлсону, где есть воздух?
Дети: Воздух есть в пустой банке, в воде, в губке, в земле.
В-ль: Дети, какими свойствами обладает воздух?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный, без запаха, без вкуса, заполняет пустоты, воздух необходим для существования всего живого на земле.
В-ль: Ну вот, дети, как много мы сегодня узнали о воздухе, рассказали и показали на опытах это нашему гостю. Но теперь ему пора возвращаться домой на крышу. И мы надеемся, что теперь они с малышом не будут спорить, что есть в их пустой банке. Давайте попрощаемся с Карлсоном и пригласим его еще раз в гости.
Список используемой литературы:
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет.» –Волгоград, Учитель, 2006 г.
- Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи.» – Санкт -Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 г.
Читайте также |
---|
Значение художественной литературы в воспитании ребёнка
Значение художественной литературы в воспитании ребёнка Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...
Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками
Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи: 1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...