Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве
Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа.
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством;
- сформировать умения и навыки изображения народных орнаментов;
- познакомить детей с образами изделий народных умельцев;
- поддерживать интерес к творческой работе;
- Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре адыгского народа.
Словарная работа: орнамент, зооморфный, дерево жизни, пластилинография.
Оборудование: выставка книг о искусстве адыгов, иллюстрированная книга «Адыгский народный орнамент», кукла в национальном платье, трафарет орнамента, картон цветной, пластилин, доски, салфетки, готовый образец работы.
Методы и приемы:
- практические – пластилинография «Адыгский орнамент»;
- словесные - ситуативная беседа, вопросы, обсуждение, подведение итогов.
Ход Работы:
Дети стоят по кругу.
1. Художественное слово.
Воспитатель:
Утром солнышко встаёт, (Руки поднять вверх.)
Всех на улицу зовёт. (Сгибают руки в локтях к груди.)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя.)
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки перед грудью и развести в стороны.)
Отвечаю солнцу я. (Поднять руки над головой.)
Отвечаю травам я. (Присесть на корточки,
опустить руки на ковёр.)
Отвечаю ветру я. (Поднять руки над головой и покачать ими.)
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки.)
2. Беседа по теме
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет в какой республике мы живем?
Дети: Адыгея
Воспитатель: А как называется наш город?
Дети: Майкоп
Воспитатель: Вы знаете, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Но коренными жителями являются Адыги.
(Рассматривание картинок национальной одежды.)
У адыгского народа, как и у других народов нашей страны есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент узора. Наш народ очень трудолюбивый. В старину не было ни швейных машин, ни станков, а все делали своими руками. Шили, вязали, ткали, вырезали из дерева, лепили из глины. Свою одежду, предметы быта адыгский народ украшал орнаментом. Ребята, а что такое орнамент?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Орнамент - узор, в котором повторяется один и тот же элемент через одинаковый промежуток расстояния.
Адыгский народный орнамент не потерял свое практическое значение, он и в настоящее время с большим успехом используется в текстильной промышленности, в рукоделии.
Ребята, где можно увидеть национальный адыгский орнамент?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Орнаменты адыгов подразделяются на следующие виды: растительный (лепесток, дерево жизни), геометрический (ромб, треугольник), животный или зооморфный (бараний и олений рога).
Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу деревьев, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье. Украшая свою одежду, предметы быта такими узорами люди считали, что они способны вызывать обилие продуктов, принести в дом счастье, исцелить от болезней, оберегать от несчастья.
Физминутка
В большой стране, на маленькой земле,
Живёт народ мой, мудрый и отважный.
(Руки вверх и через стороны вниз.)
И учит сыновей сидеть в седле,
Чтоб стали те джигитами однажды.
(Правую ногу вперёд и подскоки (имитируя скачки на коне), руки «держат поводья».)
Спроси о нас у солнца и зари,
А лучше сам однажды посмотри –
(Правую руку вверх, затем левую руку вверх.)
Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,
Ты приезжай, и добрым гостем будь!
(Руку к уху, затем перед собой развести руками.)
Воспитатель: Присаживайтесь ребята на свои места. Ребята, я вам предлагаю сегодня нарисовать адыгский орнамент. Но не простым способом, а с помощи пластилина. Такой способ рисования называют «пластилинография».
3. Творческая работа
Воспитатель: Перед вами лежат трафареты орнамента, цветной картон, карандаш и пластилин. Вам нужно обвести аккуратно по трафарету, а затем размазываем пластилин, заполняя весь узор.
Посмотрите как это делаю я. Вот такой красивый яркий орнамент у вас получится.
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
4. Составление выставки. Итог.
Воспитатель: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы, я очень довольна вашими работами. Ваши узоры получились яркие и очень красивые.
Читайте также |
---|
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Дыхание весны
Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...