Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа.

Задачи:

  • создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством;
  • сформировать умения и навыки изображения народных орнаментов;
  • познакомить детей с образами изделий народных умельцев;
  • поддерживать интерес к творческой работе;
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре адыгского народа.

Словарная работа: орнамент, зооморфный, дерево жизни, пластилинография.

Оборудование: выставка книг о искусстве адыгов, иллюстрированная книга «Адыгский народный орнамент», кукла в национальном платье, трафарет орнамента, картон цветной, пластилин, доски, салфетки, готовый образец работы.

Методы и приемы:

- практические – пластилинография «Адыгский орнамент»;

- словесные - ситуативная беседа, вопросы, обсуждение, подведение итогов.

 

Ход Работы:

Дети стоят по кругу.

1. Художественное слово.

Воспитатель:

Утром солнышко встаёт, (Руки поднять вверх.)

Всех на улицу зовёт. (Сгибают руки в локтях к груди.)

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя.)

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки перед грудью и развести в стороны.)

Отвечаю солнцу я. (Поднять руки над головой.)

Отвечаю травам я. (Присесть на корточки,

опустить руки на ковёр.)

Отвечаю ветру я. (Поднять руки над головой и покачать ими.)

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки.)

2. Беседа по теме

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет в какой республике мы живем?

Дети: Адыгея

Воспитатель: А как называется наш город?

Дети: Майкоп

Воспитатель: Вы знаете, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Но коренными жителями являются Адыги.

(Рассматривание картинок национальной одежды.)

У адыгского народа, как и у других народов нашей страны есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент узора. Наш народ очень трудолюбивый. В старину не было ни швейных машин, ни станков, а все делали своими руками. Шили, вязали, ткали, вырезали из дерева, лепили из глины. Свою одежду, предметы быта адыгский народ украшал орнаментом. Ребята, а что такое орнамент?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Орнамент - узор, в котором повторяется один и тот же элемент через одинаковый промежуток расстояния.

Адыгский народный орнамент не потерял свое практическое значение, он и в настоящее время с большим успехом используется в текстильной промышленности, в рукоделии.

Ребята, где можно увидеть национальный адыгский орнамент?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Орнаменты адыгов подразделяются на следующие виды: растительный (лепесток, дерево жизни), геометрический (ромб, треугольник), животный или зооморфный (бараний и олений рога).

Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу деревьев, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье. Украшая свою одежду, предметы быта такими узорами люди считали, что они способны вызывать обилие продуктов, принести в дом счастье, исцелить от болезней, оберегать от несчастья.

Физминутка

В большой стране, на маленькой земле,

Живёт народ мой, мудрый и отважный.

(Руки вверх и через стороны вниз.)

И учит сыновей сидеть в седле,

Чтоб стали те джигитами однажды.

(Правую ногу вперёд и подскоки (имитируя скачки на коне), руки «держат поводья».)

Спроси о нас у солнца и зари,

А лучше сам однажды посмотри –

(Правую руку вверх, затем левую руку вверх.)

Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,

Ты приезжай, и добрым гостем будь!

(Руку к уху, затем перед собой развести руками.)

Воспитатель: Присаживайтесь ребята на свои места. Ребята, я вам предлагаю сегодня нарисовать адыгский орнамент. Но не простым способом, а с помощи пластилина. Такой способ рисования называют «пластилинография».

3. Творческая работа

Воспитатель: Перед вами лежат трафареты орнамента, цветной картон, карандаш и пластилин. Вам нужно обвести аккуратно по трафарету, а затем размазываем пластилин, заполняя весь узор.

Посмотрите как это делаю я. Вот такой красивый яркий орнамент у вас получится.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

4. Составление выставки. Итог.

Воспитатель: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы, я очень довольна вашими работами. Ваши узоры получились яркие и очень красивые.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Читайте также

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»