Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа.

Задачи:

  • создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством;
  • сформировать умения и навыки изображения народных орнаментов;
  • познакомить детей с образами изделий народных умельцев;
  • поддерживать интерес к творческой работе;
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре адыгского народа.

Словарная работа: орнамент, зооморфный, дерево жизни, пластилинография.

Оборудование: выставка книг о искусстве адыгов, иллюстрированная книга «Адыгский народный орнамент», кукла в национальном платье, трафарет орнамента, картон цветной, пластилин, доски, салфетки, готовый образец работы.

Методы и приемы:

- практические – пластилинография «Адыгский орнамент»;

- словесные - ситуативная беседа, вопросы, обсуждение, подведение итогов.

 

Ход Работы:

Дети стоят по кругу.

1. Художественное слово.

Воспитатель:

Утром солнышко встаёт, (Руки поднять вверх.)

Всех на улицу зовёт. (Сгибают руки в локтях к груди.)

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя.)

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки перед грудью и развести в стороны.)

Отвечаю солнцу я. (Поднять руки над головой.)

Отвечаю травам я. (Присесть на корточки,

опустить руки на ковёр.)

Отвечаю ветру я. (Поднять руки над головой и покачать ими.)

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки.)

2. Беседа по теме

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет в какой республике мы живем?

Дети: Адыгея

Воспитатель: А как называется наш город?

Дети: Майкоп

Воспитатель: Вы знаете, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Но коренными жителями являются Адыги.

(Рассматривание картинок национальной одежды.)

У адыгского народа, как и у других народов нашей страны есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент узора. Наш народ очень трудолюбивый. В старину не было ни швейных машин, ни станков, а все делали своими руками. Шили, вязали, ткали, вырезали из дерева, лепили из глины. Свою одежду, предметы быта адыгский народ украшал орнаментом. Ребята, а что такое орнамент?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Орнамент - узор, в котором повторяется один и тот же элемент через одинаковый промежуток расстояния.

Адыгский народный орнамент не потерял свое практическое значение, он и в настоящее время с большим успехом используется в текстильной промышленности, в рукоделии.

Ребята, где можно увидеть национальный адыгский орнамент?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Орнаменты адыгов подразделяются на следующие виды: растительный (лепесток, дерево жизни), геометрический (ромб, треугольник), животный или зооморфный (бараний и олений рога).

Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу деревьев, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье. Украшая свою одежду, предметы быта такими узорами люди считали, что они способны вызывать обилие продуктов, принести в дом счастье, исцелить от болезней, оберегать от несчастья.

Физминутка

В большой стране, на маленькой земле,

Живёт народ мой, мудрый и отважный.

(Руки вверх и через стороны вниз.)

И учит сыновей сидеть в седле,

Чтоб стали те джигитами однажды.

(Правую ногу вперёд и подскоки (имитируя скачки на коне), руки «держат поводья».)

Спроси о нас у солнца и зари,

А лучше сам однажды посмотри –

(Правую руку вверх, затем левую руку вверх.)

Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,

Ты приезжай, и добрым гостем будь!

(Руку к уху, затем перед собой развести руками.)

Воспитатель: Присаживайтесь ребята на свои места. Ребята, я вам предлагаю сегодня нарисовать адыгский орнамент. Но не простым способом, а с помощи пластилина. Такой способ рисования называют «пластилинография».

3. Творческая работа

Воспитатель: Перед вами лежат трафареты орнамента, цветной картон, карандаш и пластилин. Вам нужно обвести аккуратно по трафарету, а затем размазываем пластилин, заполняя весь узор.

Посмотрите как это делаю я. Вот такой красивый яркий орнамент у вас получится.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

4. Составление выставки. Итог.

Воспитатель: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы, я очень довольна вашими работами. Ваши узоры получились яркие и очень красивые.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба»

Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба» Паспорт игры Название игры: «ВикоДария хлеба». Возраст детей: дошкольный возраст (разные блоки игры можно использовать на разных возрастах –...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...