Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте, как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Продолжать формировать первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Продолжать учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
  • Упражнять в подборе слов (существительных, глаголов, прилагательных) с противоположным значением.
  • Активизировать словарь детей (добрый, радостный, отзывчивый, друг, радость, доброта, хвалить, смеяться…).

Развивающие:

  • Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения, делать выводы.
  • Развивать умение детей выражать своё отношение к окружающему, с уважением относится к мнениям других.
  • Продолжать развивать умение поддерживать беседу.
  • Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать).
  • Развивать память, любознательность, наблюдательность, двигательную активность.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам), умение проявлять заботу, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.
  • Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, навыки сотрудничества, умение договариваться и принимать общее решение, навык взаимоконтроля и взаимопомощи.

Вид занятия: НОД тематическое занятие

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в подгруппах.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационные: конверт с цветиком-семицветиком, буквы слова «доброта»;
  • вспомогательное оборудование: колокольчик, мяч, мольберты, знаки-символы, посылка;
  • аудиозаписи: смс от Чебурашки, песни: «Кто людям помогает» (сл. Э. Успенского, муз. В.Шаинского), «Что такое доброта» (исп. Барбарики, слова и музыки Т. Залужная (Любаша)), «Доброта» (сл. В. Шульжик);
  • раздаточные: картинки героев сказок, сюжетные картинки, планшеты, фишки-крышечки «зеленые», фишки (геометрические фигуры), поощрение - цветы.

Формы организации детской деятельности: 

  • игровая (словесная игра «Скажи наоборот», «Герои сказок»; 
  • познавательно-исследовательская (работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки»;
  • коммуникативная (беседа о доброте);
  • двигательная («Доброе утро», «Тропинка доброты»), релаксационная.

Методы и приемы:

  • практические: игры (дидактические, речевые, двигательные);
  • наглядные: рассматривание сюжетных картинок;
  • словесные: беседа, словесная игра «Скажи наоборот», чтение стихотворения.

Предварительная работа:

прослушивание песни: «Что такое доброта?» Барбарики (исп. Барбарики, слова и музыки Т. Залужная (Любаша)), чтение стихов: А. Барто «Вовка – добрая душа», А. Лопатина «Как научиться доброте», М. Скребцова , В. Осеевой «Волшебное слово», С. Образцова «Так нельзя, а так можно», В. Катаев «Цветик-семицветик», разбор проблемных ситуаций, беседы по данной теме.

Организационная часть:

Воспитатель (звонит в колокольчик и приглашает детей): Ребята, давайте дружно поприветствуем наших гостей и скажем дружно: «Доброе утро!». А теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом по-особенному: прикосновением ладошками. (Прикоснитесь ладошками друг с другом.)

Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?

Дети: Да.

Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой. И скажем всем: «Доброе утро!» Присаживайтесь на стулья расставленные полукругом. (Дети рассаживаются на стулья, расставленные полукругом).

Начало:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня будет не совсем обычное занятие. Посмотрите, нам в детский сад пришло письмо, только мне непонятно от кого оно. Вместо обратного адреса на конверте загадка. Отгадаем?

Загадка на конверте: 

Раньше был я — безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас меня знает каждая дворняжка.

Ведь я — друг Гены. Кто это?

Отгадка (Чебурашка)

(Звучит сигнал SOS.)

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответы детей: Это сигнал о помощи, кому-то нужна помощь.

Воспитатель: Да, ребята, пришла голосовая смска, послушаем? (Воспитатель берет телефон и включает голосовое сообщение.)

Голосовая смска от Чебурашки (просьба о помощи): 

Дорогие девчонки и мальчишки, здравствуйте!

Мы с друзьями строим город, а Шапокляк нам постоянно мешает.

Злой волшебник заколдовал Шапокляк! Она стала делать всякие пакости.

Нужна ваша помощь. Помогите! Ваш Чебурашка.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке.

(Звучит музыка, входит Шапокляк и поёт песню «Кто людям помогает».)

Воспитатель: Здравствуйте, Шапокляк!

Шапокляк: Что, узнали меня? - Ха-ха, вы, здесь собрались, чтобы капризничать, дразниться и всех пугать? Это я умею и вам помогу.

Ответы детей: Мы будем помогать Чебурашке. Будем делать добрые дела.

Шапокляк: Глупости какие, помогать… Ничего у вас не выйдет… Держитесь у меня, я Чебурашке мешаю, и вам буду мешать. (Достает из сумки Крыску – Лариску и показывает ее к детям и уходит.) Лариска, пойдём что-нибудь придумаем!

Воспитатель: Бедный Чебурашка и его друзья, надо обязательно им помочь.

(Воспитатель берет конверт и высыпает лепестки на круглый стол.) Что это, ребята?

Ответы детей: Это Цветик-Семицветик. У него семь лепестков. Он может исполнять желания. Этот цветок из сказки Цветик-Семицветик. Это волшебный цветок.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, может нам этот цветок помочь Чебурашке?

Ответы детей: Мы можем загадать каждый своё желание. Цветок поможет сделать доброе дело.

Воспитатель, дети: Мы сможем загадать желание, чтоб Шапокляк перестала мешать Чебурашке.

Воспитатель: Верно! (Воспитатель берет серединку цветка.) А еще здесь записка: 

«Как только вы, выполните пожелания каждого лепестка и соберете цветок,

вам откроется «кодовое слово», которое поможет расколдовать Шапокляк.» 

Воспитатель: Ребята, давайте начнём выполнять его пожелания. Как вы думаете, лепесток, какого цвета мы должны взять первым? Помните радугу?

Ответ ребенка: Красный.

Воспитатель: Правильно! (Ребенок находит на столе красный лепесток, внутри которого спрятана буква «Д»).

Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам превратить злое в доброе и в этом нам поможет игра «Скажи наоборот». Правила этой игры вам знакомы. Встаньте дети в круг, мы будем передавать мяч друг другу, а я буду называть слово, а у кого в руках окажется мяч, должен сказать противоположное по смыслу слово.

Плохой-…(хороший). Грустный -…(весёлый). Зло-…(добро). Жадный-…(щедрый).

Холодный-…(теплый). Трусливый-…(смелый). Слабый-…(сильный). Горе-…(радость).

Печальный-…(радостный). Грубый-…(ласковый). Забрать-…(отдать). Ругать-…(хвалить).

Обидеть-…(защитить). Плакать-…(смеяться). Враг-…(друг). Пасмурный-…(солнечный).

Огорчить-…(обрадовать). Сломать-…(починить). Равнодушный-…(отзывчивый).Злой-…(добрый).

Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете добрых слов. (Дети садятся в полукруг.) Посмотрите, здесь есть буква. Кто правильно назовёт эту букву?

(Один ребёнок называет букву «Д» и прикрепляет её на доску, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Дети, какой следующий лепесток? Второй лепесток, какого цвета должен быть?

Ответ ребенка: Второй. Оранжевый.

(Ребенок находит на столе оранжевый лепесток, внутри которого спрятана буква «О».)

Воспитатель:  Этот лепесток предлагает нам ответить на вопрос:

«Ребята, как вы думаете, какого человека мы называем добрым?»

Примерные ответы детей: Кто придет на помощь, делает добрые дела, заботится о других, помогает взрослым, не обижает малышей, защищает слабых, говорит только добрые, хорошие слова, вежливый, внимательный человек, не жадный, делится игрушками.

Воспитатель: Правильно, добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен. Какая здесь буква?

Ответ ребенка: На этом лепестке буква «О». (Прикрепляет на доску букву «О»  тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Следующий лепесток, какой по счёту и какого цвета?

Ответы детей: Третий, желтый лепесток.

Воспитатель: Верно! (Ребенок находит на столе желтый лепесток, внутри которого спрятана буква «Б».)

Воспитатель: Ребята, сейчас работа в парах, садитесь, пожалуйста, за столы, этот лепесток предлагает нам выполнить задание «Хорошие - плохие поступки» на планшетакх.  У вас на планшетах картинки с хорошими и плохими поступками. Каждый из вас должен рассмотреть эти картинки и отметит зеленой фишкой – хорошие поступки. (Воспитатель проходит между столами и задает индивидуальные вопросы.)

Воспитатель: Поменяйтесь планшетами, проверьте друг друга. (Дети меняются друг с другом заданиями и проверяют правильность.) На лепестке вопрос:

«Какие добрые дела можем сделать мы, дети?»

Примерные ответы детей: Помочь маме, воспитателю, няне,…. Поделиться игрушками,…. Помочь природе: цветам, растениям, кошке, собаке, щенку, муравьишке, собрать мусор,….

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, с этим заданием тоже справились. Что же на третьем лепестке, здесь какая буква?

(Дети находят букву «Б», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Переходим к четвертому лепестку, он какого цвета?

Дети: Зелёного.

(Ребенок находит на столе зеленый лепесток, внутри которого спрятана буква «Р».)

Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам совершить прогулка по тропинке доброты. Ребята, выходим на ковер. (Дети создают круг и выполняют движение на месте по тексту.)

Физкультминутка «Тропинка доброты»

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Посмотри-ка, ты вокруг: (руки на поясе, повороты влево-прямо, вправо-прямо)

Здесь есть «ты», здесь есть «я», (повороты кистей рук на соседа и на себя)

Будем мы с тобой, друзья! (дети берутся за руки)

По тропинке доброты вместе мы шагаем (берутся за руки и идут по кругу, затем шагают на месте)

И про добрые дела никогда не забываем. (повороты головы влево, вправо )

Всем всегда поможем дружно, (разводят руки в стороны)

Потому что это нужно. (указательным пальцем показываем)

Проводится 2 раза.

Воспитатель: Молодцы! Какая здесь буква? (Дети в этом лепестке находят букву «Р», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.) 

Воспитатель: Ребята, а какой следующий лепесток?

Дети: Пятый по счёту, голубого цвета.

Воспитатель: Правильно!

(Ребенок находит на столе голубой лепесток, внутри которого спрятана буква «О».)

Воспитатель:  На лепестке игра «Герои сказок». Найди доброго и злого героя сказки, чтоб выполнить пожелание этого лепестка, нам нужно поделиться на две команды, в этом нам помогут разные фишки. (Каждый ребенок выбирает фишку (геометрическую фигуру: круг или квадрат) и с помощью знаков-символов (изображения круга или квадрата) делятся на две команды.)

Воспитатель: Перед вами картинки со сказочными героями. Возьмите по картинке, рассмотрите, найдите добрых и злых героев и узнайте из какой они сказки. (Каждой команде по 8-10 картинок. Каждый ребёнок называет своего героя и называет сказку. После выполнения задания, воспитатель предлагает поменяться местами и проверить правильность выполнения задания, назвать сказки (см.Примечание).)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились, садитесь на стулья в полукруг.

 Примечание:

Сказка «Царевна Лягушка» (Иван – царевич и Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный);

Сказка «Приключения Буратино» (Карабас-Барабас, кот Базилио и лиса Алиса);

Сказка «Красная шапочка» (Волк, Красная Шапочка);

Сказка «Коза и семеро козлят» (Коза с козлятами, Волк);

Сказка «Заюшкина избушка» (Зайчик и Лиса);

Сказка «Бармалей» (Айболит и Бармалей);

Сказка «Гуси-лебеди» (Баба-яга, сестра и братец);

Сказка «Баба Яга» (Баба Яга, девочка)

Воспитатель: На этом лепестке, какая буква? (Дети в этом лепестке находят букву «О», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Назовите, какой следующего лепесток?

Дети: Синий, шестой по счёту.

(Ребенок находит на столе синий лепесток, внутри которого спрятана буква «Т».)

Воспитатель: Ребята, волшебный цветок знает, что мы с вами собираем крышечки. Кому мы помогаем?

Примерные ответы детей: Мы помогаем природе, даём вторую жизнь мусору. Наша планета будет чистой, воздух свежим, а мусор, который мы собрали, принесёт пользу другим людям. Завод, который перерабатывает мусор, поможет детям.

Воспитатель: Верно! Мы эти крышечки сдаем в пункт вторсырья, затем их отправляют на переработку, а полученные деньги перечисляют детям, которым нужна помощь. Мы с вами ребята занимаемся благотворительностью. Благо- добро, Творить- делать, совершать. Благотворительность - это делать добрые дела, не требуя ничего взамен (безвозмездно). Какая буква на этом лепестке?

(Дети в этом лепестке находят букву «Т», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.) 

Воспитатель: Последний лепесток, какой он?

Дети: Фиолетовый, седьмой по счёту.

(Ребенок находит на столе фиолетовый лепесток, внутри которого спрятана буква «А».)

Воспитатель: На этом лепестке, какая буква?

Ответы детей: Буква «А». ети в этом лепестке находят букву «А», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску. Дети читают слово «ДОБРОТА».)

Воспитатель: Мы отгадали «кодовое слово». Ребята, как вы думаете, что означает слово «доброта»?

Примерные ответы детей: Доброта – это тепло, внимание, забота, ласка, вежливость, улыбка, помощь, сочувствие, радость, нежность, отзывчивость. Любовь к родным (к маме, папе, сестренке, брату). Хорошее, доброе отношение к животным, забота о растениях и животных.

Воспитатель: Верно. Доброта – это отзывчивость, доброе отношение к людям, ко всему живому на земле, желание делать хорошее другим. Ребята, мы и Волшебный цветок собрали.

(Под музыку «Что такое доброта» входит Шапокляк посылкой-подарком в руках.)

Шапокляк: Девчонки и мальчишки! Что-то со мной не так? Я больше не хочу делать пакости. Вот, я вам посылочку принесла от Чебурашки, Для хороших деток мне ничего не жалко!

Воспитатель и дети: Спасибо! Шапокляк, оставайся с нами.

Шапокляк: Ой, спасибо, я спешу на помощь к Чебурашке, мне очень хочется делать добрые дела. До свидания, ребята! (Прощается и уходит.)

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы расколдовали Шапокляк! Наше необычное занятие закончилось.

Заключительная часть:

Воспитатель: Что нам помогло расколдовать Шапокляк?(Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось сложным? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в посылке. (Дети открывают её и находят там подарки от Чебурашки.) Теперь у каждого из вас есть свой цветик – семицветик! В посылке есть лишние подарки… Что бы это значило?

Примерные ответы детей: Предлагают подарить гостям.

 3

4

5

6

7

8

 

Используемые источники:

1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры. Учебно-методическое пособие - ИД.: Карапуз, 2003. 

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Учебно-методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2020.

3. Физкультминутки по доброте для детей дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-po-dobrote-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

4. Загадки про Чебурашку, крокодила Гену и старуху Шапокляк https://lipesinka.ru/zagadki-pro-cheburashku-krokodila-genu-i-staruhu



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Читайте также

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности