Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте, как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Продолжать формировать первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Продолжать учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
- Упражнять в подборе слов (существительных, глаголов, прилагательных) с противоположным значением.
- Активизировать словарь детей (добрый, радостный, отзывчивый, друг, радость, доброта, хвалить, смеяться…).
Развивающие:
- Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения, делать выводы.
- Развивать умение детей выражать своё отношение к окружающему, с уважением относится к мнениям других.
- Продолжать развивать умение поддерживать беседу.
- Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать).
- Развивать память, любознательность, наблюдательность, двигательную активность.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам), умение проявлять заботу, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.
- Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, навыки сотрудничества, умение договариваться и принимать общее решение, навык взаимоконтроля и взаимопомощи.
Вид занятия: НОД тематическое занятие
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в подгруппах.
Материалы и оборудование:
- демонстрационные: конверт с цветиком-семицветиком, буквы слова «доброта»;
- вспомогательное оборудование: колокольчик, мяч, мольберты, знаки-символы, посылка;
- аудиозаписи: смс от Чебурашки, песни: «Кто людям помогает» (сл. Э. Успенского, муз. В.Шаинского), «Что такое доброта» (исп. Барбарики, слова и музыки Т. Залужная (Любаша)), «Доброта» (сл. В. Шульжик);
- раздаточные: картинки героев сказок, сюжетные картинки, планшеты, фишки-крышечки «зеленые», фишки (геометрические фигуры), поощрение - цветы.
Формы организации детской деятельности:
- игровая (словесная игра «Скажи наоборот», «Герои сказок»;
- познавательно-исследовательская (работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки»;
- коммуникативная (беседа о доброте);
- двигательная («Доброе утро», «Тропинка доброты»), релаксационная.
Методы и приемы:
- практические: игры (дидактические, речевые, двигательные);
- наглядные: рассматривание сюжетных картинок;
- словесные: беседа, словесная игра «Скажи наоборот», чтение стихотворения.
Предварительная работа:
прослушивание песни: «Что такое доброта?» Барбарики (исп. Барбарики, слова и музыки Т. Залужная (Любаша)), чтение стихов: А. Барто «Вовка – добрая душа», А. Лопатина «Как научиться доброте», М. Скребцова , В. Осеевой «Волшебное слово», С. Образцова «Так нельзя, а так можно», В. Катаев «Цветик-семицветик», разбор проблемных ситуаций, беседы по данной теме.
Организационная часть:
Воспитатель (звонит в колокольчик и приглашает детей): Ребята, давайте дружно поприветствуем наших гостей и скажем дружно: «Доброе утро!». А теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом по-особенному: прикосновением ладошками. (Прикоснитесь ладошками друг с другом.)
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой. И скажем всем: «Доброе утро!» Присаживайтесь на стулья расставленные полукругом. (Дети рассаживаются на стулья, расставленные полукругом).
Начало:
Воспитатель: Дети, у нас сегодня будет не совсем обычное занятие. Посмотрите, нам в детский сад пришло письмо, только мне непонятно от кого оно. Вместо обратного адреса на конверте загадка. Отгадаем?
Загадка на конверте:
Раньше был я — безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас меня знает каждая дворняжка.
Ведь я — друг Гены. Кто это?
Отгадка (Чебурашка)
(Звучит сигнал SOS.)
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответы детей: Это сигнал о помощи, кому-то нужна помощь.
Воспитатель: Да, ребята, пришла голосовая смска, послушаем? (Воспитатель берет телефон и включает голосовое сообщение.)
Голосовая смска от Чебурашки (просьба о помощи):
Дорогие девчонки и мальчишки, здравствуйте!
Мы с друзьями строим город, а Шапокляк нам постоянно мешает.
Злой волшебник заколдовал Шапокляк! Она стала делать всякие пакости.
Нужна ваша помощь. Помогите! Ваш Чебурашка.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке.
(Звучит музыка, входит Шапокляк и поёт песню «Кто людям помогает».)
Воспитатель: Здравствуйте, Шапокляк!
Шапокляк: Что, узнали меня? - Ха-ха, вы, здесь собрались, чтобы капризничать, дразниться и всех пугать? Это я умею и вам помогу.
Ответы детей: Мы будем помогать Чебурашке. Будем делать добрые дела.
Шапокляк: Глупости какие, помогать… Ничего у вас не выйдет… Держитесь у меня, я Чебурашке мешаю, и вам буду мешать. (Достает из сумки Крыску – Лариску и показывает ее к детям и уходит.) Лариска, пойдём что-нибудь придумаем!
Воспитатель: Бедный Чебурашка и его друзья, надо обязательно им помочь.
(Воспитатель берет конверт и высыпает лепестки на круглый стол.) Что это, ребята?
Ответы детей: Это Цветик-Семицветик. У него семь лепестков. Он может исполнять желания. Этот цветок из сказки Цветик-Семицветик. Это волшебный цветок.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, может нам этот цветок помочь Чебурашке?
Ответы детей: Мы можем загадать каждый своё желание. Цветок поможет сделать доброе дело.
Воспитатель, дети: Мы сможем загадать желание, чтоб Шапокляк перестала мешать Чебурашке.
Воспитатель: Верно! (Воспитатель берет серединку цветка.) А еще здесь записка:
«Как только вы, выполните пожелания каждого лепестка и соберете цветок,
вам откроется «кодовое слово», которое поможет расколдовать Шапокляк.»
Воспитатель: Ребята, давайте начнём выполнять его пожелания. Как вы думаете, лепесток, какого цвета мы должны взять первым? Помните радугу?
Ответ ребенка: Красный.
Воспитатель: Правильно! (Ребенок находит на столе красный лепесток, внутри которого спрятана буква «Д»).
Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам превратить злое в доброе и в этом нам поможет игра «Скажи наоборот». Правила этой игры вам знакомы. Встаньте дети в круг, мы будем передавать мяч друг другу, а я буду называть слово, а у кого в руках окажется мяч, должен сказать противоположное по смыслу слово.
Плохой-…(хороший). Грустный -…(весёлый). Зло-…(добро). Жадный-…(щедрый).
Холодный-…(теплый). Трусливый-…(смелый). Слабый-…(сильный). Горе-…(радость).
Печальный-…(радостный). Грубый-…(ласковый). Забрать-…(отдать). Ругать-…(хвалить).
Обидеть-…(защитить). Плакать-…(смеяться). Враг-…(друг). Пасмурный-…(солнечный).
Огорчить-…(обрадовать). Сломать-…(починить). Равнодушный-…(отзывчивый).Злой-…(добрый).
Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете добрых слов. (Дети садятся в полукруг.) Посмотрите, здесь есть буква. Кто правильно назовёт эту букву?
(Один ребёнок называет букву «Д» и прикрепляет её на доску, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)
Воспитатель: Дети, какой следующий лепесток? Второй лепесток, какого цвета должен быть?
Ответ ребенка: Второй. Оранжевый.
(Ребенок находит на столе оранжевый лепесток, внутри которого спрятана буква «О».)
Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам ответить на вопрос:
«Ребята, как вы думаете, какого человека мы называем добрым?»
Примерные ответы детей: Кто придет на помощь, делает добрые дела, заботится о других, помогает взрослым, не обижает малышей, защищает слабых, говорит только добрые, хорошие слова, вежливый, внимательный человек, не жадный, делится игрушками.
Воспитатель: Правильно, добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен. Какая здесь буква?
Ответ ребенка: На этом лепестке буква «О». (Прикрепляет на доску букву «О» тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)
Воспитатель: Следующий лепесток, какой по счёту и какого цвета?
Ответы детей: Третий, желтый лепесток.
Воспитатель: Верно! (Ребенок находит на столе желтый лепесток, внутри которого спрятана буква «Б».)
Воспитатель: Ребята, сейчас работа в парах, садитесь, пожалуйста, за столы, этот лепесток предлагает нам выполнить задание «Хорошие - плохие поступки» на планшетакх. У вас на планшетах картинки с хорошими и плохими поступками. Каждый из вас должен рассмотреть эти картинки и отметит зеленой фишкой – хорошие поступки. (Воспитатель проходит между столами и задает индивидуальные вопросы.)
Воспитатель: Поменяйтесь планшетами, проверьте друг друга. (Дети меняются друг с другом заданиями и проверяют правильность.) На лепестке вопрос:
«Какие добрые дела можем сделать мы, дети?»
Примерные ответы детей: Помочь маме, воспитателю, няне,…. Поделиться игрушками,…. Помочь природе: цветам, растениям, кошке, собаке, щенку, муравьишке, собрать мусор,….
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, с этим заданием тоже справились. Что же на третьем лепестке, здесь какая буква?
(Дети находят букву «Б», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)
Воспитатель: Переходим к четвертому лепестку, он какого цвета?
Дети: Зелёного.
(Ребенок находит на столе зеленый лепесток, внутри которого спрятана буква «Р».)
Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам совершить прогулка по тропинке доброты. Ребята, выходим на ковер. (Дети создают круг и выполняют движение на месте по тексту.)
Физкультминутка «Тропинка доброты»
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Посмотри-ка, ты вокруг: (руки на поясе, повороты влево-прямо, вправо-прямо)
Здесь есть «ты», здесь есть «я», (повороты кистей рук на соседа и на себя)
Будем мы с тобой, друзья! (дети берутся за руки)
По тропинке доброты вместе мы шагаем (берутся за руки и идут по кругу, затем шагают на месте)
И про добрые дела никогда не забываем. (повороты головы влево, вправо )
Всем всегда поможем дружно, (разводят руки в стороны)
Потому что это нужно. (указательным пальцем показываем)
Проводится 2 раза.
Воспитатель: Молодцы! Какая здесь буква? (Дети в этом лепестке находят букву «Р», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)
Воспитатель: Ребята, а какой следующий лепесток?
Дети: Пятый по счёту, голубого цвета.
Воспитатель: Правильно!
(Ребенок находит на столе голубой лепесток, внутри которого спрятана буква «О».)
Воспитатель: На лепестке игра «Герои сказок». Найди доброго и злого героя сказки, чтоб выполнить пожелание этого лепестка, нам нужно поделиться на две команды, в этом нам помогут разные фишки. (Каждый ребенок выбирает фишку (геометрическую фигуру: круг или квадрат) и с помощью знаков-символов (изображения круга или квадрата) делятся на две команды.)
Воспитатель: Перед вами картинки со сказочными героями. Возьмите по картинке, рассмотрите, найдите добрых и злых героев и узнайте из какой они сказки. (Каждой команде по 8-10 картинок. Каждый ребёнок называет своего героя и называет сказку. После выполнения задания, воспитатель предлагает поменяться местами и проверить правильность выполнения задания, назвать сказки (см.Примечание).)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились, садитесь на стулья в полукруг.
Примечание:
Сказка «Царевна Лягушка» (Иван – царевич и Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный);
Сказка «Приключения Буратино» (Карабас-Барабас, кот Базилио и лиса Алиса);
Сказка «Красная шапочка» (Волк, Красная Шапочка);
Сказка «Коза и семеро козлят» (Коза с козлятами, Волк);
Сказка «Заюшкина избушка» (Зайчик и Лиса);
Сказка «Бармалей» (Айболит и Бармалей);
Сказка «Гуси-лебеди» (Баба-яга, сестра и братец);
Сказка «Баба Яга» (Баба Яга, девочка)
Воспитатель: На этом лепестке, какая буква? (Дети в этом лепестке находят букву «О», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)
Воспитатель: Назовите, какой следующего лепесток?
Дети: Синий, шестой по счёту.
(Ребенок находит на столе синий лепесток, внутри которого спрятана буква «Т».)
Воспитатель: Ребята, волшебный цветок знает, что мы с вами собираем крышечки. Кому мы помогаем?
Примерные ответы детей: Мы помогаем природе, даём вторую жизнь мусору. Наша планета будет чистой, воздух свежим, а мусор, который мы собрали, принесёт пользу другим людям. Завод, который перерабатывает мусор, поможет детям.
Воспитатель: Верно! Мы эти крышечки сдаем в пункт вторсырья, затем их отправляют на переработку, а полученные деньги перечисляют детям, которым нужна помощь. Мы с вами ребята занимаемся благотворительностью. Благо- добро, Творить- делать, совершать. Благотворительность - это делать добрые дела, не требуя ничего взамен (безвозмездно). Какая буква на этом лепестке?
(Дети в этом лепестке находят букву «Т», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)
Воспитатель: Последний лепесток, какой он?
Дети: Фиолетовый, седьмой по счёту.
(Ребенок находит на столе фиолетовый лепесток, внутри которого спрятана буква «А».)
Воспитатель: На этом лепестке, какая буква?
Ответы детей: Буква «А». (Дети в этом лепестке находят букву «А», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску. Дети читают слово «ДОБРОТА».)
Воспитатель: Мы отгадали «кодовое слово». Ребята, как вы думаете, что означает слово «доброта»?
Примерные ответы детей: Доброта – это тепло, внимание, забота, ласка, вежливость, улыбка, помощь, сочувствие, радость, нежность, отзывчивость. Любовь к родным (к маме, папе, сестренке, брату). Хорошее, доброе отношение к животным, забота о растениях и животных.
Воспитатель: Верно. Доброта – это отзывчивость, доброе отношение к людям, ко всему живому на земле, желание делать хорошее другим. Ребята, мы и Волшебный цветок собрали.
(Под музыку «Что такое доброта» входит Шапокляк посылкой-подарком в руках.)
Шапокляк: Девчонки и мальчишки! Что-то со мной не так? Я больше не хочу делать пакости. Вот, я вам посылочку принесла от Чебурашки, Для хороших деток мне ничего не жалко!
Воспитатель и дети: Спасибо! Шапокляк, оставайся с нами.
Шапокляк: Ой, спасибо, я спешу на помощь к Чебурашке, мне очень хочется делать добрые дела. До свидания, ребята! (Прощается и уходит.)
Воспитатель: Ребята, молодцы, вы расколдовали Шапокляк! Наше необычное занятие закончилось.
Заключительная часть:
Воспитатель: Что нам помогло расколдовать Шапокляк?(Ответы детей)
Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)
Какое задание для вас оказалось сложным? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в посылке. (Дети открывают её и находят там подарки от Чебурашки.) Теперь у каждого из вас есть свой цветик – семицветик! В посылке есть лишние подарки… Что бы это значило?
Примерные ответы детей: Предлагают подарить гостям.
Используемые источники:
1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры. Учебно-методическое пособие - ИД.: Карапуз, 2003.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Учебно-методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2020.
3. Физкультминутки по доброте для детей дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-po-dobrote-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
4. Загадки про Чебурашку, крокодила Гену и старуху Шапокляк https://lipesinka.ru/zagadki-pro-cheburashku-krokodila-genu-i-staruhu
Читайте также |
---|
Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...
Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…
Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...
Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…
Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...