Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте, как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Продолжать формировать первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Продолжать учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
  • Упражнять в подборе слов (существительных, глаголов, прилагательных) с противоположным значением.
  • Активизировать словарь детей (добрый, радостный, отзывчивый, друг, радость, доброта, хвалить, смеяться…).

Развивающие:

  • Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения, делать выводы.
  • Развивать умение детей выражать своё отношение к окружающему, с уважением относится к мнениям других.
  • Продолжать развивать умение поддерживать беседу.
  • Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать).
  • Развивать память, любознательность, наблюдательность, двигательную активность.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам), умение проявлять заботу, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания.
  • Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, навыки сотрудничества, умение договариваться и принимать общее решение, навык взаимоконтроля и взаимопомощи.

Вид занятия: НОД тематическое занятие

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в подгруппах.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационные: конверт с цветиком-семицветиком, буквы слова «доброта»;
  • вспомогательное оборудование: колокольчик, мяч, мольберты, знаки-символы, посылка;
  • аудиозаписи: смс от Чебурашки, песни: «Кто людям помогает» (сл. Э. Успенского, муз. В.Шаинского), «Что такое доброта» (исп. Барбарики, слова и музыки Т. Залужная (Любаша)), «Доброта» (сл. В. Шульжик);
  • раздаточные: картинки героев сказок, сюжетные картинки, планшеты, фишки-крышечки «зеленые», фишки (геометрические фигуры), поощрение - цветы.

Формы организации детской деятельности: 

  • игровая (словесная игра «Скажи наоборот», «Герои сказок»; 
  • познавательно-исследовательская (работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки»;
  • коммуникативная (беседа о доброте);
  • двигательная («Доброе утро», «Тропинка доброты»), релаксационная.

Методы и приемы:

  • практические: игры (дидактические, речевые, двигательные);
  • наглядные: рассматривание сюжетных картинок;
  • словесные: беседа, словесная игра «Скажи наоборот», чтение стихотворения.

Предварительная работа:

прослушивание песни: «Что такое доброта?» Барбарики (исп. Барбарики, слова и музыки Т. Залужная (Любаша)), чтение стихов: А. Барто «Вовка – добрая душа», А. Лопатина «Как научиться доброте», М. Скребцова , В. Осеевой «Волшебное слово», С. Образцова «Так нельзя, а так можно», В. Катаев «Цветик-семицветик», разбор проблемных ситуаций, беседы по данной теме.

Организационная часть:

Воспитатель (звонит в колокольчик и приглашает детей): Ребята, давайте дружно поприветствуем наших гостей и скажем дружно: «Доброе утро!». А теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом по-особенному: прикосновением ладошками. (Прикоснитесь ладошками друг с другом.)

Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?

Дети: Да.

Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой. И скажем всем: «Доброе утро!» Присаживайтесь на стулья расставленные полукругом. (Дети рассаживаются на стулья, расставленные полукругом).

Начало:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня будет не совсем обычное занятие. Посмотрите, нам в детский сад пришло письмо, только мне непонятно от кого оно. Вместо обратного адреса на конверте загадка. Отгадаем?

Загадка на конверте: 

Раньше был я — безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас меня знает каждая дворняжка.

Ведь я — друг Гены. Кто это?

Отгадка (Чебурашка)

(Звучит сигнал SOS.)

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответы детей: Это сигнал о помощи, кому-то нужна помощь.

Воспитатель: Да, ребята, пришла голосовая смска, послушаем? (Воспитатель берет телефон и включает голосовое сообщение.)

Голосовая смска от Чебурашки (просьба о помощи): 

Дорогие девчонки и мальчишки, здравствуйте!

Мы с друзьями строим город, а Шапокляк нам постоянно мешает.

Злой волшебник заколдовал Шапокляк! Она стала делать всякие пакости.

Нужна ваша помощь. Помогите! Ваш Чебурашка.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке.

(Звучит музыка, входит Шапокляк и поёт песню «Кто людям помогает».)

Воспитатель: Здравствуйте, Шапокляк!

Шапокляк: Что, узнали меня? - Ха-ха, вы, здесь собрались, чтобы капризничать, дразниться и всех пугать? Это я умею и вам помогу.

Ответы детей: Мы будем помогать Чебурашке. Будем делать добрые дела.

Шапокляк: Глупости какие, помогать… Ничего у вас не выйдет… Держитесь у меня, я Чебурашке мешаю, и вам буду мешать. (Достает из сумки Крыску – Лариску и показывает ее к детям и уходит.) Лариска, пойдём что-нибудь придумаем!

Воспитатель: Бедный Чебурашка и его друзья, надо обязательно им помочь.

(Воспитатель берет конверт и высыпает лепестки на круглый стол.) Что это, ребята?

Ответы детей: Это Цветик-Семицветик. У него семь лепестков. Он может исполнять желания. Этот цветок из сказки Цветик-Семицветик. Это волшебный цветок.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, может нам этот цветок помочь Чебурашке?

Ответы детей: Мы можем загадать каждый своё желание. Цветок поможет сделать доброе дело.

Воспитатель, дети: Мы сможем загадать желание, чтоб Шапокляк перестала мешать Чебурашке.

Воспитатель: Верно! (Воспитатель берет серединку цветка.) А еще здесь записка: 

«Как только вы, выполните пожелания каждого лепестка и соберете цветок,

вам откроется «кодовое слово», которое поможет расколдовать Шапокляк.» 

Воспитатель: Ребята, давайте начнём выполнять его пожелания. Как вы думаете, лепесток, какого цвета мы должны взять первым? Помните радугу?

Ответ ребенка: Красный.

Воспитатель: Правильно! (Ребенок находит на столе красный лепесток, внутри которого спрятана буква «Д»).

Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам превратить злое в доброе и в этом нам поможет игра «Скажи наоборот». Правила этой игры вам знакомы. Встаньте дети в круг, мы будем передавать мяч друг другу, а я буду называть слово, а у кого в руках окажется мяч, должен сказать противоположное по смыслу слово.

Плохой-…(хороший). Грустный -…(весёлый). Зло-…(добро). Жадный-…(щедрый).

Холодный-…(теплый). Трусливый-…(смелый). Слабый-…(сильный). Горе-…(радость).

Печальный-…(радостный). Грубый-…(ласковый). Забрать-…(отдать). Ругать-…(хвалить).

Обидеть-…(защитить). Плакать-…(смеяться). Враг-…(друг). Пасмурный-…(солнечный).

Огорчить-…(обрадовать). Сломать-…(починить). Равнодушный-…(отзывчивый).Злой-…(добрый).

Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете добрых слов. (Дети садятся в полукруг.) Посмотрите, здесь есть буква. Кто правильно назовёт эту букву?

(Один ребёнок называет букву «Д» и прикрепляет её на доску, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Дети, какой следующий лепесток? Второй лепесток, какого цвета должен быть?

Ответ ребенка: Второй. Оранжевый.

(Ребенок находит на столе оранжевый лепесток, внутри которого спрятана буква «О».)

Воспитатель:  Этот лепесток предлагает нам ответить на вопрос:

«Ребята, как вы думаете, какого человека мы называем добрым?»

Примерные ответы детей: Кто придет на помощь, делает добрые дела, заботится о других, помогает взрослым, не обижает малышей, защищает слабых, говорит только добрые, хорошие слова, вежливый, внимательный человек, не жадный, делится игрушками.

Воспитатель: Правильно, добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен. Какая здесь буква?

Ответ ребенка: На этом лепестке буква «О». (Прикрепляет на доску букву «О»  тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Следующий лепесток, какой по счёту и какого цвета?

Ответы детей: Третий, желтый лепесток.

Воспитатель: Верно! (Ребенок находит на столе желтый лепесток, внутри которого спрятана буква «Б».)

Воспитатель: Ребята, сейчас работа в парах, садитесь, пожалуйста, за столы, этот лепесток предлагает нам выполнить задание «Хорошие - плохие поступки» на планшетакх.  У вас на планшетах картинки с хорошими и плохими поступками. Каждый из вас должен рассмотреть эти картинки и отметит зеленой фишкой – хорошие поступки. (Воспитатель проходит между столами и задает индивидуальные вопросы.)

Воспитатель: Поменяйтесь планшетами, проверьте друг друга. (Дети меняются друг с другом заданиями и проверяют правильность.) На лепестке вопрос:

«Какие добрые дела можем сделать мы, дети?»

Примерные ответы детей: Помочь маме, воспитателю, няне,…. Поделиться игрушками,…. Помочь природе: цветам, растениям, кошке, собаке, щенку, муравьишке, собрать мусор,….

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, с этим заданием тоже справились. Что же на третьем лепестке, здесь какая буква?

(Дети находят букву «Б», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Переходим к четвертому лепестку, он какого цвета?

Дети: Зелёного.

(Ребенок находит на столе зеленый лепесток, внутри которого спрятана буква «Р».)

Воспитатель: Этот лепесток предлагает нам совершить прогулка по тропинке доброты. Ребята, выходим на ковер. (Дети создают круг и выполняют движение на месте по тексту.)

Физкультминутка «Тропинка доброты»

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Посмотри-ка, ты вокруг: (руки на поясе, повороты влево-прямо, вправо-прямо)

Здесь есть «ты», здесь есть «я», (повороты кистей рук на соседа и на себя)

Будем мы с тобой, друзья! (дети берутся за руки)

По тропинке доброты вместе мы шагаем (берутся за руки и идут по кругу, затем шагают на месте)

И про добрые дела никогда не забываем. (повороты головы влево, вправо )

Всем всегда поможем дружно, (разводят руки в стороны)

Потому что это нужно. (указательным пальцем показываем)

Проводится 2 раза.

Воспитатель: Молодцы! Какая здесь буква? (Дети в этом лепестке находят букву «Р», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.) 

Воспитатель: Ребята, а какой следующий лепесток?

Дети: Пятый по счёту, голубого цвета.

Воспитатель: Правильно!

(Ребенок находит на столе голубой лепесток, внутри которого спрятана буква «О».)

Воспитатель:  На лепестке игра «Герои сказок». Найди доброго и злого героя сказки, чтоб выполнить пожелание этого лепестка, нам нужно поделиться на две команды, в этом нам помогут разные фишки. (Каждый ребенок выбирает фишку (геометрическую фигуру: круг или квадрат) и с помощью знаков-символов (изображения круга или квадрата) делятся на две команды.)

Воспитатель: Перед вами картинки со сказочными героями. Возьмите по картинке, рассмотрите, найдите добрых и злых героев и узнайте из какой они сказки. (Каждой команде по 8-10 картинок. Каждый ребёнок называет своего героя и называет сказку. После выполнения задания, воспитатель предлагает поменяться местами и проверить правильность выполнения задания, назвать сказки (см.Примечание).)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились, садитесь на стулья в полукруг.

 Примечание:

Сказка «Царевна Лягушка» (Иван – царевич и Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный);

Сказка «Приключения Буратино» (Карабас-Барабас, кот Базилио и лиса Алиса);

Сказка «Красная шапочка» (Волк, Красная Шапочка);

Сказка «Коза и семеро козлят» (Коза с козлятами, Волк);

Сказка «Заюшкина избушка» (Зайчик и Лиса);

Сказка «Бармалей» (Айболит и Бармалей);

Сказка «Гуси-лебеди» (Баба-яга, сестра и братец);

Сказка «Баба Яга» (Баба Яга, девочка)

Воспитатель: На этом лепестке, какая буква? (Дети в этом лепестке находят букву «О», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.)

Воспитатель: Назовите, какой следующего лепесток?

Дети: Синий, шестой по счёту.

(Ребенок находит на столе синий лепесток, внутри которого спрятана буква «Т».)

Воспитатель: Ребята, волшебный цветок знает, что мы с вами собираем крышечки. Кому мы помогаем?

Примерные ответы детей: Мы помогаем природе, даём вторую жизнь мусору. Наша планета будет чистой, воздух свежим, а мусор, который мы собрали, принесёт пользу другим людям. Завод, который перерабатывает мусор, поможет детям.

Воспитатель: Верно! Мы эти крышечки сдаем в пункт вторсырья, затем их отправляют на переработку, а полученные деньги перечисляют детям, которым нужна помощь. Мы с вами ребята занимаемся благотворительностью. Благо- добро, Творить- делать, совершать. Благотворительность - это делать добрые дела, не требуя ничего взамен (безвозмездно). Какая буква на этом лепестке?

(Дети в этом лепестке находят букву «Т», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску.) 

Воспитатель: Последний лепесток, какой он?

Дети: Фиолетовый, седьмой по счёту.

(Ребенок находит на столе фиолетовый лепесток, внутри которого спрятана буква «А».)

Воспитатель: На этом лепестке, какая буква?

Ответы детей: Буква «А». ети в этом лепестке находят букву «А», называют её, прикрепляет на доску букву тот ребёнок, который первым её назвал, а тот, кто первым назвал цвет лепестка, прикрепляет его на доску. Дети читают слово «ДОБРОТА».)

Воспитатель: Мы отгадали «кодовое слово». Ребята, как вы думаете, что означает слово «доброта»?

Примерные ответы детей: Доброта – это тепло, внимание, забота, ласка, вежливость, улыбка, помощь, сочувствие, радость, нежность, отзывчивость. Любовь к родным (к маме, папе, сестренке, брату). Хорошее, доброе отношение к животным, забота о растениях и животных.

Воспитатель: Верно. Доброта – это отзывчивость, доброе отношение к людям, ко всему живому на земле, желание делать хорошее другим. Ребята, мы и Волшебный цветок собрали.

(Под музыку «Что такое доброта» входит Шапокляк посылкой-подарком в руках.)

Шапокляк: Девчонки и мальчишки! Что-то со мной не так? Я больше не хочу делать пакости. Вот, я вам посылочку принесла от Чебурашки, Для хороших деток мне ничего не жалко!

Воспитатель и дети: Спасибо! Шапокляк, оставайся с нами.

Шапокляк: Ой, спасибо, я спешу на помощь к Чебурашке, мне очень хочется делать добрые дела. До свидания, ребята! (Прощается и уходит.)

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы расколдовали Шапокляк! Наше необычное занятие закончилось.

Заключительная часть:

Воспитатель: Что нам помогло расколдовать Шапокляк?(Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось сложным? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в посылке. (Дети открывают её и находят там подарки от Чебурашки.) Теперь у каждого из вас есть свой цветик – семицветик! В посылке есть лишние подарки… Что бы это значило?

Примерные ответы детей: Предлагают подарить гостям.

 3

4

5

6

7

8

 

Используемые источники:

1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры. Учебно-методическое пособие - ИД.: Карапуз, 2003. 

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Учебно-методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2020.

3. Физкультминутки по доброте для детей дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-po-dobrote-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

4. Загадки про Чебурашку, крокодила Гену и старуху Шапокляк https://lipesinka.ru/zagadki-pro-cheburashku-krokodila-genu-i-staruhu



Новые публикации

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Читайте также

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу...