Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение»

Цель: сформировать представление у детей о том, что такое деньги, их назначении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с разными видами денег в России (монеты, банкноты, пластиковые карты);
  • учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; наличными и пластиковыми деньгами;
  • помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  • способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

 

Ход занятия

Дети заходят и приветствуют гостей, встают в кружок.

Воспитатель:

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — …

Дети хором отвечают (Буратино).

Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.

Давайте его послушаем (аудио запись из презентации -1 слайд).

Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Дети: Выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Садимся за круглый стол. Давайте посмотрим какое первое задание прислал нам Буратино:

Первое задание:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! 

Картинки деньги (монета и купюра).

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, помогите Буратино разобраться, что такое деньги?

Дети: Деньги - это то, чем платят за товар, за покупки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру, нам нужно будет разделить бумажные банкноты и монеты.

Интерактивная игра «Бумажные или металлические» (презентация-2 слайд)

2 задание от Буратино: Нужны ли человеку деньги? Может он без них обойтись? Почему?

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Дети:

  • деньги нужны для покупки продуктов питания;
  • деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
  • деньги нужны для оплаты развлечений;
  • деньги нужны для покупки одежды;
  • деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
  • деньги нужны для покупки подарков.
  • для покупки лекарств
  • для оплаты ремонта машин,
  • для оплаты услуг парикмахера

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

3 задание от Буратино: помогите отгадать – почему рубль называется рублем? От какого слова произошло название, кто-то догадался?

Первый российский рубль появился на свет в 8 веке. Он выглядел как длинный брусок серебра весом в 200 граммов. На этом слитке было клеймо, которое удостоверяло веси ценность. (презентация – 3 слайд).

Раньше деньги измерялись весом, а не значением купюры, поэтому предприимчивые граждане, обрезали рубли, делая их короче и меньше по весу. Так как далеко не при каждой покупке была возможность взвесить деньги. Отсюда пошло выражение "гнаться за длинным рублём", то есть искать большой и лёгкий заработок. (презентация – 4 слайд)

Позже появилась так называемая первая копейка, ее ввела мать царя Ивана Грозного. Свое название монета получила по изображению всадника с копьем. (презентация- 5 слайд)

Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

4 задание: Рассматривание денег. Перед вами на столе лежат монеты и бумажные деньги (банкноты). Чем они отличаются? (монеты из металла, бумажные из бумаги; по форме – круглые – прямоугольные, цвет (серебро-золото или белые и жёлтые), размер (сравниваете практическим путём, каждый ребёнок рассматривает, ощупывает и т.д. у каждого и монета и банкнота, а не одна на всех).

Давайте рассмотрим монетки. Посмотрите, монетка с обеих сторон одинаковая? Что изображено на одной стороне? (цифра, обозначающая количество рублей) а на другой? Двуглавый орел – герб какой страны? В какой стране мы живём?

Найдите самую мелкую монетку (1р.), а теперь самую крупную. Выложите монетки в порядке возрастания: сначала монетку, где обозначена цифра1, затем 2 и т.д.(это коллективное задание, у каждого ребёнка монеты разного достоинства от 1 до 10). На какую монетку можно купить больше товара? Почему? 10 рублей больше 1,2,5. А кому попались монетки в 3,4,6,7,8 или 9 рублей? Никому? Это потому что таких монет не существует. Почему – это вам домашнее задание от Буратино. Спросите об этом у мамы с папой, и мы завтра утром обсудим.

Чем похожи монеты и бумажные деньги (банкноты)? (перечисляют: и на монетах и на банкнотах есть цифра, обозначающая количество рублей, есть герб России (найти на банкноте), украшены изображениями)

Ребята, вы отметили, что бумажные деньги (банкноты) имеют 2 стороны – они одинаковые? (на одной портрет и цифра, обозначающая количество рублей, на другой картинка и тоже цифра, чтобы удобно было смотреть с любой стороны. Ребята, Буратино задает такой вопрос: что это за портреты и картинки на банкнотах? почему нет моего портрета на банкнотах? Я тоже хочу!

Как вы думаете, что больше по количеству денег – монета или банкнота? Что нам подсказывает? Банкноты больше размером, на них стоит не 1 цифра, а 2, 3 и т.д.

Воспитатель: 5 задание от Буратино. А, сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

  • Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
  • Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
  • Монета звенит, а банкнота…(шуршит)
  • Монета маленькая, а банкнота…(большая)
  • Монета прочная, а банкнота (не прочная, может порваться)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? 

Дети: Нет. Правильно, если банкнота сильно повреждена, она не годна,но её можно обменять в банке на новую. А если надорвана или оторвался кусочек – можно расплатиться.

6 задание: Экспериментирование с деньгами. Буратино слышал, что на банкнотах есть какие-то тайные знаки. Почему их не видно и для чего они?

С тех пор, как появились бумажные люди нечестные люди пытаются их подделать. Чтобы этого не допустить, придумали помечать банкноты специальными невидимыми знаками. Давайте их попробуем найти.

Далее идёт рассматривание денег в микроскоп (разные купюры).

Вот и эту загадку Буратино мы разгадали!

7 задание: Как вы думаете, зачем создали денежную карту? Удобно ли ей пользоваться? Почему? Показ банковской карты.

  • Карта маленькая, для её хранения не нужен большой кошелёк.
  • Не нужно продавцам давать сдачи – с карты списывается столько денег, сколько стоит товар. Поэтому обслуживание с помощью карты происходит быстрее.
  • Безопасна с точки зрения гигиены – деньги передаются от человека к человеку, на деньгах скапливается очень много бактерий.
  • Картой пользуется только один человек, это безопасней.

(показ карточек с схематическим изображением всех плюсов использования банковской карты)

Следующее задание от Буратино: расскажите, откуда появляются деньги на карте? Откуда у взрослых наличные деньги?

Деньги взрослые зарабатывают на работе. Целый месяц взрослые работают, в конце месяца за труд получают заработную плату, которая выдаётся наличными деньгами (рублями) или переводится на карту.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

  • за деньги нельзя купить дружбу;
  • за деньги нельзя купить уважение;
  • за деньги нельзя купить любовь;
  • за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
  • за деньги нельзя купить общение с природой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях.

Звуковое письмо (презентация-6 слайд)

Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.

Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты, но только не настоящие, а шоколадные.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Дидактическая игра «Поварята» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Поварята» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Поварята» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Читайте также

Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ»

Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ» Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе...

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»