Цикл занятий для развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» с 3-4 лет.

«Беседы об искусстве»

1. Тема: «Знакомство с творчеством Ю.Васнецова»

Цель: Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова

Задачи:

  • Познакомить с творчеством Ю.А.Васнецова
  • Развивать интерес к книжной графике.
  • Воспитывать любовь к животным

Материал: силуэты животных, фломастеры.

Ход занятия:

Сказка.

- Вы любите книжки со сказками и красивыми картинками? А знаете, кто рисует их? Нет? Тогда я расскажу вам об одном художнике – сказочнике.

Много лет тому назад, в Вятке жил мальчик Юра. Мальчик, как мальчик. Днем гулял с ребятами да помогал домашним по хозяйству, а вечером слушал бабушкины песни да сказки.

Однажды, вместе со всем семейством отправился Юра Васнецов на ярмарку. А там товара разного великое множество. Тут и платки яркие и игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петухи – глаза разбегаются. Смотрит Юра, дивится. Вот медведь глиняный, в жилетке да с корзиной, а рядом индюк нарядный, за ним конь в яблоках , словно из сказки.

Навсегда полюбил Юра яркие сказочные игрушки . Бывало, расставит их дома на лавке и придумывает про них историю сказочную.

Когда вырос Юрий Васнецов, то решил стать художником и поехал учиться в Петроград, в Академию художеств. Став взрослым известным художником, Юрий Васнецов никогда не забывал бабушкины сказки и ярмарку с ее яркими, расписными игрушками. Вот так и стал он рисовать картинки, на которых коты в сапожках да курицы в сережках щеголяли, и помещать их в книжки для детей. То-то детворе радость! (Показать книги, рассмотреть иллюстрации.)

Педагог спрашивает детей о том, понравились ли им рисунки Ю. Васнецова, предлагает нарядить зверей, разрисовать узорами одежду животных, нарисовать им глаза и улыбку, как на картинах у Васнецова  

П.г.   Зайка, зайка попляши, зайка деток посмеши!

Топай, топай лапками, серенькими тапками!

Вот так! Вот так! Зайка наш плясать мастак!

(Дети двумя пальцами имитируют пляску зайца на массажной карточке).

Обсуждение: Работы выставить все вместе, рассмотреть зверят. Спросить детей о художнике Ю.Васнецове.

Психофизическая разгрузка: игра «Веселые букашки» -

Все букашки летают, а один водящий ловит их сочком: пойманной букашке придумываем смешное веселое задание.

 

2. Тема: «Знакомство с творчеством Е. Чарушина»

Цель: Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством Е.Чарушина
  • Развивать интерес к книжной графике.
  • Воспитывать любовь к животным

Материал: силуэты зайцев, вата, оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Сказка.

- Вы знаете, как рождаются художники? Нет? Тогда я расскажу вам одну интересную историю.

Давным-давно, когда ваших мам и пап еще не было, в старинном городке Вятке, в семье губернского архитектора, Ивана Чарушина, родился маленький мальчик. Назвали его Евгений. Никто не знал кем станет мальчишка, когда выросте, а он стал известным писателем и художником. Как же это вышло? Да вот, как.

В доме Чарушиных только и говорили, что о живописи и архитектуре. Ведь Иван Чарушин был архитектор, он рисовал, вычерчивал по линейке красивые дома, мосты, а каменщики их потом строили. Женя тоже всегда что-то рисовал и с гордостью показывал свои картины папе. Папа одобрительно поглаживал сына по плечу и улыбался.

А что же мама? С самого раннего детства, мальчик Женя помогал матери с домашними животными. Они вместе их кормили, ухаживали за ними. В разное время в их доме перебывало множество зверей и птиц: одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали. Белки, зайцы, ежи, были лучшими друзьями мальчика. Он не просто играл с ними, а внимательно наблюдал за лесными жителями. Какая у них шерсть или перья у птиц. Как, потягиваясь, сворачиваются клубочком лисы или машут крыльями совы. Все подмечал Евгений Чарушин. И очень захотелось ему нарисовать своих маленьких друзей. Он так и сделал и с тех пор только и рисовал зверей да птиц. Когда Евгений окончил школу, то отправился в Петроград в Академию художеств, учится живописи. Даже когда Евгений Чарушин вырос, то не прекратил рисовать любимых с детства зверюшек. Лисы и медвежата, ежики и щенки - их он теперь рисовал для детских книг, да еще и рассказы в этих книгах сам писал. Много книг для детей написал и проиллюстрировал Евгений Чарушин. (Показать книги.) Вот так, мальчик Женя, стал известным художником.

Педагог спрашивает детей о том, любят ли они зверей, предлагает каждому завести друга, маленького зайчика.

П.г. Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: думали, там страшный зверь.( Самомассаж каждого пальца).

Объяснить технику выполнения работы. На силуэт зайца наклеиваем вату маленькими кусочками. Нос, глаза рисуем фломастером.

Обсуждение: Работы выставить все вместе, рассмотреть зайчат. Спросить детей о художнике Е.Чарушине.

Психофизическая разгрузка: Каждый получает карточку с изображением животного, далее всем завязывают глаза. Обладатели карточек с одинаковыми животными должны собраться в группу, прибегая только к одному средству – издавать звуки соответствующие их животному.

 

3. Тема: «Дымка»

Цель: Знакомство с дымковским промыслом.

Задачи:

  • Познакомить с дымковским промыслом.
  • Развивать интерес к народному искусству
  • Воспитывать аккуратность.

Материал: Силуэт дымковского коня, пластилин.

Ход занятия:

Сказка.

Давным-давно это было, в пригороде Вятки. Ехал как-то раз молодой купец на зимнюю ярмарку, товар вез. Ехал через зимний лес, по заснеженной дороге. Глядь, а впереди просвет. Что это за село незнакомое раскинулось на пригорке. Дома ладные, рубленные, а над каждой крышей струится из труб голубой дым. Высоко поднимается в синее морозное небо. Все село дымкой окутано. Подъехал ближе, постучался в первый дом и попросился на постой. Самому отдохнуть да коней накормить. Пустили его. Зашел он в избу и ахнул. Как в сказку попал. Может здесь живут волшебники? На столе, на лавках, возле печки стояли красочные глиняные игрушки. Тут и кони, и барышни с кавалерами, и птицы чудные, и еще множество других игрушек. (показ, обследование) Сидят в избе мужики да бабы, а рядом горшок с мягкой глиной и так ловко они игрушки лепят, загляденье. Раз, раз и появился конь. Ножки устойчивые, шея дугой изогнута. Раз, раз, и рядом с конем встал на лавку индюк. (показать как лепить игрушки) Как игрушки подсохнут, так их в печь отправляют, на обжиг. Топится печь, а из трубы дым идет.

- Так вот откуда столько дыма из печных труб,- подумал купец,- не село, а сплошная дымка!

Вот поэтому и назвали это село Дымково. Что ж, обожгли игрушки , теперь их раскрасить надо. Глянул купец, а в углу избы, у окна, множество плошек с краской стоит. Берет мастер в руки игрушку обожженную и покрывает ее сначала белой краской (показать), а как подсохнет она, так и начнет мастер выдумывать узоры разные (показать образцы узоров), да выводить их тонкой кистью. Красота, да и только! Дивится купец.

- Зачем это столько игрушек? - спрашивает заезжий гость. - Кто в них играть будет?

- Да мы, брат, тоже на ярмарку собираемся,- отвечают хозяева.- Краше дымковских игрушек в наших краях не найдешь.

- Сколько не езжу по свету,- говорит купец,- такой красоты нигде не видывал, кланяюсь вам в пояс за ваш талант, мастера.

Педагог предлагает детям украсить силуэт дымковского коня налепами из пластилина. (точки, кольца)

Объяснить технику выполнения работы. Из пластилина катаем небольшие шарики, колечки и налепливаем на силуэт коня.

П.г. Изображаем, как месим глину.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на аккуратность.

Обсуждение: Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: Разговор на тарабарском языке.

 

4. Тема: «Филимоновская сказка»

Цель: Знакомство с филимоновским промыслом

Задачи:

  • Познакомить с филимоновским промыслом
  • Развивать интерес к народному искусству
  • Воспитывать желание заниматься рисованием.

Материал: Перья куринные, силуэты игрушек

Ход занятия:

Сказка.

Правда, это или нет, я не знаю, да вот люди сказывают, что в стародавние времена, в Тульской области, жил дед Филимон. Было у него много сыновей, дочек, внуков и внучек. Любил Филимон игрушки из глины лепить да про них сказки сказывать. Глина то в тех местах необычная, жирная, белая, да еще и вытягивается при обжиге. Игрушки выходят стройные, кони длинношеие. А как обожжет игрушки дед, дак еще и распишет яркими красками, на радость детям. Краска-то в тех местах была, ей ткань красили. Смастерит кисточку из куриного пера и давай рисовать. А узоры рисовал простые, но яркие, веселые. Полосочки, точки, елочки да клетки. А за Филимоном и другие стали лепить веселые полосатые игрушки. Так и повелось с давних времен.

Педагог предлагает детям взять в руки кисточки из перьев и попробовать расписать полосочками силуэты филимоновских игрушек.

Объяснить технику выполнения работы. Силуэты игрушек раскрашиваем цветными полосочками, голова закрашивается полностью малиновой краской.

П.г. Скачут резвые лошадки-

Полосатые бока.

Убежали без оглядки

В поле, в дальние луга.

(дети изображают пальцами, на массажной карточке, как скачут лошадки).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что для разных красок используем разные перышки.

Обсуждение:

Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: «Летите перышки» (дети подбрасывают вверх перышки, дуют на них так, чтоб те взлетали).

 

5. Тема: «Куклы»

Цель: Знакомство с историей куклы.

Задачи:

  • Знакомство с историей возникновения куклы.
  • Развивать интерес к прикладному искусству.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: силуэты бумажных кукол, одежды для них, фломастеры.

Ход занятия:

Сказка.

Жила – была девочка Оля. Любила она играть в куклы. Расставит мебель, достанет наряды и играет со своей Барби. Пришла к Оле ее бабушка, посмотрела на кукол и улыбнулась.

- У меня в детстве тоже были куклы,- с умилением сказала бабушка,- только они были тряпичные да из опилок прессованных.

- Как, разве бывают такие куклы? - удивляется Оля. – Расскажи мне о них, бабулечка.

И пошли бабушка с Олей в музей кукол, а там их столько много и они такие разные, аж глаза разбегаются. Есть и пупсы-голыши и нарядные старинные фарфоровые куклы, и соломенные крестьянские куклы, а вот на полке целый отряд оловянных солдатиков и рядом с ними балерина на тонкой ножке (показать разных кукол).

- Как в сказке,- подумала Оля,- кажется, они сейчас оживут.

- Кукол стали делать очень давно, - начала рассказывать бабушка,- сначала их делали не для игры, а чтоб приносить в дар солнцу, воде, богу дождя. Люди верили в то, что если они подарят подарок, например, морю, то оно даст много рыбы. Это потом в куклы стали играть дети. Кукол делали из соломы (показать), из древесного брусочка (показать). Но не только крестьянские дети играли в куклы. У маленьких царевичей и царевен тоже были куклы, но не простые, а фарфоровые. Наряды у них золотыми нитками и жемчугом вышиты. С давних пор и до сегодняшнего дня дети играют в куклы.

Вернулась Оля домой, легла спать, и всю ночь ей снились сказки о куклах. Снилось ей, что превратилась она в красивую фарфоровую куколку и танцует она, под звуки волшебной музыки, в роскошном платье. А когда проснулась, то долго не могла понять, было это на самом деле или нет.

Педагог предлагает детям рассмотреть различных кукол и самим раскрасить плоских бумажных кукол.

П.г. Наши руки не для скуки.

Рисовать умеют руки!

(Каждым пальцем правой руки обводим кисть левой руки на массажной карточке и наоборот).

Во время работы обратить внимание на то, что лица у кукол должны быть добрые, веселые.

Обсуждение: Спросить, из чего делали раньше кукол, какие были куклы. Предложить детям поинтересоваться у своих бабушек, какие куклы были у них в детстве.

Игра на развитие навыков общения: «По тропинке Оля шла»

 

6. Тема: «Деревянная архитектура»

Цель: Знакомство с деревянной архитектурой.

Задачи:          

  • Познакомить с ажурной деревянной резьбой  
  • Развивать интерес к местным промыслам
  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Материал: Лист бумаги с наклеенным на него силуэтом деревянного дома с окошком, ажурные полоски, вырезанные способом «гармошка» оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Сказка.

Давно это было. Жил в наших местах мастер - чистодеревщик Василий Захарович. Славился он своей древесной резьбой на весь Томск, а может быть и дальше. Был у него сынок Захарка.

- Зачем ты, тятя, все узоры из дерева режешь?- спросил однажды Захарка.

- Зачем дома украшаешь? – Построили дом да и ладно. Жить можно!

- Как же без красоты, сынок,- отвечает Василий Захарович,- без нее, брат, никак нельзя.

- Пойдем со мной на стройку купеческого дома, сам все увидишь.

Пришли они, а там куча строителей. С пилой да топором, с рубанком и набором долот и стамесок. Приступили мастера к работе, к постройке дома. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Но вот и построили дом. Возвели стены бревенчатые да крыши покатые, двери тесовые да ступени крепкие.

- Ну как тебе дом, - спрашивает сына Василий Захарович, - нравится или как?

- Дом как дом,- отвечает Захарка,- крепкий, хороший.

А строители уж Василия Захаровича зовут. Мастера – чистодеревщика. Мол, без вас никак, просим вас, покажите свое умение, украсьте дом резьбой ажурной. Василия Захаровича долго упрашивать не надо. Любит он свою работу, любил дарить людям красоту. И начал он. Первым делом окна резьбой украсил, наличники резные навесил, а затем крышу, крыльцо в деревянные кружева одел. Красота, да и только!

- Ну, как теперь дом, Захарка,- спрашивает отец,- нравится?

Захарка только ахнул от восхищения. Широко открытыми глазами смотрел он на деревянное чудо, неверя , что все это убранство отец его сотворил.

- Да это не дом,- говорит Захарка,- это терем сказочный. Понял я, тятя, зачем ты из дерева режешь. Ты красоту и радость людям даришь.

Давно нет на свете не Василия Захаровича, не сына его Захарки, а деревянные кружева и по сей день людей радуют.

Педагог предлагает детям украсить «резьбой» дом.

Объяснить технику выполнения. На изображение домика наклеиваем «деревянные кружева» вокруг окон и крышу украшаем.

П.г. Целый день тук да тук. Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для ежат.

Молоточки стучат, строим домик для скворчат.

Молоточки стучат, строим домик для волчат.

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Будем весело в нем жить, веселиться и дружить.

(Дети имитируют стук молотков пальцами на массаж. карточке)

Обсуждение: Рассмотреть аппликации, какие лучше с узорами или без. Спросить о промысле. Релаксация под спокойную музыку.

 

7. Тема: «Знакомство с творчеством И.Шишкина»

Цель: Знакомство с творчеством И.Шишкина.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством И.Шишкина.
  • Развивать интерес к пейзажной живописи
  • Воспитывать любовь к природе

Материал: Фланелеграф, силуэты деревьев для составления пейзажа.

Ход занятия:

Сказка.

Случилась эта сказочная история очень давно на берегу реки Камы, там, где в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь то, в семье купца Шишкина родился мальчик, и назвали его Иван. Мальчик вырос и очень полюбил гулять по лесу. Бывало, подойдет к сосне величавой и долго рассматривает ее. Каждую трещинку на коре, каждую хвоинку. Однажды устал он бродить и прилег на мох мягкий отдохнуть, да задремал. И приснилась ему сказка о богатырях русских, сторожах лесных. И будто говорят они ему о том, что красивы русские леса, величавы, но люди других мест живут и не знают, какая в мире есть красота природная.

Открыл Иван глаза и не знает, было это на самом деле или привиделось.

- А может и вправду, - подумал Ваня Шишкин,- попробовать нарисовать всю эту красоту, чтобы люди видели и дивились величию природному.

Так он и сделал. И с тех пор рисовал и рисовал, то дубы могучие, то чащу дремучую. А как вырос, то отправился в Московское училище живописи, а затем в Петербургскую Академию художеств. Выучился Иван Шишкин и стал настоящим художником. В каждой своей работе он славил русскую природу с ее лесами («Дубы», «Сосновый бор», «Корабельная роща») и бескрайними полями («Рожь»). Когда смотришь на его картины, кажется, что вот-вот выедет на коне из-за сосны могучей богатырь былинный, страж земли Русской.

Педагог предлагает детям составить 2 пейзажа. Изображение дремучего леса и солнечной опушки леса. Коллективная работа двух команд на фланелеграфе

П.г. Листья, листья в небе окружаться.

Тихо на землю падают, ложатся.

(Вращательные движения кистями рук).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что в дремучем лесу ели темные, стоят близко друг к другу, а на опушке светло- зеленые деревья растут только по бокам, все остальное место занимают цветы и травы.

Обсуждение: Спросить детей о творчестве И.Шишкина.

Психофизическая разгрузка: Накидываем на себя шифоновую ткань и исполняем «танец деревьев и листьев» (под музыку).

 

8. Тема: «И.Т. Хруцкий и натюрморт»

Цель: Знакомство с натюрмортом

Задачи:

  • Познакомить с жанром живописи – натюрмортом.
  • Развивать интерес к искусству
  • Воспитывать наблюдательность

Материал: предметы для составления натюрморта: муляжи, посуда, ткани.

Ход занятия:

Сказка.

- Знаете ли вы, что картины бывают разные. На одних леса и поля нарисованы – эти картины называют пейзажами (показать), на других – лица людей – это портреты (показать), а есть картины на которых нарисованы и цветы, и ягоды, и грибы разные, посуда, корзины и еще много разных вещей – это натюрморты (показать). Сегодня я расскажу одну сказочную историю о художнике и натюрморте.

Собрались как-то художники и обсуждают, кто какие картины написал. Кто портретами людей знатных, кто пейзажами хвастает. А один художник, звали его И.Т.Хруцкий, натюрморты показывает. (показать натюрморты) Один, второй, третий да все такие разные, интересные. Спрашивают его друзья – художники о том, как он такую красоту рисует, а он отвечает, что знает секрет, тайну сказочную. Тайна в том, что все предметы вокруг нас не простые, они оживают только ночью, когда никто не видит. И у каждой вещи свой характер. Художник однажды ночью подглядел, как все вещи на его столе ожили и заговорили между собой. Вот, например, самовар медный, он всю ночь важно пыхтит, чашками и блюдцами командует, а это графин стеклянный, охает, переживает о том, как бы ему не разбиться, рядом помидоры зрелые, лениво с боку на бок поворачиваются… Если знать тайну каждого предмета то и рисовать его будет не трудно.

Педагог предлагает детям самим составить красивый натюрморт. Цветы поставить в кувшин, фрукты красиво положить в вазу, а овощи сложить в корзину.

Обсуждение: Рассмотреть составленный натюрморт. Спросить о том, какие картины называют натюрмортами.

Игра на развитие навыков общения: «Картинка»

 

9. Тема: «Матрешка»

Цель: Знакомство с историей появления матрешки на Руси.

Задачи:

  • Познакомить с историей появления матрешки на Руси
  • Развивать интерес к современной матрешке
  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Материал: Фланелеграф в форме матрешки, элементы узора.

Ход занятия:

Сказка.

Задолго до того, как родились ваши бабушки и дедушки, появилась на Руси матрешка. Вот как это было. Привезли торговцы из-за моря японскую игрушку «кокэси». Это были, вкладывающиеся одна в другую, деревянные куклы в национальных нарядах. Посмотрели на эту игрушку наши мастера и решили сделать свою куклу-забаву. Выточил на станке токарь Василий Звездочкин деревянную заготовку. Восемь деревянных круглобоких кукол вышло. А расписал их узорами яркими, цветами да листьями, художник Сергей Малютин.

- Как назвать эту круглобокую хохотушку?- думали мастера. - Да конечно же Матрешка!

Имя Матрена было самое распространенное в те времена на Руси. Не прошло и года, как на ярмарках появились краснощекие красавицы - матрешки. Полюбились они детворе и взрослым, за взгляд веселый, за наряд яркий. (показ, обследование) Вы думаете, что на этом сказка кончается? Нет! И сейчас мастера расписывают матрешек. (показ современных матрешек) Не стареет она, веселит и сейчас детвору!

Педагог предлагает детям работу на фланелеграфе «Укрась матрешку».

П.г Шла девица за водой.

Ой, ой, ой, ой.

Несла ведрышки с собой.

Ой, ой, ой, ой.

Полны – полнехоньки,

Тяжелы – тяжелехоньки.

(дети изображают пальцами, на массажной карточке, как идет девица).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что узоры могу быть расположены по-разному.

Обсуждение: Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: Накидываем на себя прозрачную ткань, кружимся под народную музыку.

 

10. Тема: «Моя книга»

Цель: Знакомство с книжной графикой

Задачи:

  • Знакомство с творческой манерой некоторых художников- иллюстраторов (Сутеев, Чарушин, Лебедев, Васнецов)
  • Развивать интерес к книжной графике
  • Воспитывать любовь к книгам.

Материал: бумага, фломастеры, мелки, простой карандаш.

Ход занятия:

Сказка.

Жил - был мальчик Петя. Никогда не убирал за собой игрушки, а однажды порвал книжки и бросил их на пол. Книжки обиделись на Петю, собрались и ушли.

- Где все мои книги?- удивился Петя. - Куда они делись?

- А разве ты за ними следил, берег их?- спросила мама.- Вот они и ушли от тебя. - Много людей трудилось, чтобы появилась каждая из этих книг. Сначала бумагу изготовили на заводе, затем писатели написали сказки, а сколько труда вложили в каждую книгу художники. Вот эту книгу оформлял Сутеев Владимир Григорьевич. Он родился в Москве. Учился на художника – мультипликатора и даже нарисовал некоторых персонажей для мультфильмов. А потом стал оформлять для детей книги. Его рисунки веселые, забавные. (показать книги в его оформлении)

- А эту книгу, - говорит мама, - оформил Евгений Чарушин. Про него ты уже знаешь. (показать книги в его оформлении)

- Посмотри теперь Петя на эти книги,- с серьезным видом сказала мама, - их оформлял Владимир Владимирович Лебедев. Он родился в Петербурге, учился в Академии художеств, рисовал серьезные взрослые работы, но очень ему нравилось рисовать для детей. (показ)

- А вот эти книги ты знаешь с детства,- ласково проговорила мама,- эти потешки оформлял Юрий Васнецов.

Мальчик задумался, ему стало стыдно. Он и не думал, что в каждой книге труд стольких людей.

- Я больше не буду рвать книги, - виновато сказал Петя,- простите меня, книжки.

Книжки простили Петю и вернулись к нему. И с тех пор Петя берег книги и даже сам написал сказку и нарисовал к ней картинки, как настоящий художник-иллюстратор.

Педагог предлагает детям нарисовать картинки к стихам А. Барто.

П.г.   Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик лег в кровать,

тот пальчик чуть вздремнул,

этот же совсем уснул,

этот крепко – крепко спит.

Никто больше не шумит.

(Самомассаж каждого пальца).

Во время работы обратить внимание на использование различных ИЗО материалов.

Обсуждение: Под рисунками детей наклеить текст стихов, собрать работы в книжку- малютку. Такие книги могут пополнить библиотеку группы.

Релаксация под спокойную музыку.

 

11. Тема: «Береста»

Цель: Знакомство с берестяными изделиями, рисунками на бересте.

Задачи:

  • Познакомить с берестяным промыслом.
  • Развивать интерес к местному промыслу.
  • Воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: Кусочки бересты.

Ход занятия:

Сказка.

В наших краях это было. Пошел однажды мужик в лес, за дровами, чтобы печку топить. Идет по лесу, ищет большую березу. Хороша русская береза! И глаз радует и в холода зимой согревает. Ярко, жарко горят березовые дрова, вся изба враз прогревается. Нашел мужик березу, стоит и топором надрубку делает. А тут, вдруг, появляется старичок Лесовичок.

- Что ты в моем лесу делаешь, мил человек?- спрашивает Лесовичок. - Зачем пришел?

- Пришел я за березовыми дровами,- с поклоном отвечает мужик,- избу топить.

- А знаешь ли ты, что эта береза не простая?- загадочным голосом проговорил старичок.

- Она полна сказок, приглядись!

Посмотрел мужик внимательно на кору березы, а там трещинки, разводы разные в хитроумные узоры сплетаются. (показать нарисованные картины на бересте) Вот поля родные, вот леса дальние, а вот дорога убегающая за горизонт. Ахнул мужик от удивления. Хотел, было Лесовичка поблагодарить, а его и след простыл. Принес мужик домой целую охапку березовой коры. Короба и корзины он и раньше умел делать (показать туески), а вот про картины на бересте и не слыхивал. Сидит, рассматривает. То там кисточкой мазнет, то тут. Вот и проступил образ елочки пушистой. Правда Лесовичок подсказал или почудилось мужику, только с тех пор , в наших местах не только короба да туески мастерили, но и картины чудные.

Педагог предлагает детям посмотреть на кусочки бересты, прищуривая сначала один, а потом другой глаз. Попробовать разглядеть образ. (раздать кусочки бересты)

Игра: «Чудесный мешочек» (игра на развитие обоняния) Дети с закрытыми глазами достают веточки, спилы, кусочки коры, пихтовые ветки… и пытаются по запаху определить , что это за дерево)

 

12. Тема: «Богошовская сказка»

Цель: Знакомство с местным глиняным промыслом.

Задачи:

  • Познакомить с местным промыслом
  • Развивать интерес к истории своего края
  • Воспитывать любовь к природе

Материал: глина, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Сказка.

Давненько это было. Жил в наших местах, недалеко от села Богошово, старик один, а как его звали уж никто и не помнит. Пошел старик по весне на реку, рыбку поудить. Спускается по крутому берегу, по мокрому песочку и вдруг, как поскользнется. Чуть не упал.

- Что это в песке, - удивился старик, - откуда взялось?

Старик наклонился, капнул песок, поднял серый мягкий комочек, размял его пальцами, пригляделся.

- Не уж-то глина?- удивился старик. – Не уж-то настоящая? – Да какая мягкая, белая да жирная. В наших местах ее отродясь не было. Вот спасибо, матушка природа, за твой подарочек! Теперь то мы заживем, и посуда у нас будет глиняная и кирпичи для домов теплых.

Набрал старик глины и принес домой. Вылепил чашки да кувшины, высушил, обжег да расписал, как сумел. Нарисовал травы да цветы знакомые, ягоды сладкие да листья узорные. Краски взял простые, неброские, но теплые. Одна краска, как цвет коры сосновой, другая, как цвет черники зрелой, а третья, как хвоя кедра могучего. Вот какие краски!

Глину то, потом стали в Богошово возить и лепить из нее посуду разную. Так и появился промысел. И по сей день лепят в наших местах из белой глины посуду, расписывают узорами не хитрыми, да старика, что нашел глину, добрым словом вспоминают.

Педагог предлагает детям составить слепить из глины тарелочку и чашечку.

П.г.   Мои пальцы – молодцы.

Все красавцы – удальцы.

Большой палец всех сильней.

Помассируй поскорей.

Палец указательный

товарищ замечательный.

Палец средний самый вредный.

Палец безымянный

проказник постоянный.

А мизинчик молодец,

мой красавец – удалец.

(Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на знакомые приемы лепки (раскатывание, расплющивание, вдавливание большим пальцем).

Обсуждение: Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: Ароматерапия. Зажигаем ароматическую свечу, накидываем на себя шифоновую ткань и под музыку начинаем кружиться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Читайте также

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...

Народный театр как одна из форм работы по приобщению детей…

Народный театр как одна из форм работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре В настоящее время, в период...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...