Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности

Цели:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

развитие всех компонентов устной речи детей; формирование словаря.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда;

уточнить и активизировать словарь по теме;

учить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, воображения, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды, схема для составления описательного рассказа.

Раздаточный материал: разрезные картинки.

 

Ход занятия

Организационный момент.

- Ребята, я загадаю вам загадку об одной сказке, которую вы знаете, а вы попробуйте отгадать: 

В этой сказке нет порядка.

По дороге без оглядки

утварь из дому бежит,

и бренчит, и дребезжит.

Ах, собрались в путь куда

стол, горшок, сковорода?

Кто кричит им: "Ой-ой!

Воротитеся домой"? Это……

Дети: Бабушка Федора.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Федоре и о посуде. Что произошло у Федоры? Почему от нее убежала посуда?

- Посмотрите, у меня в руках сундучок.

- Что за чудо сундучок,
И висит вот здесь замок.
Я замочек отомкну,
В сундучок я загляну (заглядываю).
В сундучке-то чудеса,
Посуда странная, немытая, разбитая.

(Воспитатель раздаёт детям конверты с разрезными картинками с предметами посуды.)

- Давайте поможем бабушке Федоре склеить тарелки, чашки, чайник и кувшин.

Дети выполняют задание (воспитатель оказывает им помощь, если это необходимо).

Игра «Назови ласково»

- Какая посуда разбилась у Федоры? Назовите её ласково. Пусть посуда на Федору не обижается. (У Федоры разбился чайничек. У Федоры разбилась чашечка, тарелочка, блюдечко, кувшинчик.)

Игра «Один, много»

Воспитатель. Ребята вы помогли Федоре склеить посуду, у неё разбилась одна чашка?

1-й ребенок. Нет, много чашек.

Воспитатель. У Федоры разбился один чайник?

2-й ребенок. Нет много чайников.

Воспитатель. У Федоры разбилась одна тарелка?

3-й ребенок. Нет много тарелок.

Воспитатель. У Федоры разбилось одно блюдце?

4-й ребенок. Нет много блюдец.

Физкультминутка «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран.)
И посуду перемыли
(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальцы)
Терли, терли, мыли, мыли
(те же движения, то левой рукой, то правой)
Терли, терли, мыли, мыли
Всю посуду перемыли!

(Развести руки в стороны).

Игра «Разложи Федорину посуду»

Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.

Воспитатель выставляет 3 картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

- Теперь, ребята, помогите мне поставить посуду на полочки.

На верхнюю полочку мы поставим посуду, которой пользуются на кухне, для того, чтобы сварить первое, второе, третье блюда (кухонную), на среднюю – посуду которой сервируют стол (столовую) и на нижнюю – посуду, которая нужна для чаепития (чайную).
Из общего количества посуды дети раскладывают на доске, где находятся картинки - чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют посуду («У меня на полке чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на полке – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на полке – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)

Пантомима «Чайник»

Выбранный ребёнок встаёт в центр круга и проговаривает слова:

 «Начинает чайник закипать:

Буль, буль, буль» (произносится в медленном темпе)

Попросить детей повторить звукоподражание.

«Кипит наш чайник – буль, буль, буль» (произносится в быстром темпе).

Дети повторяют звукоподражание в быстром темпе.

«Вскипел и загудел – у-у-у. (произносится высоким голосом)

Дети повторяют звукоподражание высоким голосом.

«А теперь вот так – у-у-у. (произносится низким голосом)

Дети повторяют звукоподражание низким голосом.

«Ну-ка, чайник, не зевай - наливаем в чашки чай».

При этих словах дети, выполняющие роль чашек, соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой. «Чайник» подходит к каждой чашке и, нагибая свой «носик», наливает в чашку чай.

В этот момент дети произносят звук [с-с-с], имитирующий звук льющейся воды.

Когда чай будет налит в каждую чашку, дети-чашки идут по кругу и поют:

Чашку в руки я беру, и ко рту я подношу,

Голову я наклоняю, чай до дна я выпиваю!

Дыхательная гимнастика «Пьем чай»

(Губы сложены в дудочку, студим чай, втягиваем в себя воздух как бы пробуя чай)

Составление описательного рассказа о посуде

– Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А сейчас я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды, а поможет нам в этом наша схема с окошечками (поворачивает схему к детям). Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку. Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать.

Проводится 3-4 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко ( с помощью воспитателя)

Это кастрюля. Она большая, белая, металлическая. У кастрюли есть крышка, ручки. В ней варят суп.

Воспитатель: А что это?

Дети: Тарелка.

Воспитатель: А какая тарелка? Для чего она нужна? Глубокая или мелкая?

Дети: Тарелка белая с цветочками, круглая, глубокая, её используют для первых блюд, например для супа.

Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

Воспитатель:

Теперь вы знаете, какая бывает посуда,

И, как без нее, нам приходится худо!

Упражнение «Украшаем посуду»

Воспитатель. Ребята мы сегодня много говорили о Федоре, о посуде. И вот посуда к ней вернулась, но пока она бродила по улицам с неё смылась краска. Так давайте порадуем Федору и украсим для неё посуду. Возьмите цветные карандаши и украсьте посуду цветами или узорами.

Итог занятия

Ребята, вам понравилось наше занятие? Как вы думаете, мы смогли помочь бабушке Федоре? Что вам понравилось больше всего? А где вы испытывали трудности?

Я тоже хочу сказать, что вы сегодня были просто молодцы, справились со всеми заданиями и сказать вам большое спасибо!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

Дидактическая игра «Культура питания»

Дидактическая игра «Культура питания» Обучение детей этикету за столом всегда остается актуальным вопросом, и важно, чтобы дети умели правильно сервировать стол...

Читайте также

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...