Образовательная деятельность на тему «Экспедиция по родному краю»
(в подготовительной группе)
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о природе родного края: растениях, животных, полезных ископаемых, реках.
Познакомить детей с полезным ископаемым - мелом (внешним видом, свойствами, применением).
Углубить знания о символике Белгородской области, о значении слова Белгород.
Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, семенам, листьям, плодам; сравнивать их по внешнему виду, используя сложноподчиненные предложения.
Развивать навык исследовательской деятельности.
Развивать зрительную ориентировку на листе бумаги.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, вызвать желание у детей создать книгу "Моя Белгородчина", используя разнообразные приемы рисования восковыми мелками.
Учить детей осуществлять взаимопомощь и взаимовыручку в совместной деятельности.
Предварительная работа: цикл мероприятий на тему "Родной край"; знакомство с научными исследованиями ботаников, зоологов, географов, экологов; дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?".
Материал: доска, для каждого ребёнка: поднос, комплект раздаточного материала (стакан, ложка, несколько кусочков мела, лупа, цветной картон, влажная салфетка, набор цветных мелков, лупа), большой кусок мела, ракушки, образцы полезных ископаемых ( Мел, песок , железная руда, гранит, бокситы), аудиозапись песни «Белый город», "Пение птиц", бейджики с названиями специалистов, разные предметы для экспедиции (рюкзак, бинокль, фотоаппарат, аптечка, фляжка, компас, блокнот, карандаш), план - карта, природный материал, разрезные картинки со следами животных, игрушки – животные, флаг Белгородской области
Словарная работа: Мел, песок, железная руда, гранит, бокситы, экспедиция, лаборатория, эксперимент, маршрут, лиственничная ветка, тополевая ветка.
Ход образовательной деятельности:
I. Орг. момент
Ребята, нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его. (Прослушивание звукового письма.)
Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
В.: Дети, о чём говорится в звуковом письме?
Д.: О Родине. Родном крае.
В.: Дети, как называется край, в котором мы живем?
Почему наш город назван Белгородом?
Д.: В нашем городе распространены меловые горы.
Чем знаменита и богата наша Белгородчина?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы постараемся выяснить, хорошо ли мы знаем свой край. Предлагаю сейчас отправиться в научную экспедицию по родному краю, чтобы лучше узнать, какими растениями, животными, птицами, полезными ископаемыми славится он.
2. Активизация знаний детей.
1. Игровое упражнение "Что возьмем с собой в экспедицию?"
- Нам нужны такие специалисты: ботаники, зоологи, географы, экологи. Кто кем хочет быть? Разделитесь на четыре группы, самостоятельно выберите опознавательные значки и необходимые для экспедиции вещи.
(Вопросы к детям о том, кем они будут и что возьмут с собой).
2. Определение маршрута экспедиции.
- Давайте определим маршрут экспедиции. Это план - карта нашего пути. Начинаем двигаться от домика.
Что сначала встретится на нашем пути? (Лес). Дальше? (гора). Потом будет привал. А затем куда лежит наш путь? (К реке). Мы переправимся через реку, попадем на полянку и вернемся в город.
Под текст речёвки дети идут за воспитателем.
Речевка:
Раз, два - в поход идем,
Три, четыре - и поем!
В Белгородском нашем крае
Замечательно живем.
3. Дидактическое упражнение "Лесные находки".
- Куда же мы пришли, вы узнаете из загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Летом-то зеленый дом,
А зимой бело кругом.
- Правильно. Мы в лесу. Будем определять, какие растения растут в нем. Это можно узнать по веткам, листьям, семенам, шишкам, плодам. Найдите две разные находки и сравните их. Обратите внимание на цвет, форму своих находок.
("Краеведы" ищут находки под звукозапись "Пение птиц").
Итак, ботаники, расскажите о своих находках.
(Дети сравнивают березовую и тополевую ветки, кедровую и лиственничную шишки, еловую и сосновую хвоинки, липовый и березовый листья, другие находки).
4. Игра " Чьи следы?".
Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. Зоологи, принимайтесь за работу! Определите, чьи это следы. Они разделены на части. Соберите целое из частей.
Найдите игрушку - животное, которому принадлежат эти следы.
Чьи это следы?
До свиданья, добрый лес
Полный сказок и чудес.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!
III. Основная часть.
1. Рассматривание полезных ископаемых.
А вот и гора! Посмотрите, здесь очень много разных камней, рассмотрите их.
Может, какие-то камни вам знакомы? Назовите. (Мел, песок, железная руда, гранит, бокситы).
Что это такое? (Полезные ископаемые).
2. Экспериментирование.
Ребята, посмотрите на всем нам знакомый кусок мела .Мел - полезное ископаемое. Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция.
Как вы думаете, зачем человеку нужен мел? (ответы детей).
В.: Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите.
Дети берут мел из приготовленных на столах тарелочек.
В.: Что мы можем сказать о его внешнем виде? Какого он цвета?
Мел белого цвета. (Дети отвечают индивидуально и полным предложением)
В.:А какой он: твердый или мягкий?
Мел твердый.
В.: А еще давайте попробуем провести черту мелом на картоне.
Д.: Мел оставляет след.
В.: Значит мел, какой?
Д.: Хрупкий.
В.: Тяжелый или легкий?
Д.: (сомневаются)
В.: А как мы можем это проверить? Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой, опустите мел в воду. Что произошло?
Д.: Мел опустился на дно стакана. Он тяжелый.
В.: Ребята, а теперь возьмите ложечки и размешайте воду в стакане. Что произошло с водой, она помутнела?
Д.: Немного.
В.: Мел растворяется в воде?
Д.: Мел не растворяется в воде.
В.: А знаете ли вы, ребята, что мел, не сразу стал таким белым и красивым. Возьмите со своих подносов камешек желтого цвета. Давайте рассмотрим его под лупой, что вы видите?
Ответы детей.
В.: Мел – это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, кораллов (воспитатель по ходу своего рассказа демонстрирует детям ракушки, морскую звезду и т.п.)
В.: Дети, как вы думаете. В чем польза мела?
Ответы детей.
В.: Правильно. Мел необходим нам для формирования наших костей. (Иллюстрация скелета человека) Знаете, как он попадает в наш организм? Ответы детей.
В.: Да, вы правы: с помощью продуктов питания. А давайте вспомним, какие продукты содержат кальций. (Иллюстрация продуктов питания, содержащих кальций)
Д.: Творог, молоко, рыба и т.п.
В.: Молодцы, ребята. Еще мел используется в медицине. Из него изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты. (Иллюстрация таблетки, витамины, зубные пасты)
Еще мел используется в строительстве. Как вы думаете, что из него делают? (Иллюстрации Кирпич, цемент, побелка и т.п.)
Д.: Кирпич, цемент, побелка и т.п.
В.: Молодцы, а еще мел используется в сельском хозяйстве. Может кто-нибудь скажет для чего? (Иллюстрации Корм для животных, удобрение для растений)
Д.: Корм для животных, удобрение для растений и т.п.
В.: И в косметической промышленности, для изготовления косметики: пудры, теней. (Иллюстрации)
Вот сколько пользы приносит мел!
3. Воспитатель демонстрирует флаг Белгородской области.
В.: Ребята напомните мне, пожалуйста. Что это за флаг.
Д.: Флаг белгородской области.
В.: Правильно, ребята, на флаге Белгородской области, белый прямоугольник обозначает меловые залежи.
Динамическая пауза "Отдых у костра".
IV. Систематизация материала.
1. В.: На нашем пути глубокая река. Географы, определите, как она называется? (Северский Донец).
Воспитатель демонстрирует фотографию реки Северский Донец.
Название река получила из-за того, что текла из Северского княжества, Как и многие другие реки, Северский Донец играл важнейшую роль в жизни древнего человека. Река не только служила источником воды и пропитания, но позднее средством передвижения, защитным рубежом и торговым путём.
Северский Донец берёт начало на Среднерусской возвышенности, около с. Подольхи в Прохоровском районе Белгородской области. Далее река течёт через Украину и впадает в реку Дон.
Какие реки Белгородской области Вам ещё известны?
Д.:, Оскол, Тихая Сосна, Ворскла, Везёлка
3. Творческое рисование.
- Сегодня мы на славу потрудились! Вспомнили растения, животных, полезные ископаемые нашего края. Предлагаю вам создать книгу. Все, что есть ценное в Белгородской области, зарисуйте на страничках будущей книги. А потом мы покажем её детям нашего детского сада. (Дети рисуют под музыку).
В.:Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом.
Читайте также |
---|
Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей
Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»
Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе
Фрагмент комплексно-тематического плана на тему «Загадочный космос» в средней группе Актуальность. Интерес к космосу возникает у детей с ранних лет. Сначала они рассматривают...