Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему:
«Микробы и вирусы – ужасные вредители»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

Цель: Уточнить представлен6ие детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы и как избежать их попадание в организм человека.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Закрепить представления детей о микробах, вирусе, здоровье.

- Расширить представления детей о способах распространения болезни, о том, что полезно и вредно для здоровья.

- Формировать умение о различных способах защиты организма;

- Довести до осознания детей о важности соблюдений правил личной гигиены.

- Развивать у детей умственные и мыслительные способности, познавательную активность, любознательность, логическое мышление, воображение.

- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Речевое развитие:

- Развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать причинно – следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

- Развивать умения детей высказывать предположения и делать выводы.

- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом.

Социально-коммуникативное развитие:

- Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.

- Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

- Формировать навыки доброжелательности, положительные эмоции, слушать не перебивая.

Физическое развитие:

- Закреплять умение согласовывать движения в соответствии с текстом.

Расширять и активизировать словарный запас:

Микроб, вирус, возбудители болезни, профилактика, самомассаж, проветривание, режим дня, витамины, гигиена.

Предварительная работа:

- Знакомство детей с микроскопом.

- Беседа «Личная гигиена».

- Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», В.В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; чтение пословиц и поговорок о здоровье.

- Разучивание игры «Угадай, что болит?».

- Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Семья».

Методы и приёмы:

- Словесные (беседа, вопрос-ответ, загадки).

- Игровые (сюрпризный момент).

- Наглядный (показ, демонстрация).

- Образовательные технологии (личностно-оринтированные, игровые, ситуации успеха и комфортности, сотрудничества).

- Здоровъесберегающие технологии (смена видов деятельности).

Материалы и оборудование:

Белый халат; телевизор, ноутбук; презентация; мультфильм – «Фиксики – микробы».

Опыт №1- Пульверизатор, ароматизированная вода.

Опыт №2 – Блёстки.

Опыт №3 – Тазик с водой.

Опыт №4 – Тазик, вода, перец, мыло.

 

Ход НОД

(Слайд 1.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться беречь своё здоровье!

Посмотрите к нам в гости кто-то идёт. Да это же доктор Пилюлька!

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с доктором Пилюлькой!

Дети: Здравствуйте!

Доктор: Здравствуйте! Ребята, а вы знаете, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово – приветствие, но и пожелание. Когда мы с вами здороваемся, мы желаем друг другу «здоровья». Русская народная пословица глоссит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

А вы знаете пословицы о здоровье?

Дети: Да!

Доктор: Вот сейчас мы и проверим! Я начну пословицу, а вы продолжайте.

(Слайд 2.)

Доктор: Ребята, я хочу поговорить с вами о вирусах и микробах.

Ребята, кто из вас болел в этом году? Поднимите руки.

(Дети поднимают руки.)

По каким признакам мы можем с вами понять, что кто-то из нас заболел?

Дети: Появляется усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость.

Доктор: Возбудители болезней, тот, кто её вызывает – мельчайший микроб – вирус.

Микробов или бактерий мы можем увидеть при помощи микроскопа.

(Слайд 3.)

(Слайд 4.) Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа коварные. Стоит им только пробраться в организм человека, как они начинают размножаться и проникать в другие здоровые клетки.

(Слайд 5.) Когда их становится много – это и приводит к развитию заболевания. Человеку становится плохо , он заболевает –чихает , кашляет, у него поднимается температура.

(Слайд 6.) Как известно, никто не любит болеть. И человек обьявляет войну микробам - (слайд 7) он при помощи врачей начинает лечится. Без назначений врача, лекарства принимать нельзя.

Доктор: Ребята, где мы можем заразиться?

Дети: В гостях, в магазине, в общественном транспорте….

Доктор: Оказывается, есть много мест, где можно заразится. А как мы заражаемя, через что?

Дети: От больного человека, когда он чихает или кашляет.

Доктор: Сейчас мы проведём опыт. Давайте представим, что перед нами больной человек, который чихнул.

Опыт №1

(Воспитатель демонстриует пульверизатор, разбрызгивая из него арома-тизированную воду, предлагая нескольким детям проделать то же самое.)

Доктор: Что попало в воздух?

Дети: Маленькие невидимые капельки.

Доктор: Почувствовали аромат этих капелек?

Дети: Да!

Доктор: Так вот, у больного человека это капельки слюны, в которых содержится огромное количество вирусов. Они также быстро начинают передвигаться по воздуху и оседают на другие предметы, людей.

Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания.

Что же делать, чтобы микробы не разлетелись?

Дети: Прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой…

Доктор: Есть ещё один способ заражения вирусом.

Опыт №2

(Воспитатель наносит на свои ладони блёстки, а затем играет в парах в ладошки.)

Доктор: Ребята, как нам здорово и весело! А теперь покажите свои руки остальным детям. Посмотрите, теперь у многих ребят руки в блёстках. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой. Блёстки с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас потрогаем предметы или игрушки в нашей группе, то наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится заражённый ими.

Так как же нам, все-таки, спастись от микробов?

Дети: Надо закрывать рот платочком.

Доктор: Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать.

Ребята давайте теперь помоем наши руки.

Опыт №3

Доктор: Я приготовила для вас тазик с водой. Давайте сейчас с вами закатаем рукава и помоем наши ручки. Но без мыла!

(Дети моют руки.)

Доктор: Ребята посмотрите на наши руки. Остались ли на них блёстки «вирусы»?

Дети: Да, они остались, но их стало меньше.

Доктор: Значит, простой водой микробов нам не смыть. Давайте проверим, а боится ли вирус мыла?

Опыт №4

(Воспитатель в глубокую тарелку наливает воды, на дно опускает вырезанную руку, сверху чуть – чуть насыпает перец.)

Доктор: Ребята, представьте, что перец это микробы. В тазике на дне лежит рука. Это мы с вами моем руки!

Доктор: Что происходит с микробами?

Дети: Микробы плавают и не боятся воды.

Доктор: Теперь давайте на палец нальём капельку мыла, и поставим палец на тарелку? Что же у нас происходит?

Дети: Микробы разбегаются.

Доктор: Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: Мыло нам необходимо при мытье рук, чтобы избавиться от микробов.

Доктор: От простой воды и мыла.

У микробов тают силы.

И вы ребята, наверное, устали? Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку.

Физкультминутка

(Дети выполняют движении по тексту стихотворения.)

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечиками чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Рука кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Отдохнула детвора.

Доктор: Я сейчас предлагаю поиграть в игу «Угадай, что болит?»

Игра «Угадай, что болит?»

(Воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, а дети определяют, что болит и называют причину, от чего болит. И наоборот, воспитатель называет причину, дети показывают что болит.)

Доктор: Болит голова.

Дети: Душно, шумно.

Доктор: Вы съели много сладостей.

Дети: Болят зубы.

Доктор: Болит палец.

Дети: Порезалась, упала.

Доктор: Грязные руки, немытые фрукты.

Дети: Болит живот.

Доктор: Болит ухо.

Дети: Продуло.

Доктор: Вы пили холодное молоко.

Дети: Болит горло.

Доктор: Молодцы, всё угадали!

Доктор: Ребята давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить – это называется профилактика. И чтобы не заболеть, надо выполнять определённые правила. А что это за правила, мы сейчас узнаем.

Первое правило - (слайд 8)

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день…

Дети: Зарядку!

Доктор: Первое правило нам говорит, что человек должен заниматься спортом и физкультурой.

Второе правило - (слайд 9)

Бывает семейным, хозяйственным, банным,

Бывает душистым, иль не пахнет совсем,

Разного цвета, размера и формы любой,

Но скользким бывает только с водой!

Дети: Мыло!

Доктор: Второе нам правило говорит о том, что необходимо соблюдать гигиену. Чтобы не заболеть, нужно как можно чаще мыть руки с мылом.

Третье правило - (слайд 10)

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…

Дети: Воздух!

Доктор: Третье правило говорит, о том, что человеку нужен свежий воздух. Для этого нам необходимо гулять. Ещё необходимо проветривать помещение, ведь если в помещении окна и двери закрыты, то там, собирается большое количество микробов.

Четвёртое правило - (слайд 11)

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещѐ таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно? - ..

Дети: Есть витамины.

Доктор: Четвёртое правило нам говорит о том, что нам нужны витамины, ведь витамины главные помощники в борьбе с вирусом. Ребята помните, что кроме грязных рук, микробы могут попасть к нам в организм с немытыми фруктами. Прежде чем их съесть необходимо их тщательно мыть водой из-под крана.

Пятое правило - (слайд 12)

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья –

Очень важен…

Дети: Режим дня.

Доктор: Конечно ребята, для того чтобы расти здоровыми, нам крайне необходимо соблюдать режим дня.

Теперь мы знаем важные правила, которые нам помогут сохранить здоровье.

Ребята, ещё оздоровить наш организм нам поможет самомассаж. Давайте выполним упражнения, повторяя за мной:

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

(Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны.)

Вилку пальчиками сделай, (Разжать указательные и средние пальцы.)

Массируй ушки ты умело. (Растирать пальцами точки за ушами и перед ними.)

Знаем, знаем - да-да-да!

Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга.)

Доктор: Отлично! Вы готовы поиграть со мной в игру?

Дети: Готовы!

Игра «Это я, это я, это вся моя семья!».

Правила игры - если вы согласны с тем, что я читаю, то вы говорите:

«Это я, это я, это вся моя семья!».

1. Утром и вечером умываюсь, и чищу зубы.

2. Содержу свои вещи в чистоте.

3. Подбираю все с земли и подношу ко рту.

4. Мою руки перед едой.

5. Ем вкусную, но неполезную пищу (чипсы, сухарики).

6. Занимаюсь по утрам гимнастикой.

7. В холодную погоду выхожу на улицу без шапки.

8. Ем полезные овощи и фрукты.

Доктор: Молодцы! Я сегодня принесла для вас свой любимый и познавательный мультфильм. Который нам расскажет, как Фиксики и Дим Димыч решили победить всех микробов. Давайте мы его посмотрим?

Дети: Да!

Мультфильм «Фиксики» серия «Микробы»

Воспитатель: Ребята у доктора Пилюльки, ещё очень много дел. Давайте скажем спасибо за полученные полезные знания и попрощаемся.

Дети: До свидания! Спасибо!

Доктор: До свидания ребята! Теперь вы знаете, как победить вирусы и микробы!

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы с вами делали и узнали нового.

Дети: Вспомнили пословицы о здоровье. Узнали, что возбудители болезни это микробы – вирусы, как они выглядят и размножаются. Узнали, как передаются микробы и как уберечь себя от них. Поиграли в игры, сделали самомассаж и разминку для укрепления здоровья. Вспомнили правила личной гигиены и профилактики.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете правила личной гигиены и как уберечь себя от микробов и что необходимо делать для укрепления организма. Надеюсь, вы будете соблюдать всем правилам и никогда не заболеете.

 

Использованная литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 144 с.

2. Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика» Москва, 2016г.

3. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М. Н. Кузнецова. – М.: Айрис-Пресс, 2008.- 96с.

4. Микляева Н. В., Ю. Н. Родионова Ю. Н. / Развиваем способности дошкольников: методическое пособие - Москва: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.

5. Нищева. Н. В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

6. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. — Москва: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с. — ("Вместе с детьми").



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы)

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы) Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Праздник к Дню матери в подготовительной группе «Росинка»

Праздник к Дню матери в подготовительной группе «Росинка» Вед.: Добрый вечер, говорим мы вам! Мы не случайно собрались сегодня в этот...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...