Конспект ООД по экологии с элементами театрализованной деятельности на тему: «Приключения колобка в лесу» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление: познавательно-речевое развитие.

Цель: создать условия для закрепления и пополнения знаний детей о грамотном и безопасном поведении в лесу.

Программные задачи:

Образовательные:

- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.

- Познакомить детей с названиями лекарственных растений.

- Закрепить модель поведения при обнаружении очага лесного пожара.

- Побудить к речевой активности.

Развивающие:

- Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.

- Побуждать к развитию умения детей работать в группе, договариваться.

- Способствовать развитию умения решать проблемные ситуации.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

- Поддерживать желание помогать другим.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Мотивация: Помощь героям сказки «Колобок».

Детская цель: совместно с колобком помочь героям сказки в их беде.

Рефлексия: Ребята, посмотрите, какой лес стал чистым, как красиво цветут цветы, а как прекрасно поют птицы. И звери лесные вас благодарят.

(На мультимедийном экране картина леса с животными, птицами, цветами. На заднем фоне включена запись щебетания птиц.)

Предварительная работа:

  1. Разучивание ритуала начала занятий «Букет» и «Утреннее приветствие».
  2. Распределение ролей и заучивание с детьми слов героев сказки.
  3. Чтение литературы: сказки матушки земли, экологические сказки, сказка о пожарной безопасности «Зайчик и его находка», «Пожар в лесу» (Алексей Веллес), сказка «Осколок стекла».
  4. Дидактические игры: «Что из чего сделано», «Береги природу».
  5. Настольно-печатные игры: «Береги живое», «Что происходит в природе».
  6. Беседы по картинкам «Уроки экологии».
  7. Беседа с детьми о правилах поведения в лесу и о причинах лесных пожаров.
  8. Разучивание физминутки «Вместе по лесу идём».
  9. Продуктивная деятельность: рисование знаков «Правила поведения в природе».
  10. Изготовление макета «Лес»

Методы и приёмы:

Игровой (ритуал начала занятия «Букет», «Утреннее приветствие» дидактическая игра «Сортируем мусор - бережём природу», «Правила поведения в лесу», викторина вопросов, физминутка «Вместе по лесу идём).

Наглядный (представление кукольного театра, презентация, карточки).

Словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, объяснение, показ, напоминание, ролевые инсценировки).

Практический: постановка экологической сказки «Колобок».

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, кукольный театр би-ба-бо (колобок, дед, баба), макет леса.

Раздаточный материал: контейнеры для мусора, карточки с изображением мусора, конверт с карточками, на которых написаны номера телефонов служб спасения, карточки с правилами поведения в лесу, костюмы героев сказки (или маски): колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.

 

Ход ООД:

Организация детей

Ритуал начала занятия «Букет», «Утреннее приветствие».

Воспитатель: Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.

Собираемся в букеты: по два, по четыре и все вместе.

Какой красивый, большой букет у нас получился.

Кому бы вы хотели его подарить?

Воспитатель:

Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!

С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята!
— Утра доброго всем вам!

Воспитатель: Ребята, а сказочку послушать не желаете?

А где послушать, там и посмотреть.

А сказка наша не простая,

Хоть всем знакомая такая.

Дети: Да

Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики.

(Стульчики стоят полукругом напротив театра.)

Ребята, отгадайте-ка загадку:

Покатился без оглядки

Через поле и лесок

Наш румяный …..

Дети: Колобок.

Воспитатель: Сказка – ложь, да в ней –намёк.

Посмотри и сам поймёшь.

Воспитатель переходит в театрализованную деятельность, показывает начало сказки, используя кукол би-ба-бо.

Дед (кукла би-ба-бо):

Вишь, дымок с трубы идёт?

То старуха колобок

Мне сегодня испечёт.

По сусекам поскребла,

По амбарам помела –

Аккурат на колобок

Там мучицы-то нашла.

А то всё с утра и пела:

«Дед, нема её, нема…»

Ну а запах-то какой!

Появляется старуха (кукла би-ба-бо)

Старуха (кукла би-ба-бо)

Всё. Готово. Испекла.

Остудить теперь нужда.

Дед: А хорош-то! А пригож!

Так и съел бы!

Старуха: Нет, не трожь!

Дед: Да не трону, не боись.

А бедовый, а румяный…

Дед перекатывает колобка (деревянный колобок) в руках, но тот падает на пол и катится.

Дед: Вот безрукий, непутёвый!

Стой! Куда ты? Погоди!

Старуха: Ну, держи его, держи!

Дед: Ой, лови его, лови!

Бесполезно. Не догоним!

Что же делать? Можь, вернётся?

Старуха: Нет, старик, он не вернётся…

Посмотри, как он хорош!

Дед: Ладно, бабка, не горюй!

Да, не плач ты, ради бога.

О-хо-хо…. Пойдём домой…

Воспитатель:

Плачет баба, плачет дед,

Колобка и следа нет.

Покатился без оглядки-

Засверкали только пятки-

Через поле и лесок

Наш румяный колобок.

Воспитатель убирает куклы би-ба-бо и театр.

Основная часть.

Воспитатель: Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается.

Воспитатель включает музыку леса, пение птиц. На мультимедийном экране появляется картинка леса.

Выходит колобок (ребёнок в костюме колобка) и припевает: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл».

На встречу выходит заяц (ребёнок в костюме зайца), идёт хромает и стонет.

Колобок: Что с тобой, косой? Почему ты хромаешь?

Заяц: Не лес стал у нас, а свалка. Люди приходили, мусор развалили. Кругом грязь, осколки, банки, целлофан, бумага, склянки. Что мне делать не пойму?

(На мультимедийном экране картина грязного леса.)

Воспитатель: Ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить?

Дети: убрать весь мусор в лесу.

Воспитатель: Правильно. Но мы должны это сделать ещё и по правилам. Нужно не просто собрать мусор, а разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».

Колобок помогает детям.

Дидактическая игра «Сортируем мусор-бережём природу»

(Дети собирают карточки, на которых изображён мусор, определяют материал, из которого изготовлена ненужная вещь и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нём.)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием, а главное помогли зайчику и очистили лес от мусора. Теперь зайчик может не бояться прыгать и бегать по кочкам.

Зайчик говорит ребятам спасибо и убегает.

Воспитатель:

И покатился без оглядки

Наш румяный колобок,

А навстречу ему… Волк.

Выходит волк (ребёнок в костюме волка): охает.

Колобок: Что ты волк такой хмурый?

Волк: Все моё волчье семейство заболело. А я вот всё хожу и лекарственные растения ищу. Но нет их нигде, всё сорвали, всё стоптали.

Колобок: А кто стоптал?

Волк: Люди гуляли и всё стоптали.

Воспитатель: Ох, ребята, что нам делать, как помочь лесному зверю. Надо волчье семейство спасать.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, перед вами карточки с лекарственными растениями, я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать и поднять карточку с правильным ответом. Слушайте внимательно.

На мультимедийном экране картина леса. Когда дети отгадают загадку на лесной картинке появляется лекарственное растение. Педагог поясняет детям его пользу. Карточки с изображением подорожника, крапивы, ромашки, одуванчика, зверобоя.

Загадывание загадок

Воспитатель:

Всегда растёт он вдоль дорожек.

Помощник от натёртых ножек.

А если ты простудился, отвар из него пригодился.

Дети: Подорожник

Воспитатель: Правильно. (Воспитатель поясняет пользу лекарственного растения.) Это подорожник. Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли «порезник, ранник».

Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

Дети: Крапива

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей-гласит народная мудрость. Её используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить? Листья крапивы съедобны, из неё готовят щи и салаты.

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок-

Остался стебелёк.

Дети: одуванчик.

Воспитатель: Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней.

Стоят в лугах сестрички-

Золотой глазок,

Белые реснички.

Дети: ромашка

Воспитатель: Лекарственная ромашка используется при простуде и кашле. Отваром из цветов ромашки полощут горло. Если выпить перед сном отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это?

Дети: Зверобой.

Воспитатель: Правильно, а почему оно так называется? Кто мне может ответить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Если его съест животное, оно может отравиться. Зверобой – средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивают боль. Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием.

Теперь благодаря вам, дети, в лесу вновь появились лекарственные растения и всё волчье семейство поправиться.

Волк благодарит ребят и уходит.

Колобок: ох устал я что-то….

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. А сейчас я предлагаю вместе с колобком немножечко размяться.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. 

Воспитатель:

Покатился колобок.

Волку он уже помог-

Помогать не стыдно ведь.

Глянь, сюда идёт….Медведь.

Выходит медведь (ребёнок в костюме медведя) и кричит: Пожар! Помогите пожар!!!

Колобок: Здравствуй, мишенька-медведь, где пожар? Какой пожар?

Медведь: Там в лесу пожар? Люди приходили и костёр не потушили! Ой, беда, беда! Все сгорит у нас до тла!

На мультимедийном экране картина «Лес в огне»

Колобок: Что же делать? Как нам быть? Как пожар лесной потушить?

Воспитатель: Что же делать нам ребята? Медлить нам никак нельзя.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы одни не справимся. Надо срочно позвонить в пожарную часть? А какой же номер? И что мы должны назвать по телефону?

Вам задание такое, слушайте внимательно! Разделитесь на две команды. Для каждой команды свой стол. На столе конверт, в конверте карточки с различными номерами служб спасения, предложениями и словами. Ваша задача среди них выбрать только правильный номер и те предложения и слова, которые вы должны сказать, когда звоните в пожарную часть.

Два стола, дети делятся на две команды и подходят к столу. Первый стол-первая команда, второй стол-вторая. На столах конверты со словами, из этих слов дети должны составить правильный текст.

(Карточки с номерами телефонов - 01,02,03,05; листы с предложениями – назвать своё имя и фамилию; в лесу горит огонь; назвать как зовут бабушку и дедушку; в болоте много комаров; кричать «Мы горим»; у меня болит горло; моя нога застряла в яме; Помогите, в лесу дым!; Мне жарко, я весь горю; животные горят; назвать адрес населённого пункта, например поселок Лесной; назвать адрес дома и квартиры, где ты проживаешь.)

Дети должны работать сообща. Среди команды выбирается один ребёнок, который будет говорить, что у них получилось.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы вызвали спасателей!

На мультимедийном экране появляются картинки пожарных машин.

Воспитатель: Подойдите все ко мне. (Ребята вместе с колобком и медведем встают в круг.) Сейчас мы с вами поиграем в викторину. А для этого нам понадобиться мяч.

Викторина вопросов

Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос. Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно педагогу.

Вопросы:

  1. Если ты увидел на опушке леса горит сухая трава? Твои действия.

(Позову взрослых, вызову пожарных.)

  1. Почему нельзя в лесу разбивать стеклянные бутылки?

(От стекла, на который направлен солнечный луч, может загореться сухая трава.)

  1. Чем опасно поджигать сухую траву?

(Огонь быстро распространится на деревья.)

  1. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу?

(Подготовить место для разведения костра-выкопать яму, разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние.)

  1. Какие последствия возникают при пожарах в лесу? (Сгорают деревья, страдают животные и люди.)
  2. Назвать всевозможные причины лесных пожаров.

(Высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка, непотушенный костёр, бутылки в лесу.)

  1. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?

(Тушение водой, заваливать песком, очищать лес от сухих веток.)

Воспитатель: Ребята, вы ответили на все вопросы. Молодцы! Помогли вы колобку и медведю! А главное мы спасли лес от пожара.

На экране картинка с лесом.

Медведь: Спасибо, ребята, что лес наш спасли!

Медведь уходит.

Воспитатель:

Покатился колобок,

Дует в спину ветерок.

Что ж, катись, коль не сидится.

Глянь, сюда бежит…Лисица

Лиса: Здравствуй, колобок! Слышала, что ты и твои помощники ребята лес очистили от грязи, волчьей стае помогли, мишку косолапого и лес от пожара спасли. Только всё не зря ли это? Люди снова к нам придут и ущерб лесу нанесут.

Колобок: Ты лиса не переживай, у меня есть такие помощники – дети, они сейчас вмиг, что-нибудь придумают.

Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, как же нам лес защитить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть вот такой макет леса. А что же тут не так?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Воспитатель: Вы прекрасно знаете, как себя вести в лесу. Перед вами на столе лежат маленькие знаки правил поведения в лесу. Вы должны выбрать те, которые говорят, что так в лесу делать запрещено и поместить их на макет леса.

Воспитатель: Молодцы!

Лиса: Спасибо, ребята, за вашу помощь.

Колобок: Нет, не зря я совершил прогулку эту!

Узнали мы как беззащитен лес

Порой он требует заботы

И мы должны его беречь.

Колобок благодарит детей за помощь и уходит!

Заключительная часть:

Воспитатель:

Вот и сказочки конец.

Кто понял смысл, тот молодец!

Воспитатель: Ребята, что значит любит природу?

Дети: ответы детей.

Один из детей рассказывает стихотворение:

Ребёнок:

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Воспитатель: Лес нужно беречь, так как это наш дом, наше богатство.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой лес стал чистым, как красиво цветут цветы, а как прекрасно поют птицы. И звери лесные вас благодарят.

Воспитатель обращает внимание детей на мультимедийный экран.

На мультимедийном экране картина леса с животными, птицами, цветами. На заднем фоне включена запись щебетания птиц.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?

 

Список используемой литературы.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Афанасенко Н.В. Колобок. Экологическая сказка // ПедСовет. - № 11. - ноябрь 2005.
  3. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  4. Камакин О.Н. Сказка о том, что бывает, если люди правил не знают // ПедСовет. - № 3. – март 2009.
  5. Камакин О.Н. Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал // ПедСовет. - № 3. – март 2009.
  6. Краснова А.Н. Экологическая сказка «Эколобок» // ПедСовет. - № 3. – 2011.
  7. Левина О.И. Земля - наш общий дом // ПедСовет. - № 5. – май 2006.

 

Приложение.

Фотоматериал. Макет леса, используемый во время занятия с детьми.

1

2

Макет изготовила воспитатель Чухина Вера Андреевна.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Наши маленькие соседи»

«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...

Читайте также

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...