Конспект ООД по экологии с элементами театрализованной деятельности на тему: «Приключения колобка в лесу» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие.
Направление: познавательно-речевое развитие.
Цель: создать условия для закрепления и пополнения знаний детей о грамотном и безопасном поведении в лесу.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.
- Познакомить детей с названиями лекарственных растений.
- Закрепить модель поведения при обнаружении очага лесного пожара.
- Побудить к речевой активности.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.
- Побуждать к развитию умения детей работать в группе, договариваться.
- Способствовать развитию умения решать проблемные ситуации.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
- Поддерживать желание помогать другим.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Мотивация: Помощь героям сказки «Колобок».
Детская цель: совместно с колобком помочь героям сказки в их беде.
Рефлексия: Ребята, посмотрите, какой лес стал чистым, как красиво цветут цветы, а как прекрасно поют птицы. И звери лесные вас благодарят.
(На мультимедийном экране картина леса с животными, птицами, цветами. На заднем фоне включена запись щебетания птиц.)
Предварительная работа:
- Разучивание ритуала начала занятий «Букет» и «Утреннее приветствие».
- Распределение ролей и заучивание с детьми слов героев сказки.
- Чтение литературы: сказки матушки земли, экологические сказки, сказка о пожарной безопасности «Зайчик и его находка», «Пожар в лесу» (Алексей Веллес), сказка «Осколок стекла».
- Дидактические игры: «Что из чего сделано», «Береги природу».
- Настольно-печатные игры: «Береги живое», «Что происходит в природе».
- Беседы по картинкам «Уроки экологии».
- Беседа с детьми о правилах поведения в лесу и о причинах лесных пожаров.
- Разучивание физминутки «Вместе по лесу идём».
- Продуктивная деятельность: рисование знаков «Правила поведения в природе».
- Изготовление макета «Лес»
Методы и приёмы:
Игровой (ритуал начала занятия «Букет», «Утреннее приветствие» дидактическая игра «Сортируем мусор - бережём природу», «Правила поведения в лесу», викторина вопросов, физминутка «Вместе по лесу идём).
Наглядный (представление кукольного театра, презентация, карточки).
Словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, объяснение, показ, напоминание, ролевые инсценировки).
Практический: постановка экологической сказки «Колобок».
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, кукольный театр би-ба-бо (колобок, дед, баба), макет леса.
Раздаточный материал: контейнеры для мусора, карточки с изображением мусора, конверт с карточками, на которых написаны номера телефонов служб спасения, карточки с правилами поведения в лесу, костюмы героев сказки (или маски): колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.
Ход ООД:
Организация детей
Ритуал начала занятия «Букет», «Утреннее приветствие».
Воспитатель: Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.
Собираемся в букеты: по два, по четыре и все вместе.
Какой красивый, большой букет у нас получился.
Кому бы вы хотели его подарить?
Воспитатель:
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята!
— Утра доброго всем вам!
Воспитатель: Ребята, а сказочку послушать не желаете?
А где послушать, там и посмотреть.
А сказка наша не простая,
Хоть всем знакомая такая.
Дети: Да
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики.
(Стульчики стоят полукругом напротив театра.)
Ребята, отгадайте-ка загадку:
Покатился без оглядки
Через поле и лесок
Наш румяный …..
Дети: Колобок.
Воспитатель: Сказка – ложь, да в ней –намёк.
Посмотри и сам поймёшь.
Воспитатель переходит в театрализованную деятельность, показывает начало сказки, используя кукол би-ба-бо.
Дед (кукла би-ба-бо):
Вишь, дымок с трубы идёт?
То старуха колобок
Мне сегодня испечёт.
По сусекам поскребла,
По амбарам помела –
Аккурат на колобок
Там мучицы-то нашла.
А то всё с утра и пела:
«Дед, нема её, нема…»
Ну а запах-то какой!
Появляется старуха (кукла би-ба-бо)
Старуха (кукла би-ба-бо)
Всё. Готово. Испекла.
Остудить теперь нужда.
Дед: А хорош-то! А пригож!
Так и съел бы!
Старуха: Нет, не трожь!
Дед: Да не трону, не боись.
А бедовый, а румяный…
Дед перекатывает колобка (деревянный колобок) в руках, но тот падает на пол и катится.
Дед: Вот безрукий, непутёвый!
Стой! Куда ты? Погоди!
Старуха: Ну, держи его, держи!
Дед: Ой, лови его, лови!
Бесполезно. Не догоним!
Что же делать? Можь, вернётся?
Старуха: Нет, старик, он не вернётся…
Посмотри, как он хорош!
Дед: Ладно, бабка, не горюй!
Да, не плач ты, ради бога.
О-хо-хо…. Пойдём домой…
Воспитатель:
Плачет баба, плачет дед,
Колобка и следа нет.
Покатился без оглядки-
Засверкали только пятки-
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.
Воспитатель убирает куклы би-ба-бо и театр.
Основная часть.
Воспитатель: Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается.
Воспитатель включает музыку леса, пение птиц. На мультимедийном экране появляется картинка леса.
Выходит колобок (ребёнок в костюме колобка) и припевает: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл».
На встречу выходит заяц (ребёнок в костюме зайца), идёт хромает и стонет.
Колобок: Что с тобой, косой? Почему ты хромаешь?
Заяц: Не лес стал у нас, а свалка. Люди приходили, мусор развалили. Кругом грязь, осколки, банки, целлофан, бумага, склянки. Что мне делать не пойму?
(На мультимедийном экране картина грязного леса.)
Воспитатель: Ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить?
Дети: убрать весь мусор в лесу.
Воспитатель: Правильно. Но мы должны это сделать ещё и по правилам. Нужно не просто собрать мусор, а разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».
Колобок помогает детям.
Дидактическая игра «Сортируем мусор-бережём природу»
(Дети собирают карточки, на которых изображён мусор, определяют материал, из которого изготовлена ненужная вещь и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нём.)
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием, а главное помогли зайчику и очистили лес от мусора. Теперь зайчик может не бояться прыгать и бегать по кочкам.
Зайчик говорит ребятам спасибо и убегает.
Воспитатель:
И покатился без оглядки
Наш румяный колобок,
А навстречу ему… Волк.
Выходит волк (ребёнок в костюме волка): охает.
Колобок: Что ты волк такой хмурый?
Волк: Все моё волчье семейство заболело. А я вот всё хожу и лекарственные растения ищу. Но нет их нигде, всё сорвали, всё стоптали.
Колобок: А кто стоптал?
Волк: Люди гуляли и всё стоптали.
Воспитатель: Ох, ребята, что нам делать, как помочь лесному зверю. Надо волчье семейство спасать.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, перед вами карточки с лекарственными растениями, я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать и поднять карточку с правильным ответом. Слушайте внимательно.
На мультимедийном экране картина леса. Когда дети отгадают загадку на лесной картинке появляется лекарственное растение. Педагог поясняет детям его пользу. Карточки с изображением подорожника, крапивы, ромашки, одуванчика, зверобоя.
Загадывание загадок
Воспитатель:
Всегда растёт он вдоль дорожек.
Помощник от натёртых ножек.
А если ты простудился, отвар из него пригодился.
Дети: Подорожник
Воспитатель: Правильно. (Воспитатель поясняет пользу лекарственного растения.) Это подорожник. Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли «порезник, ранник».
Растёт зелёною стеной,
Её обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Дети: Крапива
Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей-гласит народная мудрость. Её используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить? Листья крапивы съедобны, из неё готовят щи и салаты.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок-
Остался стебелёк.
Дети: одуванчик.
Воспитатель: Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней.
Стоят в лугах сестрички-
Золотой глазок,
Белые реснички.
Дети: ромашка
Воспитатель: Лекарственная ромашка используется при простуде и кашле. Отваром из цветов ромашки полощут горло. Если выпить перед сном отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это?
Дети: Зверобой.
Воспитатель: Правильно, а почему оно так называется? Кто мне может ответить?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Если его съест животное, оно может отравиться. Зверобой – средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивают боль. Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием.
Теперь благодаря вам, дети, в лесу вновь появились лекарственные растения и всё волчье семейство поправиться.
Волк благодарит ребят и уходит.
Колобок: ох устал я что-то….
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. А сейчас я предлагаю вместе с колобком немножечко размяться.
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Воспитатель:
Покатился колобок.
Волку он уже помог-
Помогать не стыдно ведь.
Глянь, сюда идёт….Медведь.
Выходит медведь (ребёнок в костюме медведя) и кричит: Пожар! Помогите пожар!!!
Колобок: Здравствуй, мишенька-медведь, где пожар? Какой пожар?
Медведь: Там в лесу пожар? Люди приходили и костёр не потушили! Ой, беда, беда! Все сгорит у нас до тла!
На мультимедийном экране картина «Лес в огне»
Колобок: Что же делать? Как нам быть? Как пожар лесной потушить?
Воспитатель: Что же делать нам ребята? Медлить нам никак нельзя.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы одни не справимся. Надо срочно позвонить в пожарную часть? А какой же номер? И что мы должны назвать по телефону?
Вам задание такое, слушайте внимательно! Разделитесь на две команды. Для каждой команды свой стол. На столе конверт, в конверте карточки с различными номерами служб спасения, предложениями и словами. Ваша задача среди них выбрать только правильный номер и те предложения и слова, которые вы должны сказать, когда звоните в пожарную часть.
Два стола, дети делятся на две команды и подходят к столу. Первый стол-первая команда, второй стол-вторая. На столах конверты со словами, из этих слов дети должны составить правильный текст.
(Карточки с номерами телефонов - 01,02,03,05; листы с предложениями – назвать своё имя и фамилию; в лесу горит огонь; назвать как зовут бабушку и дедушку; в болоте много комаров; кричать «Мы горим»; у меня болит горло; моя нога застряла в яме; Помогите, в лесу дым!; Мне жарко, я весь горю; животные горят; назвать адрес населённого пункта, например поселок Лесной; назвать адрес дома и квартиры, где ты проживаешь.)
Дети должны работать сообща. Среди команды выбирается один ребёнок, который будет говорить, что у них получилось.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы вызвали спасателей!
На мультимедийном экране появляются картинки пожарных машин.
Воспитатель: Подойдите все ко мне. (Ребята вместе с колобком и медведем встают в круг.) Сейчас мы с вами поиграем в викторину. А для этого нам понадобиться мяч.
Викторина вопросов
Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос. Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно педагогу.
Вопросы:
- Если ты увидел на опушке леса горит сухая трава? Твои действия.
(Позову взрослых, вызову пожарных.)
- Почему нельзя в лесу разбивать стеклянные бутылки?
(От стекла, на который направлен солнечный луч, может загореться сухая трава.)
- Чем опасно поджигать сухую траву?
(Огонь быстро распространится на деревья.)
- Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу?
(Подготовить место для разведения костра-выкопать яму, разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние.)
- Какие последствия возникают при пожарах в лесу? (Сгорают деревья, страдают животные и люди.)
- Назвать всевозможные причины лесных пожаров.
(Высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка, непотушенный костёр, бутылки в лесу.)
- Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?
(Тушение водой, заваливать песком, очищать лес от сухих веток.)
Воспитатель: Ребята, вы ответили на все вопросы. Молодцы! Помогли вы колобку и медведю! А главное мы спасли лес от пожара.
На экране картинка с лесом.
Медведь: Спасибо, ребята, что лес наш спасли!
Медведь уходит.
Воспитатель:
Покатился колобок,
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится.
Глянь, сюда бежит…Лисица
Лиса: Здравствуй, колобок! Слышала, что ты и твои помощники ребята лес очистили от грязи, волчьей стае помогли, мишку косолапого и лес от пожара спасли. Только всё не зря ли это? Люди снова к нам придут и ущерб лесу нанесут.
Колобок: Ты лиса не переживай, у меня есть такие помощники – дети, они сейчас вмиг, что-нибудь придумают.
Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, как же нам лес защитить?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть вот такой макет леса. А что же тут не так?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: Вы прекрасно знаете, как себя вести в лесу. Перед вами на столе лежат маленькие знаки правил поведения в лесу. Вы должны выбрать те, которые говорят, что так в лесу делать запрещено и поместить их на макет леса.
Воспитатель: Молодцы!
Лиса: Спасибо, ребята, за вашу помощь.
Колобок: Нет, не зря я совершил прогулку эту!
Узнали мы как беззащитен лес
Порой он требует заботы
И мы должны его беречь.
Колобок благодарит детей за помощь и уходит!
Заключительная часть:
Воспитатель:
Вот и сказочки конец.
Кто понял смысл, тот молодец!
Воспитатель: Ребята, что значит любит природу?
Дети: ответы детей.
Один из детей рассказывает стихотворение:
Ребёнок:
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Воспитатель: Лес нужно беречь, так как это наш дом, наше богатство.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой лес стал чистым, как красиво цветут цветы, а как прекрасно поют птицы. И звери лесные вас благодарят.
Воспитатель обращает внимание детей на мультимедийный экран.
На мультимедийном экране картина леса с животными, птицами, цветами. На заднем фоне включена запись щебетания птиц.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?
Список используемой литературы.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Афанасенко Н.В. Колобок. Экологическая сказка // ПедСовет. - № 11. - ноябрь 2005.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Камакин О.Н. Сказка о том, что бывает, если люди правил не знают // ПедСовет. - № 3. – март 2009.
- Камакин О.Н. Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал // ПедСовет. - № 3. – март 2009.
- Краснова А.Н. Экологическая сказка «Эколобок» // ПедСовет. - № 3. – 2011.
- Левина О.И. Земля - наш общий дом // ПедСовет. - № 5. – май 2006.
Приложение.
Фотоматериал. Макет леса, используемый во время занятия с детьми.
Макет изготовила воспитатель Чухина Вера Андреевна.
Читайте также |
---|
Проект «Наши маленькие соседи»
«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»
Дидактическая игра «Сварим суп и компот»
Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...
Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…
Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...